Историческое познание сегодня Что, по мнению В. О. Ключевского, является предметом изучения исторической науки? Приведите конкретные примеры. Что имеет в виду С. Хантингтон, говоря о культуре как основном источнике конфликтов в современном мире? Согласны ли вы с ним? Какой предмет изучения лежит в основе исследований представителей исторической антропологии? Как вы думаете, что будет главным в исследовании, написанном с точки зрения данной концепции? 1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: история, цивилизация, историческая антропология, модернизация. 2. Как происходит процесс исторического познания? Представьте его в виде схемы. 3. Заполните таблицу «Исторические дисциплины» по схеме: название дисциплины, предмет её исследования. 4. Перечислите виды исторических источников. В чём состоит их особенность? Проиллюстрируйте ответ примерами. 5. Может ли историк быть объективным? Своё мнение аргументируйте. 6. Назовите современные концепции исторического развития. Составьте в наиболее рациональной форме конспект пункта 3 параграфа. 7. Составьте схему «Три эшелона модернизации». 1. Выделите социальные функции истории. Какую роль играет история в политике? Приведите примеры идеологизации истории. 2. Напишите рассуждение на тему «Три причины, по которым люди изучают историю, и что изучение истории даст лично мне». §1. Предыстория Что является предметом исторической науки? В чём состоят трудности исторического познания первобытной эпохи? Как вы думаете, что побуждало людей уже в древности искать ответ на вопрос о происхождении мира и человека? Предположите (см. карту на с.23), где могли проходить «мосты суши», по которым человек переселялся в Австралию и Америку. В чём, по вашему мнению, должно было состоять культурное и биологическое приспособление человека к жизни в заполярной тундре? Обратите внимание, что в мифах также ставятся вопросы о чести, долге, этике и нравственности. Подумайте, почему эти вопросы возникают уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. 1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: антропогенез, религия, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, политеизм, неолитическая революция, племя, община. 2. Что составляет содержание предыстории? Каково существенное различие предыстории и истории как двух этапов развития человечества? 3. Выделите основания и сгруппируйте признаки неолитической революции, приведённые в тексте параграфа. 4. Рассмотрите карту на с.23. Где располагались древнейшие очаги земледелия? Вспомните, что вы знаете о климате и растительном ми ре этих регионов. Сделайте вывод о наиболее благоприятных условиях для возникновения земледелия. 5. Охарактеризуйте основные формы первобытной религии. Как религия бы ла связана с повседневной жизнью человека? 6. Назовите стадии организации общества, предшествующие возникновению государства. Оформите данный материал в виде схемы. 1. Какие новые научные открытия могут служить подтверждением того, что антропогенез не образует плавной эволюционной линии? Найдите дополнительную информацию о них в научной литературе или Интернете. Подготовьте сообщение. 2. Заполните таблицу «Изменения в жизни людей каменного века» по схеме: период, новообразования, их значение. 3. В каком случае неолитическую революцию можно рассматривать как модернизацию? Свой ответ обоснуйте. 4. Что учёные называют престижной экономикой? Какую роль игра ли богатство и престиж в формировании социального неравенства и собственности? 5. Проанализировав текст учебника и изображения на цветной вклейке, заполните таблицу по схеме: исторический период, виды изобразительного искусства, особенности изображения. 6. Сделайте вывод о тенденциях развития изобразительного искусства в период Первобытности. Сравните их с тенденциями развития современного искусства. Видите ли вы аналогии?