menu
person


ГДЗ по истории 10 класс учебник Шубин, Мягков §12. Переход к новой экономической политике



В чём сходства и различия развития СССР в 1920-е ив 1930-е гг.?

Сходства:

Одной из основных черт развития СССР в оба периода является стремление к индустриализации и модернизации страны. В 1920-е и 1930-е годы проводились масштабные индустриальные программы, такие как пятилетние планы.

В оба периода власть оставалась в руках Коммунистической партии, и СССР продолжал быть однопартийным государством.

В оба периода власть проводила коллективизацию сельского хозяйства, хотя методы и масштабы этой политики существенно отличались.

Различия:

В 1920-е годы в СССР действовала политика "военного коммунизма", которая включала в себя вооруженное принуждение крестьян к сдаче хлеба и жесткий контроль над экономикой. В 1930-е годы, после смерти Ленина, была проведена новая экономическая политика (НЭП), которая предусматривала частичную легализацию частной собственности и рыночные элементы в экономике.

В 1930-е годы началась масштабная индустриализация, что привело к строительству множества новых заводов и фабрик, в то время как в 1920-е годы акцент делался на восстановлении экономики после гражданской войны.

Что заставило большевиков перейти от «военного коммунизма» к новой экономической политике?

Одной из основных причин перехода от "военного коммунизма" к НЭП было практическое несостоятельное положение СССР в результате военных разрушений и экономических затруднений после Гражданской войны. "Военный коммунизм" привел к тяжелым экономическим условиям и сопротивлению со стороны крестьян. НЭП была попыткой улучшить экономическую ситуацию, привлечь капитал и инвестиции и восстановить сельское хозяйство.

Почему Ленин придавал такое значение плану ГОЭЛРО?

Ленин придавал большое значение плану ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России) потому, что он видел в индустриализации и электрификации страны ключ к модернизации и развитию СССР. План ГОЭЛРО предполагал строительство мощных электростанций и электрификацию железных дорог, что должно было способствовать увеличению производительности и развитию тяжелой промышленности. Ленин верил, что это было необходимо для обеспечения обороноспособности страны и повышения жизненного уровня населения.

Как вы понимаете смысл этого плаката? В чём большевики обвиняли восставших? Насколько эти обвинения были справедливы?

1. Почему большевики изначально не планировали отказываться от политики «военного коммунизма»?

В начале своего правления большевики считали политику "военного коммунизма" необходимой мерой, чтобы обеспечить снабжение Красной Армии и сохранить власть в условиях Гражданской войны. Они видели в этой политике средство укрепления революционной власти и борьбы с контрреволюцией. В то время считалось, что крестьянство и буржуазия являются потенциальными врагами революции, и поэтому большевики стремились контролировать экономику и продовольственные ресурсы.

Однако с течением времени стало очевидно, что политика "военного коммунизма" приводит к экономическому кризису, голоду и социальным конфликтам. Это заставило большевиков пересмотреть свою политику и перейти к более гибкой НЭП, чтобы восстановить экономику и смягчить напряженность в обществе.

2. Выделите основные причины крестьянских выступлений против большевиков. Как они были связаны с политикой «военного коммунизма» и волной крестьянских восстаний?

Основные причины крестьянских выступлений против большевиков во времена "военного коммунизма" включали:

Конфискация хлеба и продовольственных ресурсов с целью обеспечения фронта и городов, что приводило к голоду в сельской местности.

Жесткий налог в виде продуктов, который обременял крестьян и стимулировал сокрытие продовольствия.

Отсутствие свободы и экономической и политической независимости для крестьян.

Связь с политикой "военного коммунизма" заключалась в том, что именно эта политика стала основной причиной жестких репрессий и экономического угнетения крестьян. Крестьяне видели большевиков как угрозу своим хлебозапасам и собственным интересам, что приводило к массовым выступлениям и восстаниям.

Какие преимущества продналога отражены на плакате?

Объясните символику изображений на монете.

1. Какие сферы экономики в годы нэпа государство сохранило за собой, в каких допустило частнопредпринимательскую деятельность?

В годы НЭПа, государство сохранило за собой контроль над основными отраслями экономики, такими как тяжелая промышленность, железнодорожный транспорт, банки, а также земельные ресурсы. Одновременно допустило частную предпринимательскую деятельность в сферах торговли, сельском хозяйстве и мелкой промышленности.

2. Какие изменения произошли в социальной сфере с переходом к нэпу?

Введена свободная торговля, что снизило дефицит товаров и уменьшило голод.
Упразднено воинское коммунистическое образование, и установлена советская система образования.
Ослаблен контроль над искусством, что привело к разнообразию в культурной сфере.

В связи с какими событиями был создан этот плакат?

1. Какие политические процессы прошли в начале 1920-х гг.?

Гражданская война и интервенция со стороны иностранных держав.
Установление большевиками контроля над большей частью территории России.
Формирование Советского государства и утверждение большевиками своего правления.

2. Что позволило большевикам удержать власть в условиях кризиса 1921 —1922 гг.?

Принятие Новой экономической политики (НЭП), которая временно смягчила жесткий контроль над экономикой и улучшила положение крестьян.
Завершение Гражданской войны и подавление бунтов и восстаний против большевиков.
Подписание Рапалльского договора с Германией, что помогло закончить интервенцию и сократить потери на передовых фронтах.

1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: Генуэзская конференция; образование СССР; принятие плана ГОЭЛРО; принятие Конституции СССР; Кронштадтское восстание.

Принятие плана ГОЭЛРО.
Генуэзская конференция.
Кронштадтское восстание.
Принятие Конституции СССР.
Образование СССР.

2. Прочитайте отрывок из доклада В. И. Ленина на IV конгрессе Коминтерна и ответьте на вопросы.

«Как обстоит дело сейчас, после того, как мы предоставили крестьянам свободу торговли? Ответ ясен и для всех очевиден, а именно: крестьянство на один год не только справилось с голодом, но и сдало налог в таком объёме, что мы теперь получили сотни миллионов пудов, и притом почти без применения каких-либо мер принуждения».

1) О кокой экономической политике идёт речь? Какие компоненты она включала? 2) Как В. И. Ленин оценивал её эффективность?

В данном отрывке речь идет о Новой экономической политике (НЭП), которая предоставила крестьянам свободу торговли. Эта политика включала в себя смягчение государственного контроля и позволяла крестьянам свободно продавать свои продукты. В результате этой политики, крестьянство справилось с голодом и даже сдало налог, что было важным источником доходов для советской власти. Ленин оценивал эту политику как успешную и эффективную.

3. Заполните таблицу «Сущность нэпа», отразив в ней основные преобразования в сельском хозяйстве, промышленности и социальной сфере.

Сельское хозяйство    Отмена продразверстки, введение налога в натуре, свободная торговля.

Промышленность    Допущена частная инвестиционная деятельность и иностранные инвестиции.

Социальная сфера    Ликвидирована воинская коммуна и введена советская система образования.

4. Переход к нэпу был негативно воспринят многими большевиками. Эту политику даже называли «экономическим Брестом». Как вы понимаете такую характеристику? Почему часть большевиков была недовольна нэпом?

Переход к нэпу вызвал негодование у многих большевиков, которые считали эту политику уступкой принципам коммунизма. Термин "экономический Брест" подчеркивал отклонение от радикальных идей в экономической сфере, аналогично тому, как Брестский мир был компромиссом в политической.

5. После 1921 г. правовед и философ Н. В. Устрялов отметил, что советская власть похожа на редиску — снаружи красная, а внутри белая. Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

Сравнение советской власти с редиской, по словам Устрялова, указывает на недостаток идеологической чистоты и противоречивость внутренней политики, где формальная "красность" маскировала отклонения от коммунистических принципов.

6. Сравните основные черты экономической политики в годы «военного коммунизма» и в годы нэпа. Укажите не менее двух общих характеристик и не менее трёх различий.

Годы "военного коммунизма" характеризовались военным коммунизмом, централизованным контролем и командной экономикой, в то время как нэп ввел более гибкую рыночную систему с элементами частной собственности. Общими чертами были попытка контроля государством и централизация, различия же проявлялись в экономических методах и уровне государственного вмешательства.

7*. Существует следующая точка зрения: «Нэп был отклонением от коммунистического пути развития страны». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих её.

Точка зрения о том, что нэп был отклонением от коммунистического пути, находит подтверждение в появлении частной собственности и элементов рыночной экономики, но опровергается улучшением экономической ситуации и стабилизацией страны после гражданской войны.

8. Какими методами в начале 1920-х гг. был установлен жёсткий контроль над духовной жизнью общества? Назовите не менее трёх причин гонений, направленных против православной церкви и её служителей.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 9 класс учебник Вишняков, Могилевский Параграф 12

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):