Пользуясь иллюстрацией, сформулируйте самостоятельно главный вопрос параграфа. 1. Когда началась Вторая мировая война? В какой момент советское руководство решило взять под защиту население Западной Украины и Западной Белоруссии? 2. Каким образом Западная Украина и Западная Белоруссия вернулись в состав СССР? Насколько реалистично отражены события советско-финляндской войны? Действительно ли финны сдавались добровольно? 1. В чём состояли причины и итоги советско-финляндской войны? 2. Перечислите международные и внутренние последствия «зимней войны» для СССР. 1. Сформулируйте причины и цепи присоединения к СССР Прибалтики и Бессарабии. 2. Какие аргументы использовала советская дипломатия для обоснования действий СССР в отношении соседних стран? Какие территории вошли в состав СССР в 1939—1940 гг.? Как изменилась западная граница страны и какое значение это имело в дальнейшем для СССР? 1. Почему начали обостряться отношения между Германией и СССР? 2. Когда был принят план «Барбаросса»? Что он предусматривал? 1. Какие меры предпринимало советское руководство по укреплению обороноспособности страны накануне войны? 2. Какие изменения в Красной Армии произошли в предвоенные годы? Как они повлияли на обороноспособность страны? 1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: вхождение прибалтийских государств в СССР; начало советско-финляндской («зимней») войны; принятие плана «Барбаросса»; начало Второй мировой войны; подписание Договора о дружбе и границе между СССР и Германией. 2. Объясните значение понятий «зимняя война», «линия Маннергейма», «план „Барбаросса"», «вишистская Франция». Когда и в связи с чем они возникли? 3. Сформулируйте не менее трёх основных внешнеполитических задач, которые ставил перед СССР И. В. Сталин в 1 939 г. Приведите не менее трёх примеров попыток военного или дипломатического решения этих задач в 1939-1940 гг. 4. Заполните в тетрадях таблицу «Подготовка СССР к войне». Конкретные цели Действия советского руководства 5*. Среди современных историков существуют споры по поводу даты начала Второй мировой войны. Возможными датами начала войны называют аншлюс Австрии в 1938 г., нападение Японии на Китай в 1937 г., Мюнхенский договор 1938 г., нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. Как вы думаете, почему этот вопрос стал особенно часто подниматься в последние годы? Проанализируйте каждую из позиций на предмет ответственности тех или иных стран за развязывание войны. Подумайте, к каким международным последствиям могут привести подобные попытки переписывания истории. 6*. Существует следующая точка зрения: «СССР успешно готовился к войне с Германией». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих её. 1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Объясните символику гер-ба СССР. 2. Сравните замысел, проведение и результаты «военного коммунизма» и новой экономической политики. Укажите не менее трёх общих характеристик и не менее трёх различий. 3. Что такое культ личности? Как формировалось в СССР это явление? 4*. Существует следующая точка зрения: «К концу 1920-х гг. нэп изжил себя». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих её 5. Проведите дискуссию в классе, обсудив тезис: «Была ли необходима индустриализация и коллективизация в СССР в 1930-е гг.». 6. Можно ли считать массовые репрессии 1930-х гг. закономерным следствием избранной большевиками модели социально-экономического и политического развития СССР? Свой ответ объясните. 7. Составьте синхронистическую таблицу основных событий внешней политики в России и мире в 1920— 1930-е гг. Используйте материал из курса всеобщей истории. 8. Сравните политику партии и государства в отношении культуры в 1 920-е и 1 930-е гг. Выделите черты сходства и различия. 9. Охарактеризуйте динамику развития советско-германских отношений в 1920—1930-е гг. Каковы причины сближения СССР и Германии в 1939 г.? Сформулируйте не менее трёх причин. 10*. Выясните, какие события 1920—1930-х гг. связаны с историей вашего края. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из таких событий на ваш выбор.