В чём историческое значение неолитической революции? Явилась ли она предпосылкой перехода к цивилизации? Какие «внешние» и «внутренние» факторы, на ваш взгляд, способствуют возникновению цивилизации? Как связаны власть и собственность на Востоке? В чём учёный видит отличие собственности на Востоке от собственности на Западе? Вспомните или прочитайте библейский сюжет о строительстве Вавилонской башни. Какая нравственная идея в нём заключена? 1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: древневосточная деспотия, власть-собственность, зороастризм, иудаизм, монотеизм, патриархальное рабство. 2. Составьте схему, отражающую характерные черты древневосточной деспотии. Каждую черту проиллюстрируйте примером из жизни Древнего Египта или Месопотамии. 3. Определите назначение и функции государства как важнейшего политического института цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии. 4. Назовите общие черты древнейших цивилизаций Месопотамии и Египта. 5. Составьте сложный план рассказа или хронологическую таблицу (по вашему выбору) по теме «Великие империи древности». Справедливо ли учёные применяют к ним термин «древневосточная деспотия»? 6. Выделите особенности хозяйственной жизни и государственного устройства Финикии. Как географическое положение Финикии по влияло на формирование цивилизации? 1. Как вы думаете, с какими сложностями сталкиваются учёные, изучающие ближневосточные государства и империи древности? 2. Обсудите, была ли собственность на Древнем Востоке неразрывно связана с властью. В чём это проявлялось?