menu


ГДЗ по истории 10 класс Шубин, Мягков §31. Наука и культура в период оттепели




Что происходило с социалистическим реализмом в период оттепели?

В период оттепели в СССР происходили изменения в подходе к социалистическому реализму. Этот культурный период, начиная с конца 1950-х и до середины 1960-х, характеризовался большей свободой в творчестве и относительным ослаблением цензуры.

Социалистический реализм, который до этого был единственно допустимым стилем в искусстве, начал переосмысливаться. Художники и писатели стали экспериментировать с новыми темами и стилями, представляя альтернативные интерпретации социалистических идеалов. Это привело к появлению новых течений в искусстве, таких как "критический реализм" и "оттепельное искусство".

Важно отметить, что эти изменения не означали полного отказа от социалистических принципов, но скорее их более свободное и гибкое восприятие. Художники по-новому осмысливали идеи социализма и пробовали выражать их через разнообразные художественные средства.

Почему изображённое на фотографии событие считается одним из символов оттепели?

1. Чем характеризовалась духовная жизнь советского общества в период оттепели? Определите сущность и основные черты проводимой властями политики в области культуры.

В период оттепели духовная жизнь советского общества характеризовалась более свободным обменом идеями и дискуссиями на различные общественные темы. Люди ощущали себя менее стеснёнными и имели больше возможностей для самовыражения. Власть проводила политику десталинизации и реабилитации репрессированных деятелей, что коснулось и культуры. Ошибочные решения, принятые в области культуры в период сталинского режима, исправлялись, и многие художники и писатели были признаны невиновными в обвинениях в формализме и других преступлениях против идеалов советской власти.

2. Что свидетельствовало о расширении культурного пространства в период оттепели?

Расширение культурного пространства в период оттепели проявлялось в оживлении театральной жизни страны, создании новых театров и появлении новых постановок. Также происходило расширение издательской деятельности, появление новых литературных журналов, в которых стали публиковаться произведения, более реалистично отражающие советскую действительность. Культурное пространство расширялось за счёт проведения различных культурных мероприятий, фестивалей, и введения в обиход новых культурных практик, таких как чтение стихов на площадях и встречи с писателями и поэтами.

3. Какое влияние на развитие культуры оказало развенчание культа личности И. В. Сталина?

Развенчание культа личности И. В. Сталина оказало влияние на развитие культуры, поскольку стало возможным критическое осмысление и анализ прошлых событий и политики режима. Это способствовало появлению в литературе и искусстве произведений, рассказывающих о трагических событиях прошлого и жизни людей в условиях тоталитарного режима. Публикация таких произведений в литературных журналах и кинофестивалях демонстрировала разнообразие и свободу творчества, что способствовало более глубокому пониманию и осмыслению исторических событий и их последствий.

Определите, когда произошли события, которым посвящены эти марки. Какое значение для развития отечественной науки имели эти события?

События, изображённые на марках, относятся к периоду первых успехов в освоении космоса СССР. В частности, на марках изображены космические аппараты и события, связанные с пилотируемыми и беспилотными космическими полётами, такие как запуск первого искусственного спутника Земли (Спутник-1) в 1957 году и полёт Ю. А. Гагарина в космос в 1961 году. Эти события имели огромное значение для развития отечественной науки, техники и промышленности. Запуск первого спутника показал технические возможности СССР в области ракетостроения и космонавтики, а полёт Ю. А. Гагарина установил СССР как первую страну, отправившую человека в космос, и поднял престиж страны на мировой арене.

1. Какие отрасли советской науки развивались особенно успешно? Почему?

Особенно успешно в период научно-технической революции развивались отрасли, связанные с ракетостроением, космонавтикой, атомной энергетикой, авиацией и электроникой. Это было обусловлено не только высоким уровнем научного и технического потенциала страны, но и системой государственной поддержки и инвестирования в эти области. Научные и технические кадры получали широкие возможности для профессионального развития и внедрения своих идей благодаря содействию государства и высокому статусу науки в обществе.

2. Какие открытия и достижения советских учёных имели мировое значение и способствовали росту авторитета СССР в мире?

Разработка и запуск первого искусственного спутника Земли (Спутник-1) в 1957 году.
Полёт Ю. А. Гагарина в космос в 1961 году, который стал первым пилотируемым полётом человека в космосе.
Разработка и создание первой атомной электростанции в мире в Обнинске в 1954 году.
Успешное развитие ракетостроения и создание множества новых видов ракетной и космической техники, таких как ракеты-носители, спутники связи и навигации, космические станции и аппараты.
Создание первых советских электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в 1948-1951 годах, что позволило СССР войти в эру компьютерной техники и автоматизации производства.
Развитие авиации и создание новых типов воздушных судов, в том числе реактивных самолётов и вертолётов, благодаря работе конструкторских бюро под руководством выдающихся инженеров.

1. Чем была вызвана столь противоречивая политика Н. С. Хрущёва по отношению к советской интеллигенции? Какие последствия она имела?

Политика Н. С. Хрущёва по отношению к советской интеллигенции была противоречивой из-за несовместимости его личных взглядов и предпочтений с творческими направлениями идеологически независимых интеллектуалов. Хрущёв, хоть и поддерживал инициативы оттепели и развития культурной жизни, оказался консервативным в отношении авангардистских проявлений в искусстве. Его резкое негодование на выставке в Манеже в 1962 году свидетельствовало о его несогласии с развитием художественных течений, что вызвало напряжённые отношения с интеллигенцией. Это привело к усилению контроля партии над творческой деятельностью художников и писателей, что, в свою очередь, сказалось на свободе творчества и настроениях в интеллектуальной среде.

2. Как государство контролировало сферу культуры? Что изменилось в этом отношении по сравнению со сталинским временем?

Государство контролировало сферу культуры через централизованную систему цензуры, идеологической ориентации и поддержки искусства, а также через выражение официальной позиции партии в отношении культурных явлений и интеллектуальной деятельности. По сравнению со сталинским временем, характер контроля ослаб, однако, по мере прихода Хрущёва к власти, произошли некоторые изменения. Например, открытость к обсуждению некоторых общественных вопросов стала более приемлемой, и произошла частичная реабилитация некоторых культурных деятелей, репрессированных в период сталинизма. Тем не менее, контроль над сферой культуры оставался существенным, и признаки свободы выражения в искусстве были допустимы лишь в определенных рамках.

3. Почему посещение выставки в Манеже в 1962 г. считается одним из самых скандальных эпизодов правления Хрущёва?

Посещение выставки в Манеже в 1962 году считается одним из самых скандальных эпизодов правления Хрущёва из-за его резкой критики авангардистских произведений, что выразилось в его грубых высказываниях и оскорблениях в адрес художников. Этот инцидент показал несовместимость взглядов Хрущёва с творческими принципами искусства, вызвавших разочарование и недовольство у интеллигенции. Такое открытое выражение неудовольствия со стороны высокопоставленного партийного лидера было воспринято общественностью как проявление авторитаризма и неприятия культурных новаций, что лишь усилило напряженность в отношениях между властью и интеллигенцией.

Какую особенность эпохи оттепели отражает данный памятник?

1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: запуск первого искусственного спутника Земли; посещение Н. С. Хрущёвым художественной выставки в Манеже; космический полёт В. В. Терешковой; первый полёт человека в космос; начало работы первой атомной электростанции в Обнинске.

Начало работы первой атомной электростанции в Обнинске (1954 г.);
Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.);
Посещение Н. С. Хрущёвым художественной выставки в Манеже (1962 г.);
Первый полёт человека в космос (1961 г.);
Космический полёт В. В. Терешковой (1963 г.).

2. Каким событиям посвящены плакаты в начале параграфа? Как они сказались на авторитете СССР? Почему вы так решили?

Плакаты в начале параграфа посвящены научным и техническим достижениям Советского Союза, таким как запуск первого искусственного спутника Земли и начало работы первой атомной электростанции в Обнинске. Эти события имели значение для развития отечественной науки и техники, а также способствовали укреплению авторитета СССР в мире. Запуск спутника демонстрировал технологическое превосходство Советского Союза, а первая атомная электростанция подтверждала его лидерство в области атомной энергетики. Эти достижения также символизировали советское стремление к научному и техническому прогрессу, что укрепляло образ СССР как передовой научной и технологической державы.

3. Прочитайте отрывок из воспоминаний Л. 3. Лунгиной и ответьте на вопросы.

1) О каком явлении идёт речь?

Речь идет о явлении запрещения и забвения творчества величайших русских поэтов XX века, таких как Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, и Владислав Ходасевич, в период советской истории.

2) Какова была его роль в период оттепели?

Это явление свидетельствует о том, что в период оттепели общественное мнение стало более открытым к альтернативным идеям и творчеству, которое противоречило официальной идеологии. Инициатива разыскать и перепечатать произведения запрещенных поэтов демонстрирует стремление интеллигенции сохранить и передать культурное наследие, которое было подавлено в период тоталитарного режима. Это было актом сопротивления официальной политике и стимулировало культурное возрождение, ознаменовавшее собой период оттепели.

4. Назовите не менее двух новых тенденций, появившихся в отечественной культуре в период оттепели. Приведите не менее двух фактов, которые свидетельствуют о том, что СССР в период оттепели стал более открытой для внешнего мира страной.

Новые тенденции в отечественной культуре в период оттепели включали:

Появление альтернативных культурных движений и направлений, таких как самиздат и арт-группы.
Увеличение культурного обмена с западными странами и перевод иностранной литературы на русский язык.
Факты, свидетельствующие о более открытой политике СССР в период оттепели:

Подписание Венского договора в 1955 году, который ознаменовал конец оккупации Австрии и стал одним из первых шагов к улучшению отношений с Западом.
Участие советских художников и кинорежиссеров в международных фестивалях и выставках, таких как Каннский кинофестиваль и Биеннале в Вене.

5. Назовите не менее трёх основных положений, характеризующих развитие науки и техники в СССР в 1953—1964 гг. Приведите не менее трёх итогов этого развития.

Основные положения, характеризующие развитие науки и техники в СССР в 1953—1964 гг.:

Увеличение инвестиций в научные исследования и разработки.
Создание новых отраслей промышленности, основанных на научно-технических достижениях, таких как космонавтика и ядерная энергетика.
Развитие системы научных исследований и образования, включая строительство новых научных институтов и университетов.
Итоги развития науки и техники в СССР в этот период:

Возникновение советского космического программы и достижение множества космических рекордов, таких как первый полёт человека в космос.
Значительное увеличение производства высокотехнологичной продукции и повышение уровня жизни населения благодаря новым технологиям.
Усиление научного потенциала страны и повышение её статуса на мировой арене благодаря научным и техническим достижениям.

6. В чём вы видите противоречивый характер оттепели в духовной сфере? Покажите на трёх примерах пределы оттепели в культурной жизни.

Противоречивый характер оттепели в духовной сфере проявлялся следующим образом:

Политика ограничения религиозных свобод и преследования церковных деятелей при сохранении атеистической идеологии.
Преследование и запрет на некоторые культурные проявления, которые не соответствовали партийной линии, несмотря на общую атмосферу относительной свободы.
Цензура и контроль над творчеством интеллигенции, что ограничивало свободу выражения и творческого самовыражения.

7. Сравните основные черты развития культуры в СССР в 1 945— 1 953 гг. и 1954—1964 гг. Укажите не менее трёх общих характеристик и не менее трёх различий.

Основные черты развития культуры в СССР в 1945—1953 гг. и 1954—1964 гг.:
Общие характеристики:
Централизованное управление культурной сферой и контроль со стороны партии.
Пропаганда идеологии и формирование социалистического реализма в искусстве.
Борьба с влиянием западной культуры и идеологии.

Различия:
В период 1945—1953 гг. культурная жизнь была ориентирована на восстановление страны после войны, в то время как в период 1954—1964 гг. акцент был сделан на индустриализацию и технический прогресс.
В послевоенный период была активизирована борьба с космополитизмом и культом личности Сталина, в то время как в период оттепели отмечалась более широкая культурная свобода и относительное ослабление цензуры.
В 1950-е годы культурная политика была более консервативной и репрессивной, в то время как в 1960-е годы происходило отчасти освобождение культурной жизни и появление новых культурных течений.

8*. Используя дополнительные источники информации, раскройте характер изменений, которые произошли в период оттепели в системе образования Что, на ваш взгляд является самым главным достижением в этой области? Какие задачи была призвана решить образовательная реформа 1958 г.?

9*.В чём проявилось сходство общественной атмосферы («духа времени») периода 1920-х и 1950-х гг.? Чем различались эти периоды? Как в культуре периода оттепели сосуществовали советские традиции 1930— 1 940-х гг. и новации?

10*. Существует следующая точка зрения: «Политика Хрущёва в области культуры носила либеральный характер». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих её.






ГДЗ по истории 9 класс учебник Вишняков, Могилевский Параграф 31

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):