Пользуясь иллюстрацией, сформулируйте самостоятельно главный вопрос параграфа. Выясните с помощью дополнительных источников информации, когда и по какой причине А. М. Горький покинул Советскую Россию и почему он вернулся в СССР. 1. Как творческая интеллигенция реагировала на происходившие в стране перемены? Почему многие деятели науки и культуры оказались в эмиграции? Каковы были мотивы тех из них, кто признал советскую власть и пошёл на сотрудничество с ней? 2. Какой смысл вкладывался в понятие «пролетарская культура»? Решением каких задач занимался Пролеткульт? 3. Подумайте, почему в первые годы советской власти из всех религиозных организаций именно Русская православная церковь подвергалась наибольшим преследованиям. С какой целью создавались рабфаки? 1. Как решалась проблема ликвидации неграмотности? 2. Какое значение придавала советская власть строительству новой школы? 3. Как вы считаете, какие перемены того времени в сфере образования были позитивными, а какие имели негативные последствия? Почему? Почему было так важно уничтожить старые памятники и заменить их на новые? К чему призывают и что пропагандируют эти плакаты? Почему в эпоху революции и Гражданской войны придавалось большое значение наглядной агитации? 1. Как создавалось искусство революционной эпохи? 2. Какую роль в популяризации идей революции сыграли представители советского авангарда? 3. В чём проявлялось влияние идеологии на искусство в годы Гражданской войны? В каких областях искусства оно было наиболее сильным? Приведите примеры такого влияния. 1. Объясните смысл иллюстрации, приведённой в начале параграфа. 2. Какие мероприятия большевиков в области культуры можно назвать революционными? Назовите не менее трёх таких мероприятий. 3. В чём, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период? Сформулируйте не менее трёх противоречий. 4*. Используя дополнительные источники информации, изучите деятельность Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. Какие цели преследовали большевики, борясь с неграмотностью? 5*. Подготовьте небольшое сообщение о судьбе и творчестве одного из деятелей культуры в период революции и Гражданской войны (по своему выбору). 6*. Сделайте группой (распределите роли самостоятельно) презентацию о развитии науки в России в 191 7-м — начале 1 920-х гг. (для подготовки используйте интернет-источники). 1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Какие исторические события символизирует эта картина? По каким признакам вы это определили? 2. Составьте синхронистическую таблицу основных событий на различных фронтах Первой мировой войны. Используйте материал из курса всеобщей истории. 3. Сформулируйте не менее трёх причин роста влияния партии большевиков осенью 1917г. 4. Составьте в табличном варианте хронику основных событий в России и мире в 191 7— 1 92 1 гг. Используйте материал из курса всеобщей истории. 5. Какие действия большевиков в 191 7— 1921 гг. вы считаете оправданными, а какие — нет? Аргументируйте свою точку зрения. 6. Сравните Великую российскую революцию 1917 г. и Ноябрьскую революцию 1 91 8 г. в Германии. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий). 7. Проведите дискуссию в классе по теме «Можно ли было избежать Гражданской войны в России?». 8*. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о книге «Россия во мгле» Г. Уэллса, посетившего Советскую Россию в 1920 г. 9. Существует точка зрения, что «Брестский мир был необходим большевикам». Опираясь на исторические факты, приведите два-три аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же — против неё. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. 10*. Выясните, как события 1914-го — начала 1920-х гг. связаны с историей вашего края. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из них по вашему выбору.