Первая пятилетка и коллективизация стали больше успехом или трагедией для страны?
Первая пятилетка и коллективизация оказались для страны смешанным результатом. С одной стороны, были достигнуты значительные успехи в промышленности, инфраструктуре, и научно-техническом развитии. С другой стороны, этот период сопровождался трагическими последствиями, такими как массовые репрессии, голодомор 1932-1933 годов и социальными потрясениями.
1. Когда был взят курс на индустриализацию? На что был нацелен первый пятилетний план?
Курс на индустриализацию в СССР был взят в начале 1930-х годов. Первый пятилетний план, запущенный в 1928 году, был нацелен на интенсивное развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры страны.
2. Что такое «великий перелом»?
"Великий перелом" - термин, используемый в советской историографии для обозначения периода в истории СССР с середины 1920-х до начала 1930-х годов, характеризующегося радикальными изменениями в экономике, политике и обществе под руководством Иосифа Сталина.
Каковы были основные источники осуществления индустриализации?
Основные источники осуществления индустриализации в СССР включали в себя коллективизацию сельского хозяйства, рост тяжелой промышленности, создание новых заводов и фабрик, а также мобилизацию трудовых ресурсов.
Почему в 1930-е гг. были снова введены продуктовые карточки?
В 1930-е годы в СССР были введены продуктовые карточки из-за дефицита продовольствия и необходимости регулирования распределения пищевых товаров. Эта мера была введена в условиях стремительной индустриализации и коллективизации, которые сопровождались трудностями в сельском хозяйстве и жизни населения.
1. Какие отрасли промышленности в ходе индустриализации получили приоритетное развитие? Почему именно они?
При индустриализации приоритет получили тяжелая и оборонная промышленность. Это было обусловлено стремлением к укреплению обороноспособности страны, а также желанием быстро догнать развитые страны в промышленном производстве.
2. Какие изменения в ходе индустриализации произошли в численности, составе и уровне жизни рабочего класса?
В ходе индустриализации произошли изменения в численности, составе и уровне жизни рабочего класса. Рабочая сила стала более мобильной, появились новые рабочие места, но при этом условия труда и жизни не всегда улучшались.
Почему призывы вступать в колхоз работали недостаточно эффективно?
Призывы вступать в колхоз не всегда были эффективными из-за недовольства сельскохозяйственных работников, а также сопротивления крестьян, боявшихся потерять свою частную собственность.
Почему планы развития сельскохозяйственного производства не только оказались невыполненными, но и произошло снижение почти всех показателей? Как при сокращении валового сбора зерна можно было существенно увеличить его государственные заготовки?
Планы развития сельскохозяйственного производства оказались невыполненными из-за неэффективных методов управления, коллективизации и недостатка инвестиций. Снижение показателей связано с недостаточной механизацией, некомпетентным планированием и непродуманными экономическими мерами. Увеличение государственных заготовок при сокращении валового сбора зерна было обусловлено жесткой политикой изымания продукции у крестьян, что в итоге привело к голоду и социальным кризисам.
Какие идеи отражает данный плакат?
1. Что такое коллективизация? Когда был взят курс на её осуществление?
Коллективизация в СССР была политикой, направленной на объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные фермерские артель и совхозы. Курс на коллективизацию был взят в конце 1920-х годов, но активно осуществлялся в начале 1930-х.
2. Для чего и как осуществлялось раскулачивание?
Раскулачивание представляло собой политику конфискации земель и имущества богатых крестьян, называемых "кулаками". Эта мера проводилась с целью ликвидации кулацкого класса и перераспределения земли в рамках коллективизации. Крестьянам, признанным "кулаками", изымали землю и имущество.
Проанализируйте статистические данные. Какие итоги первой пятилетки можно отметить?
Каковы были итоги хозяйственного развития СССР к 1933 г.?
К 1933 году СССР столкнулся с серьезными трудностями, такими как Голодомор 1932-1933 годов, который привел к массовым голодным бунтам. Однако с точки зрения хозяйственного развития были достигнуты определенные успехи, такие как индустриализация, рост производства тяжелой промышленности и создание коллективизированных сельскохозяйственных формирований.
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: статья Сталина «Год великого перелома»; введение паспортной системы; голод в СССР; начало первой пятилетки; выход статьи Сталина «Головокружение от успехов».
2. Рассмотрите плакаты в начале параграфа и объясните, с какой целью они выпускались.
3. Прочитайте отрывок из записок П. И. Старжинского и ответьте на вопросы.
«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придёт и заберёт всё. что он нажил „своим трудом, своими мозолями"... В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный двор шесть коров, три рабочие лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребёнка».
1) О каком процессе идёт речь?
В данном отрывке идет речь о процессе коллективизации, когда крестьянское имущество, в данном случае скот и лошади, было изъято и передано в колхоз.
2) Как П. И. Старжинский к нему относится?
П. И. Старжинский, вероятно, относится к этому процессу негативно. Его слова о том, что он не верил до последней минуты, и упоминание о том, что скот и лошади были отнесены, подчеркивают его возможное недовольство и сопротивление этим изменениям.
4. Какие задачи была призвана решить форсированная индустриализация? Сформулируйте не менее трёх задач.
5. Какую связь вы видите между проведением в стране коллективизации сельского хозяйства и осуществлением форсированной индустриализации? Почему крестьянство смирилось с колхозным строем?
6. В параграфе отмечался возросший темп урбанизации страны в 1930-е гг. Укажите не менее трёх причин, заставлявших жителей деревень переселяться в города.
7. Сравните экономическую политику Советского государства в период нэпа и в 1929—1933 гг. Укажите не менее двух общих характеристик и не менее трёх различий.
8*. Сравните экономическое развитие СССР и стран Запада в начале 1930-х гг. Какие сходства и различия можно найти в этих процессах?
9". Существует следующая точка зрения; «Коллективизация была необходима для осуществления в стране индустриализации, её издержки окупились результатами экономического развития». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих её.
10*. Привлекая дополнительные источники информации, узнайте о судьбе школьника Павла Морозова. Почему в советское время он получил широкую известность как пионер-герой? Как вы оцениваете его поступок?