Почему СССР, победив нацистскую Германию и её союзников в 1945 г., прекратил своё существование в 1991 г.?
СССР прекратил своё существование в 1991 году по ряду причин, включая политические, экономические и социальные изменения. Политические реформы, такие как перестройка, проводимая Горбачевым, привели к раскрепощению общественного мнения и требованиям демократии.
Назовите не менее трёх источников восстановления советского хозяйства в послевоенное время.
Восстановление советского хозяйства после Второй мировой войны опиралось на несколько ключевых источников. Первым из них была масштабная программа восстановления промышленности, включая восстановление заводов и фабрик, разрушенных войной. Кроме того, акцент делался на развитии сельского хозяйства и восстановлении сельскохозяйственной инфраструктуры.
Для поддержки экономики в послевоенные годы также активно использовались кредиты и финансовая помощь со стороны стран социалистического лагеря, таких как Советский Союз. Это содействовало финансированию важных проектов и инвестиций.
Кроме того, интенсивное развитие науки и технологий, в том числе ядерной энергетики, способствовало повышению производительности и совершенствованию промышленных процессов, что способствовало восстановлению экономики после разрушений войны.
Картина была написана в 1949 г. Насколько она отражает послевоенные реалии?
1. С какими трудностями столкнулась промышленность СССР в послевоенный период? Как эти трудности преодолевались? Каковы были причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны?
Послевоенная промышленность СССР столкнулась с рядом трудностей, включая разрушения, вызванные войной, нехватку ресурсов и трудовой силы. Для их преодоления проводились масштабные программы восстановления и индустриализации, акцент делался на увеличении производства и внедрении новых технологий. В сельском хозяйстве проблемы связывались с отсутствием сельскохозяйственной техники, недостатком квалифицированных кадров, а также неблагоприятными погодными условиями. Для преодоления этих проблем проводились коллективизация и интенсивное внедрение современных методов сельского хозяйства.
2. Что изменилось в психологии советских людей за годы Великой Отечественной войны?
В годы Великой Отечественной войны советские люди переживали трудные испытания, что привело к изменениям в их психологии. Война укрепила чувство патриотизма, единства и солидарности. Люди стали более ценить семью, товарищество и героические доблести. Опыт войны оставил глубокий след в сознании советских граждан, формируя новые ценности и жизненную философию.
3. Как и с какой целью была проведена денежная реформа 1947 г.? Какие она имела последствия?
Денежная реформа 1947 года в СССР была проведена с целью стабилизации экономики и улучшения денежной системы. В результате реформы был введен новый советский рубль, произведено обновление банкнот и монет, а также установлены новые курсы обмена. Реформа помогла справиться с инфляцией, укрепила денежную систему и создала более стабильные условия для экономического развития.
Соберите информацию о подготовке и проведении Парада Победы 1945 г.
Известно, что картина неоднократно исправлялась автором. Соберите информацию о том, когда и почему это делалось. Кто исчез с этой картины, а кто на ней появился?
1. Почему после войны попал в опалу Г. К. Жуков и были репрессированы некоторые военачальники?
После войны Г. К. Жуков оказался в опале из-за его популярности и влияния, что могло быть воспринято как угроза для политической стабильности. Некоторые военачальники были репрессированы из-за подозрений в недостаточной лояльности или избыточной самостоятельности, что не соответствовало новым политическим реалиям.
2. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?
Усиление идеологического пресса после войны может быть объяснено стремлением укрепить идеологический контроль, поддерживать лояльность населения и укреплять власть путем формирования единой идеологической линии и подавления возможных оппозиционных мнений.
На обложке изображён соратник Т. Д. Лысенко, который обращается к своему оппоненту: «Из-за этих комнатных растений (схоластика обыкновенная, генетика формальная) вам не видно мичуринского сада». С опорой на текст параграфа объясните смысл этой карикатуры.
1. Какой смысл вы видите в борьбе властей с космополитами?
2. Почему деятельность Т. Д. Лысенко поддерживали советские власти?
С опорой на текст параграфа определите, какому событию посвящена эта карикатура и когда оно произошло.
Существует множество версий относительно смерти Сталина. Проведите небольшое расследование на эту тему. Кто из сталинского окружения был заинтересован в смерти вождя и почему?
1. Чем было вызвано «ленинградское дело»?
"Ленинградское дело" было вызвано обвинениями в "ленинградском враждебном центре" и предполагаемом участии в антисоветской деятельности определенных культурных и научных личностей в Ленинграде. Основными обвиняемыми были члены Академии наук, художники, писатели и ученые, считавшиеся "космополитами" и предполагаемыми противниками советской власти.
2. Какие изменения произошли в политической жизни страны в послевоенный период? Что осталось неизменным с довоенных времён?
В послевоенный период в СССР произошли существенные изменения в политической жизни. Был проведен процесс разрушения сталинского культа личности, сняты репрессии, а также внесены изменения в политическую систему, направленные на десталинизацию общества. Вместе с тем, сохранялись некоторые элементы довоенной системы, такие как централизованное управление и отсутствие политической плюрализации.
3. Смерть и похороны Сталина, по многочисленным свидетельствам, вылились в грандиозное оплакивание вождя. Чем бы вы объяснили подобную реакцию советских людей на его кончину?
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: денежная реформа и отмена карточной системы; постановление ЦК ВКП(6) «О журналах „Звезда" и „Ленинград"»; дело Еврейского антифашистского комитета; переименование ВКП(6) в КПСС; Парад Победы; смерть И. В. Сталина.
2. Как иллюстрации в начале параграфа отражают возврат к мирной жизни? Насколько это было важно для людей?
3. Прочитайте отрывок из статьи в газете «Правда» за 1949 г. и определите, о каком понятии идёт речь.
«Это проповедь так называемого ..мировою гражданства", отказа от принадлежности к какой бы то ни было нации, ликвидации национальных традиций и культуры народов пол ширмой создания „мировой", „общечеловеческой" культуры. Это отрицание исторически сложившихся особенностей в развитии народов, отрицание национальных интересов, национальной независимости, государственного суверенитета народов».
Отрывок из статьи в газете "Правда" за 1949 г. говорит о противостоянии "мировому гражданству", отказу от национальной принадлежности и критике идеи создания "общечеловеческой" культуры. Это подчеркивает важность национальных традиций, культуры и государственного суверенитета.
4. Укажите любые три меры, предпринятые советским руководством для перевода социально-экономической сферы жизни общества на мирные рельсы. Приведите не менее трёх примеров усиления административно-командной системы в послевоенный период.
5. В чём вы видите причины возврата сталинского руководства после Великой Отечественной войны к довоенной модели экономического развития? Укажите последствия такого выбора для советской экономики.
6. Сформулируйте не менее трёх причин возобновления массовых репрессий в СССР после Великой Отечественной войны. К каким последствиям для страны привела новая волна репрессий? Укажите не менее двух последствий.
7. Сравните политическую систему СССР в период 1930-х гг. и 1945— 1953 гг. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).
8*.На вооружение Красной Армии в 1949 г. был принят автомат М. Т. Калашникова, сконструированный в 1947 г. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о знаменитом советском конструкторе стрелкового оружия.
9*. Существует следующая точка зрения: «Политика И. В. Сталина способствовала успешному восстановлению хозяйства после войны». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих её.
10*. В послевоенные годы советские граждане снова почувствовали интерес к спорту, а в 1 952 г. СССР впервые принял участие в Олимпийских играх. Подготовьте сообщение об одном из знаменитых спортсменов второй половины 1940-х — начала 1950-х гг.: В. М. Боброве, А. П. Хомиче, М. М. Ботвиннике и др.