Почему провалились попытки предотвратить распад СССР? Почему Горбачёв был вынужден давать слово своему политическому оппоненту — Сахарову? Чем были недовольны шахтёры? Что они требовали? Какие изменения произошли в органах государственной власти к 1991 г. по сравнению с политической системой, созданной Конституцией СССР 1977 г.? 1. Почему I Съезд народных депутатов СССР вызвал огромный общественный интерес? 2. Каковы были основные решения III Съезда народных депутатов СССР? 3. Определите причины и последствия подъёма оппозиционного движения. В чём вы видите смысл плаката? Свой ответ аргументируйте. 1. В каких формах проявилось обострение межнациональных отношений в СССР в конце 1980-х — начале 1990-х гг.? 2. Чем можно объяснить стремление республик, входящих в СССР, к обретению суверенитета? Как на это реагировал союзный центр? Почему Горбачёв согласился на объединение Германии? 1. Какие шаги руководство СССР предприняло для разрешения региональных конфликтов? 2. В чём вы видите причины распада социалистического содружества? 1. Какие шаги руководство СССР предприняло для разрешения региональных конфликтов? 2. В чём вы видите причины распада социалистического содружества? Какую роль сыграл Ельцин в организации отпора ГКЧП? 1. Какие меры предпринимай Горбачёв для сохранения СССР? Почему они оказались неэффективными? 2. Каковы были намерения участников ГКЧП? Почему ГКЧП не получил массовой поддержки в обществе? Почему лидеры трёх республик пошли на подписание соглашения о роспуске СССР и создании СНГ? 1. Как развивались события в СССР осенью 1991 г.? 2. Когда и как распался СССР? Была ли, на ваш взгляд, реальная альтернатива ликвидации Советского Союза? 3. Определите объективные и субъективные причины распада СССР. 1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: избрание М. С. Горбачёва Президентом СССР; I Съезд народных депутатов СССР; референдум о сохранении СССР; провозглашение суверенитета РСФСР в составе СССР; Беловежское соглашение о роспуске СССР и создании СНГ; вывод советских войск из Афганистана. 2. Прочтите отрывок из работы историка В А. Шестакова и укажите, какое название получил процесс, о котором идёт речь. «Центр не мог решить ни одной из накопившихся национальных проблем, и это спровоцировало движение национальных республик за образование самостоятельных государств. За считанные месяцы все союзные и большинство автономных республик приняли декларации о своём суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. В декларациях республики объявляли себя собственниками недр, земли. Часть из них приняла Закон о государственном языке, заявила о создании собственных армий, своей валюты». 3. Почему после неудач с экономическими реформами Горбачёв перешёл к политическим преобразованиям? 4. Сформулируйте не менее трёх последствий (результатов), к которым привела перестройка в социально-экономической сфере. Укажите не менее трёх основных итогов реформы политической системы в этот же период. 5. В чём заключалась суть «нового мышления»? Назовите не менее трёх основных итогов этой политики и приведите не менее трёх примеров её осуществления. 6. Чем было вызвано принятие Декларации о суверенитете РСФСР? Какие последствия оно имело? 7. Сравните политическую систему СССР накануне перестройки и в первой половине 1991 г. Укажите не менее трёх общих и трёх различных характеристик. 8*. Существует следующая точка зрения: «В начале 1990-х гг. сохранялась возможность предотвратить распад СССР». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих её. 9*. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Распад СССР». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1. Рассмотрите иллюстрации в начале главы. Прокомментируйте значение лозунга на плакате. Соответствует ли плакат социалистическому реализму? Почему вы так решили? О чём свидетельствует вторая фотография? Отражает ли визуальный ряд название главы? Аргументируйте свой ответ. 2. Составьте синхронистическую таблицу наиболее важных, с вашей точки зрения, событий отечественной и зарубежной истории (используйте материал из курса всеобщей истории). Период События в СССР Зарубежные события 1945—1953 гг. 1953—1964 гг. 1964—1985 гг. 1985—1991 гг. 3. Сформулируйте основные проблемы сельского хозяйства СССР в 1945—1985 гг. Какими причинами они были вызваны? Как их пытались решить? Насколько эффективны были эти попытки? 4. Составьте таблицу наиболее важных достижений культуры СССР в 1 945— 1991 гг. Графы для таблицы выберите самостоятельно. 5. Сравните Н. С. Хрущёва и Л. И. Брежнева как лидеров СССР и КПСС. Укажите, что было общим, а что различным в их методах руководства. 6. Проведите дискуссию в классе на тему «Можно ли было сохранить Советский Союз?». 7*. Выясните, какие события 1945—1991 гг. связаны с историей вашего края. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из таких событий на ваш выбор.