Почему большевики одержали победу в Гражданской войне, а Белое движение потерпело поражение? Сравните агитационные плакаты времён Гражданской войны. Какой из них оказывает более сильное воздействие? Почему? 1. Что стало причиной вооружённого выступления Чехословацкого корпуса против советской власти? Какую роль он сыграл в нарастании вооружённого противостояния? 2. Как вы думаете, какие последствия для Белого движения имел разрыв с эсерами и меньшевиками в результате переворота 18 ноября 1918г.? 1. Что заставило германское правительство вывести свои войска с территории Украины? Для ответа используйте свои знания по новейшей истории. 2. Какую политику в отношении советской власти проводили страны Антанты? Почему их правительства не решились на полномасштабную интервенцию в Россию? 3. Как вы думаете, какое влияние оказала интервенция на отношение населения страны к белым? Аргументируйте свою точку зрения. 4. Покажите на карте на с. 58 основные районы высадки интервентов. Как вы думаете, почему большевистское руководство придавало такое большое значение удержанию Петрограда? 1. Что позволило Красной Армии осенью 1919 г. переломить ход войны в свою пользу? 2. Как вы думаете, какая власть — белых или красных — была предпочтительнее для крестьян в годы Гражданской войны? Аргументируйте свою точку зрения. 3. Проанализируйте с помощью карты на с. 79 ход решающих сражений 1919 г. — начала 1920 г. Какие чувства должен был пробудить этот плакат? К чему он призывает? 1. Какие цели преследовала Польша, вторгаясь на территорию Советской Украины? 2. Почему советские войска потерпели поражение в Польше? 3. Охарактеризуйте итоги и значение советско-польской войны. Почему её результаты не удовлетворяли обе стороны конфликта? Что заставило изображённых на картине людей покинуть родину? Как вы думаете, с какими чувствами они это делают? 1. Каковы причины поражения П. Н. Врангеля? 2. В каких национальных районах бывшей Российской империи большевики утвердили свою власть, а где они потерпели поражение? 3. С какой целью была создана Дальневосточная Республика? 1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: наступление Белой армии под командованием А. И. Деникина; свержение Директории и установление диктатуры А. В. Колчака; изгнание белых и интервентов с Дальнего Востока; восстание Чехословацкого корпуса; разгром армии П Н Врангеля в Крыму; советско-польская война. 2. Назовите понятие, о котором идёт речь: «Военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет». 3. О каком политическом деятеле идёт речь? По каким признакам вы это определили? «В ночь на 18 ноября 1918 г. в Омске казачьи офицеры арестовали четырех эсерои рукоиолителей Директории во главе с её председателем Н. Д. Авксентьевым. В сложившейся обстановке Совет министров — исполнительный орган Директории — объявил о прими ши на себя всей полноты верховно»* власти и затем постановил вручить сё одному лицу, присвоив ему титул Верховного правителя Росс и Не кого государства». 4. Что позволило большевикам переломить ход Гражданской войны в свою пользу? Укажите не менее трёх наиболее важных побед Красной Армии на фронтах Гражданской войны. 5. Сравните социально-экономическую политику белых и красных в период Гражданской войны. Укажите, что было общим (не менее трёх положений), а что — различным (не менее трёх различий). 6. Сформулируйте итоги и последствия Гражданской войны, разделив их на три группы: социально-экономические, политические и духовно-нравственные. 7. На основе материала параграфа закончите составлять хронологическую таблицу «Ход Гражданской войны». 8*. Что происходило в вашем крае в период Гражданской войны? Подготовьте небольшое сообщение об этом. 9*. Используя дополнительные источники информации, подготовьте небольшое сообщение об одном из военачальников (по выбору), продемонстрировавшем высокое боевое мастерство на полях сражений Гражданской войны. 10*. Существует точка зрения, что «победа красных в Гражданской войне объясняется не их силой, а слабостью и ошибками противников'». Опираясь на исторические факты, приведите два-три аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же — против неё.