menu
person


ГДЗ по истории 10 класс учебник Уколова, Ревякин §3. Индия и Китай в древности


Вспомните важнейшие черты древневосточной деспотии. Какие функции выполняло государство на Древнем Востоке?

Древневосточная деспотия характеризовалась следующими чертами:

Авторитарная власть: Власть была сосредоточена в руках монарха, который обладал неограниченной властью и контролировал все сферы общественной жизни.
Бюрократия: Монархи создавали сложную бюрократическую систему для управления государством, где чиновники назначались и увольнялись центральной властью.
Состояние зависимости: Большинство населения находилось в зависимости от государства и монарха, их ресурсы и труд использовались для обогащения верхушки общества.
Централизованное управление: Государство контролировало земельные ресурсы, распределение продукции и даже религиозные обряды.

Каково мнение учёного относительно сопоставления буддизма и брахманизма? По тексту параграфа определите сходство и различия идей буддизма и брахманизма.

Сопоставление буддизма и брахманизма:
Учёные считают, что буддизм и брахманизм имеют сходства и различия.

Сходство: Оба учения возникли на территории Древней Индии и долгое время взаимодействовали между собой. Оба учения стремились к духовному совершенствованию и освобождению от страданий жизни.
Различия: Однако буддизм отличается от брахманизма отсутствием веры в брахманов (брахманов) как высших жрецов и отвергает многие брахманические ритуалы и обряды. Буддизм также акцентирует учение о карме и реинкарнации, но предлагает иной способ достижения освобождения.

Результаты деятельности Цинь Шихуана сохранились до наших дней и являются частью мирового культурного наследия. Как вы думаете, оправдывает ли это те методы, которыми действовал император для их создания? А как думали его современники?

Цинь Шихуан был первым императором Китая и внёс важный вклад в создание китайской империи и культуры. Он провел реформы, включая стандартизацию письма, мер и весов, а также строительство Великой Китайской стены. Однако для достижения своих целей он использовал жестокие методы, включая преследование оппозиции и уничтожение критических книг. Его современники могли воспринимать его деяния как необходимые для укрепления государства или как проявление тирании.

Что нового возникло в культуре в эпоху «осевого времени»? Как менялось отношение человека к миру и самому себе? Подумайте, какие последствия это могло иметь для развития человечества.

Эпоха "осевого времени" представляет собой период истории, когда в разных частях мира (Китай, Индия, Персия, Греция) происходили значительные философские, религиозные и культурные изменения. В этот период были сформулированы важные идеи и концепции, которые сильно повлияли на развитие человечества.

Изменение отношения к миру и себе: В этот период человек стал более самосознанным и начал искать внутренний смысл жизни. Возникли философские школы, религиозные учения и этические кодексы, которые обращались к внутреннему миру человека.
Последствия для развития человечества: Эпоха "осевого времени" сформировала базу для развития философии, религии, этики и культуры. Идеи, выработанные в этот период, оказались важными для формирования мировых религий, правовых систем и моральных ценностей, которые до сих пор оказывают влияние на современное общество.

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: варна, ведизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, «осевое время».

Варна - это социальная и кастовая система, характерная для древних индийских обществ. Она включает четыре основные касты: брахманы (жрецы и ученые), кшатрии (воины и правители), вайшьи (торговцы и земледельцы), шудры (рабочие и слуги). Пример использования: "Система варн была строго определена в древних индийских текстах, таких как "Ману-смрити"."

Ведизм - это древняя религиозная система, основанная на священных текстах Ведах. Она включает обряды, жертвоприношения и мифологию, связанные с богами, такими как Индра и Агни. Пример использования: "Ведизм был распространен в Древней Индии и оказал влияние на развитие буддизма и хиндуизма."

Буддизм - это религиозно-философская система, основанная на учениях Будды Сиддхартхи Гаутамы. Основной принцип - достижение освобождения от страданий (нирваны) путем просветления и духовной практики. Пример использования: "Буддизм возник в Древней Индии и распространился на большую часть Азии."

Конфуцианство - это философская система, основанная на учениях Конфуция, ориентированная на моральные ценности, семейные отношения и социальное устройство. Пример использования: "Конфуцианство оказало глубокое воздействие на культуру и общество Китая."

Даосизм - это философская система, основанная на учениях Лаоцзы, с акцентом на гармонии с природой, спонтанности и уважении к тайнам Великой Дао. Пример использования: "Даосизм вдохновил многие аспекты китайской культуры, включая медицину и искусство."

"Осевое время" - это концепция, предложенная философом Карлом Ясперсом, которая описывает период в истории, характеризующийся появлением религиозных и философских движений, таких как буддизм, конфуцианство и иудаизм, которые оказали глубокое воздействие на мировую историю. Пример использования: "Осевое время считается ключевым моментом в развитии человеческой культуры и мысли."

2. На материале двух параграфов составьте сложный план рассказа о народах индоевропейской языковой семьи.

3. Сравните систему варн с социальной структурой вавилонского общества по законам Хаммурапи. Выявите сходство и различия.

Варны в индийской системе каст являются строгой социальной иерархией, определяющей статус и роли людей на основе рождения.
Вавилонские законы Хаммурапи также устанавливали строгие социальные нормы и наказания, но они не основывались на кастовой системе.
Сходство: Обе системы регулировали социальные отношения и наказания за нарушение законов.
Различия: Варны основаны на кастовой принадлежности, в то время как законы Хаммурапи применялись ко всему населению независимо от касты.

4. Какие религиозно-философские системы были созданы в Китае? В чём суть каждой из них?

Конфуцианство: Система, основанная на учениях Конфуция, с акцентом на моральных ценностях, семейных отношениях и правительственной мудрости.
Даосизм: Учение о возврате к природе и гармонии с ней, подчеркивает принципы естественности и равновесия.
Буддизм: Религия, основанная на учениях Будды, об устранении страданий и достижении просветления.
Легизм: Философия, подчеркивающая роль законов и строгой власти в управлении обществом.

5. Выделите основания и сгруппируйте характерные черты истории Древнего Востока, перечисленные в параграфе.

Разнообразие культур и цивилизаций, включая Месопотамию, Древний Египет, Индию и Китай.
Развитие письменности, включая различные виды письма (клинопись, иероглифы, иератическое письмо).
Зависимость от природы и реки (например, Нил, Тигр и Евфрат) для сельского хозяйства.
Системы верований и религиозных практик, включая множество богов и ритуалов.
Развитие социальных и политических структур, таких как феодализм и монархии.
Важная роль философии и этики в формировании общественных норм и ценностей.

1. Используя материал параграфа о религиях Индии и дополнив его информацией о современном состоянии этих религий, самостоятельно разработайте структуру таблицы «Религии Индии в древности и современном мире», заполните её.

2. Предположите, какие русские слова соответствуют словам из санскрита: matar, bhratar, dvar, nava. О чём свидетельствуют ваши предположения?

matar - "мать" (сходство в звучании и значении);
bhratar - "брат" (сходство в звучании и значении);
dvar - "дверь" (сходство в звучании);
nava - "новый" (сходство в звучании и значении).
Эти предположения свидетельствуют о сходстве некоторых слов в санскрите и русском языке, что может быть связано с историческими и лингвистическими связями между этими языками.

3. Выделите существенные признаки «осевого времени». В учебнике и Интернете подберите и дайте краткую характеристику философских и религиозных учений «осевого времени».

Период культурных и философских преобразований, приходящийся на VI-V века до н.э.
Возникновение ключевых религиозных и философских учений, таких как буддизм, конфуцианство и даосизм.
Усиление акцента на морали, этике и личной ответственности.
Переход от магических и ритуальных верований к более абстрактным и философским концепциям.

4. На материале учебника и дополнительной литературы составьте периодизацию развития стран Древнего Востока. Есть ли сходные черты в истории этих стран?

Ранние цивилизации (III-II тысячелетие до н.э.): Возникновение первых государств и письменности.
Классические древние цивилизации (I тысячелетие до н.э. - I тысячелетие н.э.): Развитие философии, религии и социальных структур.
Средневековье (с I тысячелетия н.э.): Период феодализма и династических правлений.
Влияние иностранных завоевателей (с приходом иностранных завоевателей и колонизации).
Современная история (XIX век - наши дни): Процессы независимости, модернизации и глобализации.
Сходные черты в истории этих стран включают в себя влияние рек и природных ресурсов на развитие, разнообразные религиозные и философские традиции, а также периоды внешних завоеваний и воздействия других культур.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 10 класс учебник Уколова, Ревякин Параграф 3

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: