1. Каковы особенности развития Японии в межвоенный период? 2. Какие территории были захвачены Японией и Италией в середине 1930-х гг.? Покажите их на карте. 1. К чему призывал немцев А. Гитлер? Какими способами он рассчитывал добиться своих целей? 2. Какие обстоятельства благоприятствовали успехам нацистов? Почему до 1929 г. нацистские идеи не пользовались популярностью в немецком обществе, а затем они многим показались привлекательными? 1. Как была установлена нацистская диктатура? 2. Почему был неизбежен конфликт внутри нацистской партии? 1. Какие изменения произошли в Германии с установлением фашистского режима? 2. За счёт чего Гитлеру удалось выправить экономическое положение Германии? 1. Используя иллюстрацию в начале параграфа и вводный текст, сформулируйте главный вопрос урока. 2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени. 3. Какие очаги войны образовались в 1930-е гг.? Почему именно эти страны проводили агрессивную политику? Почему страны — гаранты Вер-сальско-Вашингтонской системы не защитили Китай и Абиссинию? 4. Почему П. Гинденбург передал власть А. Гитлеру? Как Гитлер получил необходимое ему для изменения конституции большинство в рейхстаге? Можно ли говорить, что Гитлер получил власть демократическим путём и законно (такие утверждения иногда встречаются)? 5. В одном из первых выступлений в качестве рейхсканцлера Германии А. Гитлер утверждал: «Частное предприятие нельзя вести в условиях демократии; оно мыслимо, только если народ привержен авторитету личности. Всеми жизненными благами, которыми пользуемся, мы обязаны усилиям избранных». К представителям каких социальных слоев была обращена эта речь? Недовольство каких сил НСДАП она могла вызвать? 6. Согласно данным статистического управления рейха, доля зарплаты немецких рабочих в национальном доходе упала с 56,9% в 1932 г. (время депрессии) до 53,6% в I 938 г. (время экономического подъёма). Одновременно доля прибыли с капитала и прибыли торгово-промышленных фирм в национальном доходе возросла с 17,4 до 26,6%. Поступления от налогов с заработной платы рабочих и служащих в общий доход выросли на 66%. Однако прибыли с капитала и прибыли торгово-промышленных фирм выросли ещё больше — на 146%. Чем вы объясните такие результаты нацистской экономической политики? 7. В книге «Майн кампф» А. Гитлер писал: «Национал-социалистическое движение должно стремиться покончить с диспропорцией между численностью нашего населения и нашей территорией, рассматривая последнюю в качестве источника пропитания и основы для политики с позиции силы». В 1935 г. Гитлер утверждал: «Наша расовая теория считает любую войну, направленную на покорение другого народа или господство над ним, затеей, которая приводит к ослаблению победителя изнутри и в конечном счёте — к его поражению». Сравните эти утверждения. На кого они были рассчитаны? Каковы были действительные цели политики Гитлера? 8. Г. Димитров утверждал: «Когда буржуазия находится в трудном положении вследствие того, что миллионы трудящихся возмущены капитализмом, капиталистической системой, в этот момент является фашизм со своей антикапиталистической демагогией и эти антикапиталистические настроения масс использует для поддержки капитализма, против рабочего класса, против революционного движения». Можно ли сводить причины появления и распространения фашизма только к этому? Или были ещё какие-то причины? 9. Проанализируйте, как менялось положение НСДАП в рейхстаге. Какие выборы стали переломными в борьбе нацистов за власть? Почему? Какие политические силы могли противостоять нацистам? Что им нужно было предпринять для этого? Проанализируйте результаты выборов в рейхстаг в Веймарской республике (выбраны партии, получившие значительное число мест в рейхстаге на выборах 1933 г.). 1. Через территорию Маньчжурии проходила принадлежавшая СССР Китайско-Восточная железная дорога. В 1935 г. было подписано Соглашение между СССР и Маньчжоу-Го об уступке Маньчжоу-Го Советским Союзом прав в отношении КВЖД. Почему СССР пошёл на подписание этого соглашения? Было ли оно выгодным? Какова была судьба дороги в дальнейшем? 2. Из-за чего вспыхнули бои у озера Хасан и на реке Халхин-Гол? Какие они имели результаты и последствия? 3. Последний китайский император Пу И — человек одной из самых удивительных судеб в XX в. Подготовьте сообщение о его жизненном пути, сравните с судьбой Николая II и его семьи, попытайтесь объяснить различия. 4. Что такое дзайбацу? Какую роль они сыграли в милитаризации Японии и усилении авторитарных тенденций в японском обществе? 5. У двух восточноазиатских народов есть пословицы: «Нет цветка краше сакуры и человека лучше военного» и «Из хорошего металла не делают гвоздей, хороший человек не идёт в солдаты». Что это за народы? Почему у них сформировалось столь разное отношение к военной службе? Как это сказалось на развитии данных стран в XX в.? 6. «Геббельсовская пропаганда» — каково прямое значение этого термина и в каком смысле он используется сегодня? 7. Какие существуют версии поджога Рейхстага? Кто был обвиняемым на Лейпцигском процессе? Кому удалось оправдаться, а кому нет? Почему? Как дальше сложились их судьбы? 8. Где и когда были созданы в Германии первые концентрационные лагеря? На какие «образцы» ориентировались их создатели? Кем были первые заключённые? За какие «провинности» люди попадали в концлагеря? 9. Что такое Нюрнбергские законы и «Хрустальная ночь»? Какой след они оставили в европейской, и в частности в немецкой, истории? 10. В 1937—1941 гг. в Германии была организована выставка «дегенеративного искусства». Как вы думаете, какое искусство нацисты называли дегенеративным? Проверьте своё предположение по интернет-источникам и подготовьте сообщение о судьбе «дегенеративного искусства» в нацистской Германии. 11. Одним из важнейших событий культурной жизни 1 930-х гг. была Всемирная выставка в Париже (1937) под девизом: «Искусство и техника в современной жизни». Современникам выставка запомнилась «состязанием» советского и немецкого павильонов. Подготовьте презентацию о выставке, где расскажите об этом символическом противостоянии. 12. В 1936 г. в Берлине были проведены XI летние Олимпийские игры. Чем примечательна эта Олимпиада? Подготовьте сообщение об этом событии.