menu
person


ГДЗ по истории 10 класс учебник Уколова, Ревякин §1. Предыстория


Историческое познание сегодня

Что, по мнению В. О. Ключевского, является предметом изучения исторической науки? Приведите конкретные примеры.

Что имеет в виду С. Хантингтон, говоря о культуре как основном источнике конфликтов в современном мире? Согласны ли вы с ним?

Какой предмет изучения лежит в основе исследований представителей исторической антропологии? Как вы думаете, что будет главным в исследовании, написанном с точки зрения данной концепции?

Историческая антропология основывается на изучении человека в историческом контексте. Ее предметом исследования являются различные аспекты человеческой жизни и культуры в разные исторические периоды. Главным интересом исторической антропологии является анализ влияния социокультурных факторов на развитие и изменения в обществе и культуре. Эта дисциплина ставит задачей понимание, как именно человек и его образ жизни эволюционировали и изменялись на протяжении времени.

Если рассматривать исследование с точки зрения исторической антропологии, то оно, вероятно, будет фокусироваться на анализе конкретных аспектов человеческой жизни в определенный исторический период. Это может быть, например, исследование изменений в образе жизни и культурных практиках населения в сельских районах России в XIX веке под влиянием модернизации. Такое исследование будет анализировать, как менялись традиции, обычаи и поведенческие паттерны населения под воздействием социокультурных изменений, связанных с модернизацией.

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: история, цивилизация, историческая антропология, модернизация.

История - наука, изучающая прошлое человечества на основе анализа и интерпретации исторических источников.
Цивилизация - сложная культурная и социальная структура общества, характеризующаяся определенным уровнем развития и организации.
Историческая антропология - дисциплина, изучающая человека и его культурные аспекты в историческом контексте.
Модернизация - процесс обновления и модернизации общества, связанный с внедрением новых технологий и социокультурных изменений.

2. Как происходит процесс исторического познания? Представьте его в виде схемы.

Сбор и анализ источников.
Интерпретация полученных данных.
Формулировка исторических гипотез и теорий.
Синтез полученных знаний и создание исторической нарративной структуры.
Построение выводов и обобщений на основе проведенного исследования.

3. Заполните таблицу «Исторические дисциплины» по схеме: название дисциплины, предмет её исследования.

История России - исследование истории России и ее народов.
Мировая история - изучение истории всего человечества.
Историческая антропология - анализ влияния культурных аспектов на развитие общества и человека в исторической перспективе.
История искусств - изучение истории развития искусства и архитектуры.
Экономическая история - анализ экономических аспектов и их влияния на исторические процессы.

4. Перечислите виды исторических источников. В чём состоит их особенность? Проиллюстрируйте ответ примерами.

Письменные источники (документы, хроники, дневники).
Устные источники (рассказы, легенды, свидетельства).
Материальные источники (артефакты, археологические находки).
Графические источники (карты, рисунки, фотографии).
Электронные источники (веб-сайты, архивы).

5. Может ли историк быть объективным? Своё мнение аргументируйте.

 Историк может стремиться к объективности, но всегда остается влияние субъективных факторов, таких как интерпретация данных, выбор источников и их интерпретация. Поэтому абсолютная объективность в историческом исследовании может быть недостижимой целью, но историк всегда должен стремиться к максимальной объективности, следуя методам и стандартам исторической науки.

6. Назовите современные концепции исторического развития. Составьте в наиболее рациональной форме конспект пункта 3 параграфа.

Теория модернизации - описывает процесс обновления и современного развития общества.
Теория зависимости - анализирует влияние мировой системы на развитие стран.
Постколониальная теория - изучает последствия колониализма и постколониальных процессов.
Теория исторической эволюции - рассматривает изменения в обществе как часть естественного процесса эволюции.

7. Составьте схему «Три эшелона модернизации».

1. Выделите социальные функции истории. Какую роль играет история в политике? Приведите примеры идеологизации истории.

История служит источником уроков и опыта. Изучая прошлое, общество извлекает уроки из прошлых ошибок и успехов, что помогает принимать более обоснованные решения в настоящем.
История способствует формированию национальной идентичности. Она помогает людям понять свою историю, традиции и ценности, что укрепляет чувство принадлежности к определенной нации или культуре.
История играет важную роль в политике. Политики используют исторические события и аналогии, чтобы обосновать свои решения и стратегии. Также история может быть использована для манипуляции общественным мнением.

Примеры идеологизации истории включают в себя:

Националистическую историю, где исторические события представляются с точки зрения национальной гордости и превосходства.
Религиозную историю, где исторические события интерпретируются через религиозную призму и используются для подтверждения вероучений.
Политическую историю, где исторические события могут быть представлены с целью оправдать или осудить действия политических лидеров или партий.

2. Напишите рассуждение на тему «Три причины, по которым люди изучают историю, и что изучение истории даст лично мне».

Понимание прошлого: Изучение истории позволяет понять, как формировался современный мир, какие события и процессы привели к нынешнему положению дел. Это помогает развивать критическое мышление и аналитические способности.
Извлечение уроков: История научает нас урокам прошлого, позволяя избегать повторения ошибок и применять успешные стратегии.
Формирование идентичности: Изучение истории помогает мне понять свою культурную и историческую принадлежность, что способствует формированию собственной идентичности и уважению к другим культурам.

§1. Предыстория

Что является предметом исторической науки? В чём состоят трудности исторического познания первобытной эпохи?

Предметом исторической науки является изучение развития человеческой цивилизации с момента появления первых представителей Homo sapiens. Трудности исторического познания первобытной эпохи связаны с ограниченностью источников информации, а также с отсутствием письменных документов в данном периоде.

Как вы думаете, что побуждало людей уже в древности искать ответ на вопрос о происхождении мира и человека?

В древности людей побуждало искать ответы на вопросы о происхождении мира и человека в первую очередь жажда познания и объяснения окружающего мира. Мифологические представления и религиозные верования были одними из способов объяснения мира.

Предположите (см. карту на с.23), где могли проходить «мосты суши», по которым человек переселялся в Австралию и Америку. В чём, по вашему мнению, должно было состоять культурное и биологическое приспособление человека к жизни в заполярной тундре?

Возможные "мосты суши" для переселения человека в Австралию и Америку могли находиться в районах современной Азии и Аляски. Культурное и биологическое приспособление человека к жизни в заполярной тундре включало разработку специфических навыков выживания, таких как охота на животных с мехом, использование утепленной одежды и создание укрытий.

Обратите внимание, что в мифах также ставятся вопросы о чести, долге, этике и нравственности. Подумайте, почему эти вопросы возникают уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества.

Появление вопросов о чести, долге, этике и нравственности уже на ранних стадиях развития человеческого общества связано с необходимостью установления правил и норм поведения в группе и взаимоотношений с окружающим миром.

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: антропогенез, религия, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, политеизм, неолитическая революция, племя, община.

Антропогенез: Это процесс эволюции и становления человека как вида.
Религия: Это система верований и практик, связанных с духовными и сверхъестественными силами.
Анимизм: Это вера в то, что все объекты и явления природы обладают духами или живыми сущностями.
Тотемизм: Это система верований, при которой определенные группы или кланы связывают себя с определенными животными или объектами как своими предками или защитниками.
Фетишизм: Это вера в силу и сверхъестественные способности определенных объектов.
Магия: Это практика использования обрядов и ритуалов для воздействия на окружающий мир.
Политеизм: Это вера в множество богов.
Неолитическая революция: Это переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и скотоводству.
Племя: Это небольшая социальная группа, обычно связанная общим происхождением и культурой.
Община: Это форма организации общества, где ресурсы и земля общи и управляются коллективно.

2. Что составляет содержание предыстории? Каково существенное различие предыстории и истории как двух этапов развития человечества?

Содержание предыстории включает в себя изучение периода, предшествующего появлению письменности и письменных источников. Этот период охватывает множество важных событий и процессов, которые сформировали основы человеческой цивилизации и повлияли на дальнейшее развитие общества.

Существенное различие между предысторией и историей заключается в наличии письменных документов. В предыстории информация о событиях и жизни людей передается через археологические находки, палеонтологические исследования, изучение антропологических данных и анализ искусства, религии и мифологии. История, в свою очередь, начинается с момента появления письменных источников, которые позволяют более точно и подробно изучать прошлые события и периодизировать их.

3. Выделите основания и сгруппируйте признаки неолитической революции, приведённые в тексте параграфа.

4. Рассмотрите карту на с.23. Где располагались древнейшие очаги земледелия? Вспомните, что вы знаете о климате и растительном ми ре этих регионов. Сделайте вывод о наиболее благоприятных условиях для возникновения земледелия.

Древнейшие очаги земледелия располагались в регионах, ныне известных как Ближний Восток и Восточная Азия. Эти регионы были благоприятными для земледелия из-за наличия плодородных почв, рек и климата, подходящего для сельского хозяйства.

5. Охарактеризуйте основные формы первобытной религии. Как религия бы ла связана с повседневной жизнью человека?

Основные формы первобытной религии включали в себя анимизм (вера в духов природы), тотемизм (связь с определенными животными или объектами), фетишизм (поклонение определенным объектам), магию (использование ритуалов для воздействия на окружающий мир), и политеизм (вера в множество богов). Религия была тесно связана с повседневной жизнью человека и служила для объяснения природных явлений и событий.

6. Назовите стадии организации общества, предшествующие возникновению государства. Оформите данный материал в виде схемы.

1. Какие новые научные открытия могут служить подтверждением того, что антропогенез не образует плавной эволюционной линии? Найдите дополнительную информацию о них в научной литературе или Интернете. Подготовьте сообщение.

2. Заполните таблицу «Изменения в жизни людей каменного века» по схеме: период, новообразования, их значение.

3. В каком случае неолитическую революцию можно рассматривать как модернизацию? Свой ответ обоснуйте.

Неолитическую революцию можно рассматривать как модернизацию в случае, когда она включает в себя существенные изменения в образе жизни, экономических отношениях и технологиях общества, что приводит к более продвинутой и эффективной форме организации общества. Модернизация предполагает переход от более примитивных и устаревших способов выживания и производства к более сложным, разнообразным и усовершенствованным методам. В случае неолитической революции, это включало в себя переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, что позволило обществу обеспечивать более стабильный и обильный продовольственный ресурс. Этот переход также сопровождался изменениями в социальной организации, появлением постоянных поселений и развитием ремесленного производства.

4. Что учёные называют престижной экономикой? Какую роль игра ли богатство и престиж в формировании социального неравенства и собственности?

Престижная экономика - это форма экономических отношений, в которой богатство и статус играют ключевую роль в формировании социального неравенства и собственности. В такой экономике богатство и владение ресурсами дают людям большую власть и привилегии, что приводит к углублению социальных различий и формированию элиты, которая контролирует доступ к ресурсам и власти. Престижная экономика основывается на идее, что некоторые индивиды или группы обладают выдающимися качествами или ресурсами, что делает их более ценными и почитаемыми в обществе. Это может приводить к неравенству в распределении богатства и власти.

5. Проанализировав текст учебника и изображения на цветной вклейке, заполните таблицу по схеме: исторический период, виды изобразительного искусства, особенности изображения.

6. Сделайте вывод о тенденциях развития изобразительного искусства в период Первобытности. Сравните их с тенденциями развития современного искусства. Видите ли вы аналогии?

Тенденции развития изобразительного искусства в период Первобытности включали в себя украшение предметов быта, рисунки на стенах пещер, изображения животных и охоту. Это искусство было тесно связано с жизнью первобытных обществ, и его функцией было как украшение, так и передача информации о реальной жизни, охоте и религиозных верованиях.

Современное искусство имеет более разнообразные и многообразные тенденции, включая абстракцию, эксперименты с формой и материалами, а также обращение к социальным и политическим темам. Аналогии могут быть найдены в том, что искусство по-прежнему является выразительным средством передачи информации и идей, но формы и стили могут сильно различаться в зависимости от культурного контекста и художественных течений.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 10 класс учебник Уколова, Ревякин Параграф 1

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: