Вспомните важнейшие черты древневосточной деспотии. Какие функции выполняло государство на Древнем Востоке? Каково мнение учёного относительно сопоставления буддизма и брахманизма? По тексту параграфа определите сходство и различия идей буддизма и брахманизма. Результаты деятельности Цинь Шихуана сохранились до наших дней и являются частью мирового культурного наследия. Как вы думаете, оправдывает ли это те методы, которыми действовал император для их создания? А как думали его современники? Что нового возникло в культуре в эпоху «осевого времени»? Как менялось отношение человека к миру и самому себе? Подумайте, какие последствия это могло иметь для развития человечества. 1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: варна, ведизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, «осевое время». 2. На материале двух параграфов составьте сложный план рассказа о народах индоевропейской языковой семьи. 3. Сравните систему варн с социальной структурой вавилонского общества по законам Хаммурапи. Выявите сходство и различия. 4. Какие религиозно-философские системы были созданы в Китае? В чём суть каждой из них? 5. Выделите основания и сгруппируйте характерные черты истории Древнего Востока, перечисленные в параграфе. 1. Используя материал параграфа о религиях Индии и дополнив его информацией о современном состоянии этих религий, самостоятельно разработайте структуру таблицы «Религии Индии в древности и современном мире», заполните её. 2. Предположите, какие русские слова соответствуют словам из санскрита: matar, bhratar, dvar, nava. О чём свидетельствуют ваши предположения? 3. Выделите существенные признаки «осевого времени». В учебнике и Интернете подберите и дайте краткую характеристику философских и религиозных учений «осевого времени». 4. На материале учебника и дополнительной литературы составьте периодизацию развития стран Древнего Востока. Есть ли сходные черты в истории этих стран?