Какие традиции восточных стран сочетались с задачами модернизации в первой половине XX в.? Какую направленность имела политика Японии в первой половине XX в.? В каких обстоятельствах две главные политические партии Китая пошли на сотрудничество? 1. Какое содержание вкладывается в понятие «модернизация» применительно к восточным обществам? Каковы методы и средства осуществления модернизации в различных странах Востока? 2. Подумайте, какая связь между внешней экспансией Японии и проблемами внутренней модернизации. 3. Подумайте над проблемой: почему Китаю потребовалось полстолетия, чтобы «определиться» с реформами? 4. Выясните, какие исторические условия в XX в. способствовали модернизации Китая, а какие затрудняли её. 5. В какой мере традиции повлияли на выбор ненасильственного сопротивления в антиколониальной борьбе в Индии? 1. Чем, по вашему мнению, была обусловлена «отсталость» Востока в первой половине XX в.? 2. Какую роль играли колониализм и сила традиций в развитии стран Востока? Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности Чем объясняется внутренняя нестабильность в большинстве стран Латинской Америки на протяжении длительного периода их развития? Назовите две главные политические силы, которые противостояли друг другу в странах Латинской Америки? На какие слои населения они опирались? Почему проблема обеспечения крестьян землёй была главной на повестке дня всех стран Латинской Америки? Какими путями она решалась в Мексике? 1. Назовите социальные группы в латиноамериканском обществе, которые поддерживали прогрессивные силы, и социальные группы, которые были опорой консервативных сил. 2. Чем вы можете объяснить особую остроту социальных конфликтов в латиноамериканском обществе? 3. Почему для Мексики стал определяющим эволюционный путь развития, а для Кубы - революционный? Почему для стран Латинской Америки характерны военные перевороты, диктатуры, путчи? Подумайте, может ли быть армия самостоятельной силой в обществе. Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности Назовите направления в искусстве и отдельные произведения, в которых наиболее ярко проявилось характерное для периода модернизма стремление автора представить свой личный, неповторимый взгляд на мир. Как изменилось понимание мира в новой научной картине, что означает субъективный взгляд на мир? Что такое синтез искусств, по вашему мнению, и в чём он проявляется? В чём вы видите главные различия двух направлений - импрессионизма и постимпрессионизма? 1. Каким представлял себе художника-авангардист журналистка и каким он в действительности оказался? 2. Какие вопрос вы хотели бы задать А. Матиссу? Назовите наиболее радикальные направления авангарда, в чём их главное отличие от других направлений? 1. Какие открытия фундаментальных наук в конце XIX - начале XX в. изменили представление о мироздании и были названы «революцией в естествознании»? Что нового было сказано наукой об обществе и человеке в начале XX в.? 2. Назовите российских представителей символизма в поэзии и изобразительном искусстве. 3. Объясните особенности стиля модерн на примере одного из произведений живописи или архитектуры. 4. Выделите главные черты искусства авангарда на примере одного из произведений по вашему выбору. 5. Что имеется в виду под понятием «литература „потерянного поколения"»? 1. Выберите одно из направлений в искусстве и, используя интернет-ресурсы, художественные альбомы и репродукции картин, размещённые на цветной вклейке в учебнике, подготовьте презентацию с рассказом об этом направлении. 2. Проанализируйте произведение искусства, относящееся к символизму. Поразмышляйте над символами и смыслами выбранного вами произведения.