menu


ГДЗ по истории 10 класс Уколова, Ревякин §1. Предыстория


Вложение

Историческое познание сегодня

Что, по мнению В. О. Ключевского, является предметом изучения исторической науки? Приведите конкретные примеры.

Что имеет в виду С. Хантингтон, говоря о культуре как основном источнике конфликтов в современном мире? Согласны ли вы с ним?

Какой предмет изучения лежит в основе исследований представителей исторической антропологии? Как вы думаете, что будет главным в исследовании, написанном с точки зрения данной концепции?

Историческая антропология основывается на изучении человека в историческом контексте. Ее предметом исследования являются различные аспекты человеческой жизни и культуры в разные исторические периоды. Главным интересом исторической антропологии является анализ влияния социокультурных факторов на развитие и изменения в обществе и культуре. Эта дисциплина ставит задачей понимание, как именно человек и его образ жизни эволюционировали и изменялись на протяжении времени.

Если рассматривать исследование с точки зрения исторической антропологии, то оно, вероятно, будет фокусироваться на анализе конкретных аспектов человеческой жизни в определенный исторический период. Это может быть, например, исследование изменений в образе жизни и культурных практиках населения в сельских районах России в XIX веке под влиянием модернизации. Такое исследование будет анализировать, как менялись традиции, обычаи и поведенческие паттерны населения под воздействием социокультурных изменений, связанных с модернизацией.

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: история, цивилизация, историческая антропология, модернизация.

История - наука, изучающая прошлое человечества на основе анализа и интерпретации исторических источников.
Цивилизация - сложная культурная и социальная структура общества, характеризующаяся определенным уровнем развития и организации.
Историческая антропология - дисциплина, изучающая человека и его культурные аспекты в историческом контексте.
Модернизация - процесс обновления и модернизации общества, связанный с внедрением новых технологий и социокультурных изменений.

2. Как происходит процесс исторического познания? Представьте его в виде схемы.

Сбор и анализ источников.
Интерпретация полученных данных.
Формулировка исторических гипотез и теорий.
Синтез полученных знаний и создание исторической нарративной структуры.
Построение выводов и обобщений на основе проведенного исследования.

3. Заполните таблицу «Исторические дисциплины» по схеме: название дисциплины, предмет её исследования.

История России - исследование истории России и ее народов.
Мировая история - изучение истории всего человечества.
Историческая антропология - анализ влияния культурных аспектов на развитие общества и человека в исторической перспективе.
История искусств - изучение истории развития искусства и архитектуры.
Экономическая история - анализ экономических аспектов и их влияния на исторические процессы.

4. Перечислите виды исторических источников. В чём состоит их особенность? Проиллюстрируйте ответ примерами.

Письменные источники (документы, хроники, дневники).
Устные источники (рассказы, легенды, свидетельства).
Материальные источники (артефакты, археологические находки).
Графические источники (карты, рисунки, фотографии).
Электронные источники (веб-сайты, архивы).

5. Может ли историк быть объективным? Своё мнение аргументируйте.

 Историк может стремиться к объективности, но всегда остается влияние субъективных факторов, таких как интерпретация данных, выбор источников и их интерпретация. Поэтому абсолютная объективность в историческом исследовании может быть недостижимой целью, но историк всегда должен стремиться к максимальной объективности, следуя методам и стандартам исторической науки.

6. Назовите современные концепции исторического развития. Составьте в наиболее рациональной форме конспект пункта 3 параграфа.

Теория модернизации - описывает процесс обновления и современного развития общества.
Теория зависимости - анализирует влияние мировой системы на развитие стран.
Постколониальная теория - изучает последствия колониализма и постколониальных процессов.
Теория исторической эволюции - рассматривает изменения в обществе как часть естественного процесса эволюции.

7. Составьте схему «Три эшелона модернизации».

1. Выделите социальные функции истории. Какую роль играет история в политике? Приведите примеры идеологизации истории.

История служит источником уроков и опыта. Изучая прошлое, общество извлекает уроки из прошлых ошибок и успехов, что помогает принимать более обоснованные решения в настоящем.
История способствует формированию национальной идентичности. Она помогает людям понять свою историю, традиции и ценности, что укрепляет чувство принадлежности к определенной нации или культуре.
История играет важную роль в политике. Политики используют исторические события и аналогии, чтобы обосновать свои решения и стратегии. Также история может быть использована для манипуляции общественным мнением.

Примеры идеологизации истории включают в себя:

Националистическую историю, где исторические события представляются с точки зрения национальной гордости и превосходства.
Религиозную историю, где исторические события интерпретируются через религиозную призму и используются для подтверждения вероучений.
Политическую историю, где исторические события могут быть представлены с целью оправдать или осудить действия политических лидеров или партий.

2. Напишите рассуждение на тему «Три причины, по которым люди изучают историю, и что изучение истории даст лично мне».

Понимание прошлого: Изучение истории позволяет понять, как формировался современный мир, какие события и процессы привели к нынешнему положению дел. Это помогает развивать критическое мышление и аналитические способности.
Извлечение уроков: История научает нас урокам прошлого, позволяя избегать повторения ошибок и применять успешные стратегии.
Формирование идентичности: Изучение истории помогает мне понять свою культурную и историческую принадлежность, что способствует формированию собственной идентичности и уважению к другим культурам.

§1. Предыстория

Что является предметом исторической науки? В чём состоят трудности исторического познания первобытной эпохи?

Предметом исторической науки является изучение развития человеческой цивилизации с момента появления первых представителей Homo sapiens. Трудности исторического познания первобытной эпохи связаны с ограниченностью источников информации, а также с отсутствием письменных документов в данном периоде.

Как вы думаете, что побуждало людей уже в древности искать ответ на вопрос о происхождении мира и человека?

В древности людей побуждало искать ответы на вопросы о происхождении мира и человека в первую очередь жажда познания и объяснения окружающего мира. Мифологические представления и религиозные верования были одними из способов объяснения мира.

Предположите (см. карту на с.23), где могли проходить «мосты суши», по которым человек переселялся в Австралию и Америку. В чём, по вашему мнению, должно было состоять культурное и биологическое приспособление человека к жизни в заполярной тундре?

Возможные "мосты суши" для переселения человека в Австралию и Америку могли находиться в районах современной Азии и Аляски. Культурное и биологическое приспособление человека к жизни в заполярной тундре включало разработку специфических навыков выживания, таких как охота на животных с мехом, использование утепленной одежды и создание укрытий.

Обратите внимание, что в мифах также ставятся вопросы о чести, долге, этике и нравственности. Подумайте, почему эти вопросы возникают уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества.

Появление вопросов о чести, долге, этике и нравственности уже на ранних стадиях развития человеческого общества связано с необходимостью установления правил и норм поведения в группе и взаимоотношений с окружающим миром.

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: антропогенез, религия, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, политеизм, неолитическая революция, племя, община.

Антропогенез: Это процесс эволюции и становления человека как вида.
Религия: Это система верований и практик, связанных с духовными и сверхъестественными силами.
Анимизм: Это вера в то, что все объекты и явления природы обладают духами или живыми сущностями.
Тотемизм: Это система верований, при которой определенные группы или кланы связывают себя с определенными животными или объектами как своими предками или защитниками.
Фетишизм: Это вера в силу и сверхъестественные способности определенных объектов.
Магия: Это практика использования обрядов и ритуалов для воздействия на окружающий мир.
Политеизм: Это вера в множество богов.
Неолитическая революция: Это переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и скотоводству.
Племя: Это небольшая социальная группа, обычно связанная общим происхождением и культурой.
Община: Это форма организации общества, где ресурсы и земля общи и управляются коллективно.

2. Что составляет содержание предыстории? Каково существенное различие предыстории и истории как двух этапов развития человечества?

Содержание предыстории включает в себя изучение периода, предшествующего появлению письменности и письменных источников. Этот период охватывает множество важных событий и процессов, которые сформировали основы человеческой цивилизации и повлияли на дальнейшее развитие общества.

Существенное различие между предысторией и историей заключается в наличии письменных документов. В предыстории информация о событиях и жизни людей передается через археологические находки, палеонтологические исследования, изучение антропологических данных и анализ искусства, религии и мифологии. История, в свою очередь, начинается с момента появления письменных источников, которые позволяют более точно и подробно изучать прошлые события и периодизировать их.

3. Выделите основания и сгруппируйте признаки неолитической революции, приведённые в тексте параграфа.

4. Рассмотрите карту на с.23. Где располагались древнейшие очаги земледелия? Вспомните, что вы знаете о климате и растительном ми ре этих регионов. Сделайте вывод о наиболее благоприятных условиях для возникновения земледелия.

Древнейшие очаги земледелия располагались в регионах, ныне известных как Ближний Восток и Восточная Азия. Эти регионы были благоприятными для земледелия из-за наличия плодородных почв, рек и климата, подходящего для сельского хозяйства.

5. Охарактеризуйте основные формы первобытной религии. Как религия бы ла связана с повседневной жизнью человека?

Основные формы первобытной религии включали в себя анимизм (вера в духов природы), тотемизм (связь с определенными животными или объектами), фетишизм (поклонение определенным объектам), магию (использование ритуалов для воздействия на окружающий мир), и политеизм (вера в множество богов). Религия была тесно связана с повседневной жизнью человека и служила для объяснения природных явлений и событий.

6. Назовите стадии организации общества, предшествующие возникновению государства. Оформите данный материал в виде схемы.

1. Какие новые научные открытия могут служить подтверждением того, что антропогенез не образует плавной эволюционной линии? Найдите дополнительную информацию о них в научной литературе или Интернете. Подготовьте сообщение.

2. Заполните таблицу «Изменения в жизни людей каменного века» по схеме: период, новообразования, их значение.

3. В каком случае неолитическую революцию можно рассматривать как модернизацию? Свой ответ обоснуйте.

Неолитическую революцию можно рассматривать как модернизацию в случае, когда она включает в себя существенные изменения в образе жизни, экономических отношениях и технологиях общества, что приводит к более продвинутой и эффективной форме организации общества. Модернизация предполагает переход от более примитивных и устаревших способов выживания и производства к более сложным, разнообразным и усовершенствованным методам. В случае неолитической революции, это включало в себя переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, что позволило обществу обеспечивать более стабильный и обильный продовольственный ресурс. Этот переход также сопровождался изменениями в социальной организации, появлением постоянных поселений и развитием ремесленного производства.

4. Что учёные называют престижной экономикой? Какую роль игра ли богатство и престиж в формировании социального неравенства и собственности?

Престижная экономика - это форма экономических отношений, в которой богатство и статус играют ключевую роль в формировании социального неравенства и собственности. В такой экономике богатство и владение ресурсами дают людям большую власть и привилегии, что приводит к углублению социальных различий и формированию элиты, которая контролирует доступ к ресурсам и власти. Престижная экономика основывается на идее, что некоторые индивиды или группы обладают выдающимися качествами или ресурсами, что делает их более ценными и почитаемыми в обществе. Это может приводить к неравенству в распределении богатства и власти.

5. Проанализировав текст учебника и изображения на цветной вклейке, заполните таблицу по схеме: исторический период, виды изобразительного искусства, особенности изображения.

6. Сделайте вывод о тенденциях развития изобразительного искусства в период Первобытности. Сравните их с тенденциями развития современного искусства. Видите ли вы аналогии?

Тенденции развития изобразительного искусства в период Первобытности включали в себя украшение предметов быта, рисунки на стенах пещер, изображения животных и охоту. Это искусство было тесно связано с жизнью первобытных обществ, и его функцией было как украшение, так и передача информации о реальной жизни, охоте и религиозных верованиях.

Современное искусство имеет более разнообразные и многообразные тенденции, включая абстракцию, эксперименты с формой и материалами, а также обращение к социальным и политическим темам. Аналогии могут быть найдены в том, что искусство по-прежнему является выразительным средством передачи информации и идей, но формы и стили могут сильно различаться в зависимости от культурного контекста и художественных течений.






ГДЗ по истории 10 класс учебник Уколова, Ревякин Параграф 1

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):