Пользуясь иллюстрацией, сформулируйте самостоятельно главный вопрос параграфа.
Чем вы можете объяснить широкое распространение стахановского движения?
Широкое распространение стахановского движения объясняется рядом факторов. Во-первых, оно было активно поддерживаемо советским руководством, особенно в лице Иосифа Сталина. Движение стахановцев было призвано стимулировать трудящихся к увеличению производительности и соблюдению рабочего дисциплины, что соответствовало целям индустриализации СССР.
1. Почему не все партийцы были довольны политикой Сталина?
Не все партийцы были довольны политикой Сталина из-за нескольких причин. Во-первых, собственная консолидация власти Сталина часто велась путем репрессий и исключения политических оппонентов, что вызывало недовольство внутри партии. Во-вторых, сталинская индустриализация и коллективизация сельского хозяйства сопровождались тяжелыми экономическими и социальными последствиями, что также вызывало критику.
2. Определите итоги социально-экономического развития страны в середине 1930-х гг.
В середине 1930-х годов СССР достиг значительных успехов в социально-экономическом развитии. Индустриализация привела к строительству множества промышленных объектов, увеличению производительности труда и росту производства. Однако это сопровождалось тяжелыми последствиями, такими как голод в сельской местности и социальные потрясения.
3. Найдите на карте (с. 134—135) основные промышленные объекты, построенные в годы первой и второй пятилеток, о которых говорится в учебнике.
Основные промышленные объекты, построенные в годы первой и второй пятилеток, можно найти на карте в соответствующих разделах учебника. Эти объекты включают в себя заводы, предприятия и инфраструктуру, которые были построены для индустриализации страны.
Узнайте, какие существуют версии убийства Кирова.
В отношении убийства Кирова существует несколько версий, исследователи и историки не пришли к единому мнению относительно обстоятельств этого события. Одна из версий связывает его с политическими интригами и разногласиями внутри партии.
Сравните систему органов государственной власти СССР по Конституциям СССР 1924 и 1936 гг. Есть ли между ними принципиальная разница?
Сравнение системы органов государственной власти СССР по Конституциям 1924 и 1936 годов показывает некоторые изменения. Основные различия включают усиление роли Верховного Совета СССР, установление Конституции 1936 года в качестве фундаментального закона страны и более жесткий контроль Коммунистической партии над государством. Однако, оба документа сохраняли принцип единой партийной системы и диктата пролетариата.
Выясните, кто из изображённых маршалов смог избежать расстрела в 1930-е гг.
Подготовьте сообщение о том, каким образом происходило строительство канала Москва—Волга.
1. Каковы были последствия убийства Кирова?
Последствия убийства Кирова включали в себя усиление политических репрессий в СССР, нарастание страха и подозрительности внутри партии, а также более жесткое укрепление власти Сталина.
2. С какой целью И. В. Сталин сформулировал тезис о том, что по мере продвижения СССР к коммунизму «классовая борьба будет обостряться»?
И. В. Сталин сформулировал тезис о том, что по мере продвижения СССР к коммунизму "классовая борьба будет обостряться" с целью укрепления своей власти и поддержания мобилизации общества. Этот тезис оправдывал необходимость жесткого контроля и подавления любых возможных оппозиционных движений и даже малейших проявлений недовольства.
3. Составьте таблицу-хронику проведения массовых репрессий.
1937-1938 гг. - "Большой террор" в СССР, массовые репрессии и политические чистки. 1936-1937 гг. - репрессии военного контингента РККА. 1930-е годы - репрессии в сельской местности, коллективизация и голодомор. 1934-1939 гг. - репрессии против интеллигенции и иностранных специалистов. 1930-е годы - массовые репрессии в среде партийных кадров и интеллигенции.
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: приход Гитлера к власти в Германии; начало второй пятилетки; процесс против Н. И. Бухарина; принятие новой Конституции СССР; убийство Л. Д. Троцкого.
Приход Гитлера к власти в Германии (1933). Начало второй пятилетки (1933). Процесс против Н. И. Бухарина (1937). Принятие новой Конституции СССР (1936). Убийство Л. Д. Троцкого (1940).
2. Прочитайте отрывок из статьи в газете «Правда» от 14 сентября 1935 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события.
«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кун юн Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного лела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов га смену выковал II сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл соб-С1 венный рекорд, выковав 1005 валов».
Описанные события связаны с движением стахановцев. Это движение стимулировало конкуренцию и увеличение производительности труда среди рабочих и крестьян в СССР.
3. Укажите фамилию работницы, о которой идёт речь.
В 1929 г. окончила курсы трактористов и стала работать на Ста-ро-Бешевской МТС. В 1933 г. организовала и возглавила женскую тракторную бригаду. В 193Х г. прославилась лозунгом «Сто тысяч подруг — на трактор!». За перевыполнение плана стала символом технически образованной советской работницы.
Ангелина Прасковья Никитична
4. Первая пятилетка прошла под лозунгом «Техника решает всё!». Лозунг второй пятилетки — «Кадры решают всё!». О чём свидетельствуют подобные перемены в идеологии партии?
Первая пятилетка сосредотачивалась на развитии техники и индустрии, в то время как вторая пятилетка придала большее внимание подготовке кадров и образованию, что свидетельствует о смене приоритетов и акцентов в идеологии партии.
5. Покажите на карте на с. 1 34—1 35 объекты, построенные в годы первых пятилеток, о которых говорилось в § 1 4 и 1 5. С опорой на карту расскажите об индустриализации в СССР.
6". Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономическое развитие СССР в 1930-х гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
7. Охарактеризуйте основные положения Конституции СССР 1 936 г.
8*. Существует следующая точка зрения: «Конституция СССР 1936 г. носила демократический характер». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих её.
9. Историки до сих пор продолжают дискуссию о масштабах сталинских репрессий в 1930-х гг., поскольку точные цифры остаются неизвестными. Используя дополнительные источники информации, ознакомьтесь с разными точками зрения на масштабы сталинских репрессий. Какая из них вам кажется более достоверной? Почему? Можно ли прийти к консенсусу по данному вопросу? Свой ответ аргументируйте.