Коренной перелом завершился в 1943 г., но война продолжалась ещё долгих полтора года. Почему путь к окончательной победе над врагом оказался таким трудным и сложным? Какое символическое значение имел выход советских войск к государственной границе СССР? Выясните, кто снят на этой фотографии. 1. Опишите, опираясь на карту, ход операции «Багратион». Какую роль она играла в наступательных операциях 1944 г.? 2. Составьте хронологическую таблицу «Изгнание врага с территории СССР в 1944 г.». Найдите на карте географические пункты, упомянутые в тексте. 1. Перечислите причины освободительной миссии Красной Армии в Европе. На конкретных примерах охарактеризуйте роль СССР в освобождении стран Восточной Европы от нацизма. 2. Назовите и найдите на карте страны Восточной Европы, которые освободила Красная Армия. Подумайте, почему Рузвельт располагается между Черчиллем и Сталиным. Перечислите важнейшие решения Ялтинской конференции. Какие эмоции вызывает у вас картина? 1. Чем было вызвано ожесточённое сопротивление врага советским войскам зимой и весной 1945 г.? Сформулируйте две-три причины. 2. Какое военное и политическое значение имело взятие Берлина советскими войсками? Сформулируйте три положения. Какова цена победы советского народа в Великой Отечественной войне? Сформулируйте три-четыре положения. Используя дополнительные источники информации, сравните потери стран — участниц Второй мировой войны. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения? Какие изменения произошли в составе «Большой тройки» по сравнению с Тегеранской и Ялтинской конференциями и почему? Сравните решения Потсдамской конференции с договорённостями на Ялтинской конференции. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения? Опишите ход боевых действий на Дальнем Востоке в августе 1945 г. Какой вклад в разгром Японии внёс СССР? Сформулируйте три положения. Как вы думаете, почему Акт о капитуляции Японии был подписан на американском военном корабле? 1. Сформулируйте три причины создания ООН. 2. Перечислите итоги Второй мировой войны. 1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: советско-японская война; полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады; принятие Устава ООН; Ялтинская конференция; освобождение Освенцима; выход советских войск на румынскую границу; Потсдамская конференция; Белорусская наступательная операция советских войск; безоговорочная капитуляция Германии; открытие второго фронта во Франции; битва за Берлин. 2. Прочитайте отрывок из воспоминаний современника и укажите название военной операции, о которой идёт речь. «За семнадцать дней наступления армия продвинулась на гри-ета пятьдесят километров, форсировала Березину и Неман, вместе с соседями овладела городами Бобруйском и Минском, освободила пять тысяч населённых пунктов... Огромную помощь нам оказали партизаны Белоруссии. Множество их бригад, отрядов и групп сковывали противника в ею тылу, срывали его перевозки, содействовали нашим войскам в форсировании рек. Влившись в ряды нашей армии, партизаны не просто её пополнили, а умножили её героизм». По каким признакам вы определили название военной операции? 3. Составьте по самостоятельно разработанным критериям сравнительную таблицу «Конференции стран антигитлеровской коалиции в 1941 — 1945 гг.». 4. Какую идею отражают плакаты, изображённые в начале параграфа? 5. Рассмотрите «Сообщение о Берлинской конференции трёх держав». Какой термин опущен в этом отрывке? 6. Сравните два периода Великой Отечественной войны: 19 ноября 1942 г. — конец 1943 г. и январь 1944 г. — май 1945 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий). 7. Сформулируйте не менее трёх итогов Великой Отечественной войны. Укажите не менее трёх операций завершающего этапа войны. 8. Почему Советский Союз вступил в войну против Японии? Приведите не менее трёх объяснений. 9". Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение в удобной для вас, но обязательно наглядной форме о деятельности одного из советских дипломатов в годы войны и их роли в формировании антигитлеровской коалиции (М. М. Литвинов, И. М. Майский, А. А. Громыко). 10*. Ленд-лиз сыграл значительную роль в обеспечении победы Советского Союза над гитлеровской Германией и её союзниками. Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. 11*. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Значение победы СССР в Великой Отечественной войне». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Что на ней изображено? Какой смысл был заложен в памятник? Почему он установлен в Берлине? 2. Расположите в хронологическом порядке следующие события: Вис-ло-Одерская операция; Смоленское оборонительное сражение; Сталинградская битва; Берлинская операция; Курская битва; нападение Японии на Пёрл-Харбор. 3. Составьте синхронистическую таблицу основных событий на различных фронтах Второй мировой войны. Используйте материал из курса всеобщей истории. 4. Сравните Первую и Вторую мировые войны. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий). 5. Проведите дискуссию в классе, обсудив тезис: «СССР в любом случае победил бы в Великой Отечественной войне». 6*. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о памятнике в вашем регионе, который связан с событиями Великой Отечественной войны. 7*. Существует следующая точка зрения: «Военные поражения СССР в начальный период Великой Отечественной войны были вызваны действиями советского руководства». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. 8". Выясните, какие герои фронта и тыла Великой Отечественной войны связаны с вашим краем. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из них на ваш выбор.