menu


ГДЗ по истории 10 класс Уколова, Ревякин §14. Возрождение как культурноисторическая эпоха




Выделите основные направления духовного развития средневекового общества.

Основные направления духовного развития средневекового общества заключались в усилении религиозной иерархии и церковной теологии, в развитии схоластической мысли и университетской науки, в расширении христианской аскетики и культов святых, в становлении рыцарской и феодальной этики, а также в росте городских культурных форм: ремесел, цехов, городского права и городской литературы. Эти процессы шли параллельно с распространением латинской письменности, паломничеством, монашескими реформами и активным развитием иконографии и богослужебного искусства.

В чём, по мнению учёного, состоит отрицательная сторона Возрождения? Как А. Ф. Лосев демонстрирует субъективность исторического познания? В чём он видит причины этого? Подумайте, как её можно преодолеть.

Отрицательная сторона Возрождения, по мнению ученого, заключается в чрезмерном акценте на индивидуальности и эстетизации жизни, что иногда ведет к утрате общих нравственных ориентиров и к фрагментации мировоззрения. А. Ф. Лосев демонстрирует субъективность исторического познания, показывая, что любое историческое описание всегда окрашено ценностями, эстетическими предпочтениями и языковыми категориями автора; у него причиной этой субъективности считается историко-культурная обусловленность мысли, мифотворчество и невозможность полностью отстранённого взгляда. Преодолеть эту субъективность можно через критическое осмысление источников, сравнительный метод, междисциплинарность и прозрачное выявление собственных предпосылок исследователя, то есть через сознательное самокритическое отношение к собственным интерпретациям и широкую опору на разнообразные данные.

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: Возрождение (Ренессанс), гуманизм, макиавеллизм, утопия, натурфилософия, маньеризм.

Возрождение (Ренессанс) определяется как историко-культурное явление конца XIV—XVI вв., связанное с возрождением интереса к античному наследию, гуманистическим переоценкам человека и природного мира; примером использования в науке служат исследования по искусству и литературе эпохи, где термин обозначает художественные стили и культурные практики. Гуманизм понимается как мировоззренческое направление, ставящее в центр внимания человека, его достоинство, образование и свободное мышление; примеры — сочинения Петрарки и Эразма, гуманистическое образование в университетах и придворных школах. Макиавеллизм — политическая теория, сформулированная Никколо Макиавелли, ориентированная на практическую власть и разделение морали и политики; пример исторического применения — реалистичные политические проекты князей эпохи Возрождения. Утопия — литературно-философский жанр (проект идеального общества), употребляемый в исторических исследованиях для обозначения идеалистических социальных программ (пример: Томас Мор «Утопия»). Натурфилософия — ранняя форма естествознания, где природа объясняется целостными философскими концепциями (пример: работы Джордано Бруно и Джордано де ла Рока). Маньеризм — художественный стиль позднего Возрождения, отличающийся усложненностью формы, искусственной позой и эмоциональной напряжённостью; примеры живописи — работы Пармиджанино и поздних итальянских мастеров.

2. Назовите характерные черты Возрождения и проиллюстрируйте их историческими примерами.

Характерные черты Возрождения проявлялись в гуманистическом интересе к человеку и античному наследию, в внимании к реализму и индивидуальности в искусстве, в развитии перспективной живописи и анатомических исследований, в секуляризации знаний и росте светской культуры. Иллюстративно: в живописи Леонардо и Микеланджело демонстрируют интерес к анатомии и индивидуальному характеру; в архитектуре Брунеллески возрождает античные пропорции; в науке Галилео и Везалий вводят эмпирические методы и точные наблюдения.

3. Как гуманизм повлиял на социально-политическую и научную мысль?

Гуманизм повлиял на социально-политическую мысль тем, что усилил идею гражданской политической активности, права личности и критики произвола власти; в научной мысли гуманизм способствовал возврату к текстам античности, развитию филологии, исторической критики и распространению образования, что открыло путь к эмпирическим и методологическим преобразованиям в естественных науках.

4. Можно ли говорить, что в эпоху Возрождения произошёл полный отказ от средневекового мировоззрения? Свой ответ обоснуйте.

Говорить о полном отказе от средневекового мировоззрения в эпоху Возрождения нельзя: многие церковные институты и религиозные представления сохранялись, схоластические традиции влияли на университетскую науку, а переход был постепенным и комплексным. Возрождение сочетало в себе элементы новаторства и преемственности: секуляризация и гуманизм уживались с религиозной жизнью, а древние формы знания трансформировались, а не полностью отвергались.

5. Что означает термин «революция»? В чём выразилась «революция» в искусстве в эпоху Возрождения? Согласны ли вы с таким определением? Обоснуйте свой ответ.

Термин «революция» означает коренное, качественное изменение в общественных, политических или культурных структурах. Революция в искусстве эпохи Возрождения выразилась в радикальных изменениях художественной техники, композиции и тематики: возвращение к перспективе, изучение человеческой анатомии, интерес к природной натуре и индивидуальности, секуляризация художественных мотивов. Считать это «революцией» оправданно в том смысле, что изменения были системными и долговременными, но важно помнить, что это не одномоментный переворот, а постепенная трансформация, поэтому термин «революция» уместен при оговорках о постепенности и смешанности преемственности и новации.

6. Выделите этапы Возрождения. Соотнесите их с именами наиболее известных живописцев и архитекторов.

Этапы Возрождения можно соотнести с именами мастеров: раннее Возрождение (начало XV в.) связывают с Масаччо и Брунеллески, пресловутый «классический» расцвет (XV—начало XVI в.) — с Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело, позднее Возрождение и маньеризм (первая половина XVI в.) — с Пармиджанино, Тинторетто и Бронзино.

1. Выявите предпосылки Возрождения в античной и средневековой культурах. Составьте логическую схему, объясняющую возникновение этого культурно-исторического явления.

Предпосылки Возрождения восходят к античной культуре через сохранение текстов и рукописей, к реминисценциям античной эстетики в архитектуре и философии, а также к средневековым практикам: укреплению городов, развитию торговли, банков и меценатства, росту университетов и распространению грамотности; логическая схема возникновения выглядит так: сохранённое античное наследие + экономический и социальный подъем городов + формирование прослойки грамотных горожан и меценатов → рост интереса к гуманитарным наукам, формирование гуманизма → художественные и научные инновации.

2. Охарактеризуйте гуманизм с точки зрения средневековой культуры.

Гуманизм с точки зрения средневековой культуры мог рассматриваться как возвращение к человеческой централизации и светским ценностям, что сочеталось с критикой церковных злоупотреблений, но не обязательно отрицало религию; с точки зрения церкви гуманизм иногда вызывал осторожность, однако многие гуманисты оставались верующими и стремились к реформе образования и морали.

3. По материалам учебника, Интернета и дополнительной литературы составьте таблицу «Социально-политическая и научная мысль эпохи Возрождения» по схеме: автор и его произведение, основные идеи и значение для дальнейших исследований. Сделайте вывод о направлениях, в которых эта мысль развивалась.

4. Составьте таблицу «Искусство Возрождения». Продумайте, как она должна выглядеть, чтобы вместить максимальное количество информации по теме.

5. Эпохи Возрождения и Реформации называют социально-культурной модернизацией. Опираясь на понятие модернизации (с.11—13), аргументируйте своё отношение к данному научному выводу.

Эпохи Возрождения и Реформации действительно можно рассматривать как формы социально-культурной модернизации: они способствовали секуляризации власти и культуры, распространению грамотности, развитию научного метода и перераспределению власти в обществе. Если под модернизацией понимать переход от феодальных, церковно-ориентированных структур к более светским, бюрократизированным и рациональным формам управления и мышления, то утверждение о модернизационной природе этих эпох оправдано. В то же время модернизация была неоднородной: она шла неравномерно, сочетала инновации с традициями и имела как прогрессивные, так и контрреформаторские последствия; поэтому к выводу о модернизации следует подходить критически, учитывая региональные и социальные вариации.






ГДЗ по истории 10 класс учебник Уколова, Ревякин Параграф 14

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):