menu


ГДЗ по истории 10 класс Шубин, Мягков §34. Советская культура и общество в середине 1960-х — начале 1980-х годов




Можно ли говорить о существовании различных советских культур в эпоху застоя?

Да, можно говорить о существовании различных советских культур в эпоху застоя. В этот период советское общество было разнообразным и многогранным, и различные социальные группы, регионы и профессиональные сообщества формировали свои уникальные культурные идентичности.

Например, существовали культурные различия между столичными и провинциальными областями, а также между разными этническими группами внутри страны. Кроме того, различные профессиональные общности, такие как инженеры, рабочие, учёные и художники, имели свои уникальные культурные особенности.

В эпоху застоя также происходило формирование различных культурных движений и подкультур, таких как рок-культура, андеграундное искусство, диссидентское движение и другие. Эти группы и сообщества разделяли собственные ценности, нормы поведения и культурные выражения, которые отличали их от официальной культуры, поддерживаемой государством.

Определите режиссёров этих фильмов. Подготовьте сообщение о том, как эти фильмы были встречены советскими критиками и зрителями.

1. В чём состояли особенности духовной жизни советского общества в середине 1960-х — начале 1980-х гг.?

Духовная жизнь советского общества в период с середины 1960-х по начало 1980-х годов была осложнена противоречиями между официальной идеологией и реальными потребностями и стремлениями людей. С одной стороны, государство пропагандировало атеистические идеи и стремилось контролировать религиозные проявления. С другой стороны, люди сохраняли свои духовные устремления и стремились к самовыражению через культуру, литературу, искусство и другие формы творчества. Вместе с тем, советское общество переживало период изменений и осмысления идеологических доктрин, что приводило к появлению новых течений и направлений в культуре и духовной жизни.

2. Какие деятели советской культуры и спорта обрели мировую славу и признание в этот период?

В период с середины 1960-х по начало 1980-х годов мировую славу и признание обрели многие деятели советской культуры и спорта. Среди них были кинорежиссёры, такие как Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Никита Михалков, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов; спортсмены, например, фигуристка Ирина Роднина, хоккеисты Владислав Третьяк и Валерий Харламов; композиторы и музыканты, включая Александра Пахмутова, Владимира Высоцкого, Булата Окуджаву; писатели и поэты, такие как Чингиз Айтматов, Василь Быков, Фазиль Искандер.

3. На каких примерах вы можете доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 1960-х — начале 1980-х гг.? Какие новые формы взаимовоздействия властей и творческой интеллигенции появились в эти годы?

В период с середины 1960-х по начало 1980-х годов идеологическое давление в литературе и искусстве становилось все более ощутимым. Примером может служить отношение властей к творчеству Андрея Тарковского. Его фильмы, хотя и признанные шедеврами мирового кинематографа, подвергались цензуре и были запрещены или сильно редактированы. Также можно упомянуть случаи запрета на публикацию произведений писателей, чьи идеи не соответствовали официальной линии партии. Например, произведения Бориса Пастернака и Александра Солженицына были запрещены в Советском Союзе из-за их критики советской системы. Новые формы взаимодействия властей и творческой интеллигенции включали в себя попытки включения последних в культурные проекты под контролем государства, а также создание официальных организаций, например, Союза писателей, для регулирования творческой деятельности.

Выясните, чем различались позиции Сахарова и Солженицына в диссидентском движении.

1. Кто такие диссиденты? Почему они появились в советском обществе?

Диссиденты в советском обществе были критически настроенной частью интеллигенции, которая выступала против произвола и нарушений прав человека со стороны коммунистической бюрократии. Они появились в ответ на ограничения свободы выражения, произвольные аресты и репрессии, а также нарушения прав личности и справедливости, которые существовали в советском обществе.

2. Какие цели ставили перед собой диссиденты?

Основной целью диссидентов было добиться демократизации общества и соблюдения государством его собственных законов. Они стремились к освобождению от произвола власти и защите прав и свобод граждан. Важным аспектом их деятельности было также привлечение внимания мирового сообщества к нарушениям прав человека в Советском Союзе.

3. Какие средства власть использовала в борьбе с инакомыслящими? Были ли эти средства эффективны?

Власть использовала различные средства для борьбы с диссидентами, включая аресты, судебные преследования, психиатрические диагнозы, принудительное лечение и высылку из страны. Диссиденты обвинялись в клевете на советский строй и приговаривались к длительным срокам заключения в лагерях или тюрьмах. Власть также пыталась изолировать диссидентов от общества и мировой общественности, контролируя их коммуникации и запрещая публикацию их материалов. Однако, несмотря на применяемые меры, диссидентское движение продолжало существовать и привлекать внимание к нарушениям прав человека в СССР.

1. Что было общего и различного в идеях «почвенников» и «либералов», советских «либералов» и либералов в Западной Европе?

Общим для идей "почвенников" и "либералов" было стремление к изменениям в советском обществе, хотя их подходы к этим изменениям существенно различались. Оба течения выступали за модернизацию и улучшение жизни, но при этом каждое из них подчеркивало свои уникальные аспекты.
"Почвенники" придерживались идей укрепления русских национальных традиций, критикуя бездушное техническое развитие и стремясь сохранить связь с дореволюционным прошлым. Они поднимали вопросы природы, культуры и социальной справедливости, идеализируя сельский уклад жизни и рассматривая его как основу для развития советского общества.

"Либералы", напротив, выступали за реформы, направленные на установление более свободного и демократичного общества. Их идеи варьировались от копирования западного общественного строя с многопартийностью и свободным рынком до сохранения социализма с возвращением к его демократическим принципам.

Отличие советских "либералов" от либералов в Западной Европе заключалось в их социал-демократической направленности и их понимании свободы и демократии, которые были адаптированы к особенностям советского общества и историческому контексту.

2. В чём причины появления неформальных движений в СССР?

Появление неформальных движений в СССР было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это была реакция на ограничения свободы выражения и нарушения прав человека со стороны советской власти. Неформальные обсуждения и споры стали площадкой для выражения недовольства и поиска альтернативных идей.
Во-вторых, неформальные движения возникли в ответ на неудовлетворённость существующим положением дел в обществе. Распространение бездушного технического развития, отсутствие культурных ценностей и ущерб природе вызывали недовольство среди интеллигенции и других общественных слоёв.

1. Росположите в хронологическом порядке следующие события: суд над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем; создание хельсинкских групп; высылка А. Солженицына из СССР; ссылка А. Сахарова в г. Горький.

Суд над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем (1966 г.)
Создание Хельсинкских групп (1976 г.)
Высылка А. Солженицына из СССР (1974 г.)
Ссылка А. Сахарова в г. Горький (1980 г.)

2. Прочитайте отрывок из записки Ю. В. Андропова в ЦК КПСС и ответьте на вопросы.

«На базе изготовления и распространения «самиздатовской»

литературы происходит определённая консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции».

Как назывались представители оппозиции, о которых идёт речь в отрывке? Чего они добивались?

Представителями оппозиции, о которых идёт речь в отрывке, были диссиденты. Они добивались свободы выражения, демократизации общества и соблюдения прав человека в СССР.

3. Назовите характерные черты развития культуры в СССР в 1964— 1 985 гг. Приведите не менее трёх итогов этого развития.

Характерные черты развития культуры в СССР в период с 1964 по 1985 годы включают:
Относительное ослабление идеологического давления, особенно в период оттепели;
Разнообразие творческих направлений и стилей;
Развитие андеграундной культуры и самиздата;
Постепенное появление возможности для более свободного выражения идей и творчества;
Ограничения и цензура со стороны власти.
Итоги развития культуры в этот период включают:

Увеличение культурного разнообразия;
Появление новых творческих идеологий и течений;
Становление альтернативных культурных практик и сообществ.

4. С опорой на текст параграфа заполните в тетрадях таблицу «Деятели культуры в середине 1 960-х — начале 1 980-х гг. и их достижения».

5. Сравните методы борьбы с инакомыслием в СССР в 1930-е и 1 970-е гг. Укажите, что было общим, а что — различным.

Методы борьбы с инакомыслием в СССР в 1930-е и 1970-е гг. имели как общие, так и различные черты. Общими были использование политических репрессий, аресты и суды, цензура и идеологическая пропаганда. Однако в 1970-е годы более активно применялись методы психиатрической репрессии и контроль за самиздатом и нелегальными публикациями.

6*.Подготовьте сообщение (презентацию) на тему «Особенности развития советской науки в середине 1960-х — первой половине 1980-х гг.». Какие примеры подтверждают развитие советской науки в указанный период? Каких международных премий удостоились советские учёные за их вклад в науку?

7*.Существует следующая точка зрения: «Черты развития культуры в СССР в период оттепели и эпоху застоя были сходными». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих её.

В период оттепели и эпохи застоя в СССР можно найти и сходные, и различные черты в развитии культуры. Сходные аспекты включают относительное ослабление цензуры и увеличение творческой свободы. Однако, застойный период характеризовался более жёстким контролем за культурой и идеологической пропагандой, чем оттепель, что стало препятствием для полноценного развития культурных идей и творчества.






ГДЗ по истории 9 класс учебник Вишняков, Могилевский Параграф 34

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):