1. Каковы особенности развития Японии в межвоенный период?
В межвоенный период Япония проявила стремление к экспансии, агрессивной внешней политике и колониальному завоеванию. Особенности развития включали в себя участие в конфликтах (например, война с Китаем и участие во Второй мировой войне), стремление к созданию Японской империи и формирование военно-промышленного комплекса.
2. Какие территории были захвачены Японией и Италией в середине 1930-х гг.? Покажите их на карте.
В середине 1930-х гг. Япония захватила Маньчжурию и другие территории в Китае, а Италия аннексировала Эфиопию.
1. К чему призывал немцев А. Гитлер? Какими способами он рассчитывал добиться своих целей?
Адольф Гитлер призывал немцев к созданию единой, расово чистой немецкой нации и установлению господства Германии в Европе. Он стремился к этому путем агрессивной внешней политики, ревизии договоров, реорганизации экономики и пропаганды нацистских идеологий.
2. Какие обстоятельства благоприятствовали успехам нацистов? Почему до 1929 г. нацистские идеи не пользовались популярностью в немецком обществе, а затем они многим показались привлекательными?
Экономические проблемы, такие как безработица и гиперинфляция, благоприятствовали успехам нацистов, которые обещали улучшить положение страны и восстановить её величие. После Великой депрессии 1929 года нацистские идеи начали привлекать больше внимания, представляясь как путь к выходу из кризиса.
1. Как была установлена нацистская диктатура?
Нацистская диктатура была установлена через постепенное ограничение гражданских свобод, принятие специальных законов (например, закон о полномочиях уполномоченного), разгром политических оппонентов, а также при помощи рейхстагского пожара, который был использован для усиления контроля и репрессий.
2. Почему был неизбежен конфликт внутри нацистской партии?
Конфликт внутри нацистской партии был неизбежен из-за разногласий внутри организации, борьбы за влияние и власть, а также амбиций разных лидеров партии.
1. Какие изменения произошли в Германии с установлением фашистского режима?
С установлением фашистского режима в Германии произошли изменения в политической системе, контроле над государством и обществом, реорганизации экономики в интересах войны и тотальной мобилизации.
2. За счёт чего Гитлеру удалось выправить экономическое положение Германии?
Экономическое положение Германии было улучшено, в частности, благодаря масштабным государственным программам вооружения, инфраструктуры и трудовой мобилизации. Экономика была направлена на поддержку военных целей, что способствовало временному оживлению страны.
1. Используя иллюстрацию в начале параграфа и вводный текст, сформулируйте главный вопрос урока.
2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.
3. Какие очаги войны образовались в 1930-е гг.? Почему именно эти страны проводили агрессивную политику? Почему страны — гаранты Вер-сальско-Вашингтонской системы не защитили Китай и Абиссинию?
В 1930-е гг. образовались различные очаги конфликта и потенциальной войны. Например, Япония проводила агрессивную политику в Азии, включая вторжение в Маньчжурию. Италия осуществила агрессию против Эфиопии. Германия, нацистская партия которая пришла к власти, стремилась к ревизии Версальского договора и расширению своей территории. Эти страны проводили агрессивную политику по разным причинам, включая стремление к колониальному расширению, национальной гегемонии, ресурсам и влиянию.
Страны-гаранты Версальско-Вашингтонской системы, такие как Великобритания и Франция, не защитили Китай и Абиссинию из-за своих собственных интересов, экономических и политических расчетов, а также из-за слабости Лиги Наций, которая была создана для поддержания мира и безопасности.
4. Почему П. Гинденбург передал власть А. Гитлеру? Как Гитлер получил необходимое ему для изменения конституции большинство в рейхстаге? Можно ли говорить, что Гитлер получил власть демократическим путём и законно (такие утверждения иногда встречаются)?
После неудачной попытки переворота (путча) в 1923 году, Гитлер был арестован и осужден на пожизненное заключение. Позже, в 1933 году, Гитлер стал канцлером Германии, потому что его национал-социалистская партия (НСДАП) получила наибольшее количество мест в рейхстаге после выборов. Это позволило ему использовать правовые процедуры и политические маневры, чтобы укрепить свою власть и изменить конституцию. Он использовал тактику коалиции с другими консервативными партиями и использовал политическую репрессию и контроль, чтобы добиться законодательных изменений.
Тем не менее, можно спорить, была ли власть Гитлера получена демократическим путем и законными методами, учитывая использование насилия, запугивания и ограничения свободы.
5. В одном из первых выступлений в качестве рейхсканцлера Германии А. Гитлер утверждал: «Частное предприятие нельзя вести в условиях демократии; оно мыслимо, только если народ привержен авторитету личности. Всеми жизненными благами, которыми пользуемся, мы обязаны усилиям избранных».
К представителям каких социальных слоев была обращена эта речь? Недовольство каких сил НСДАП она могла вызвать?
Утверждение Гитлера о частном предприятии и необходимости авторитета личности было адресовано к представителям буржуазии, крупных бизнесменов и индустриалистов. Эта речь подчеркивала его поддержку экономической и политической элиты. Однако оно также могло вызвать недовольство и опасения у тех слоев общества, которые видели угрозу своим правам и свободам. Силы НСДАП, подвергшиеся недовольству, могли быть более радикальными элементами внутри партии, включая революционное крыло SA и SS.
6. Согласно данным статистического управления рейха, доля зарплаты немецких рабочих в национальном доходе упала с 56,9% в 1932 г. (время депрессии) до 53,6% в I 938 г. (время экономического подъёма). Одновременно доля прибыли с капитала и прибыли торгово-промышленных фирм в национальном доходе возросла с 17,4 до 26,6%. Поступления от налогов с заработной платы рабочих и служащих в общий доход выросли на 66%. Однако прибыли с капитала и прибыли торгово-промышленных фирм выросли ещё больше — на 146%.
Чем вы объясните такие результаты нацистской экономической политики?
Нацистская экономическая политика была направлена на поддержание и укрепление власти Гитлера, а также на поддержку военной программы. Рост доли прибыли с капитала и торгово-промышленных фирм объясняется экономической мобилизацией и ориентацией на военное производство. Сокращение доли зарплаты рабочих было результатом жесткого контроля над трудовыми отношениями, сокращение прав работников и подавление профсоюзов. Такая экономическая политика обеспечивала государству средства для внутренних программ и военных нужд.
7. В книге «Майн кампф» А. Гитлер писал: «Национал-социалистическое движение должно стремиться покончить с диспропорцией между численностью нашего населения и нашей территорией, рассматривая последнюю в качестве источника пропитания и основы для политики с позиции силы». В 1935 г. Гитлер утверждал: «Наша расовая теория считает любую войну, направленную на покорение другого народа или господство над ним, затеей, которая приводит к ослаблению победителя изнутри и в конечном счёте — к его поражению».
Сравните эти утверждения. На кого они были рассчитаны? Каковы были действительные цели политики Гитлера?
Утверждения Гитлера в «Майн кампф» отражают его стремление к экспансии, аннексии территорий и созданию пространства для расширения народосодержания и ресурсов. Его рассуждения базировались на расистской идеологии и желании усилить немецкое доминирование в Европе. Эти утверждения были рассчитаны на внутреннюю аудиторию, чтобы поддержать идеологическую легитимность НСДАП, а также на внешних партнеров и врагов, чтобы продемонстрировать свои планы и намерения.
8. Г. Димитров утверждал: «Когда буржуазия находится в трудном положении вследствие того, что миллионы трудящихся возмущены капитализмом, капиталистической системой, в этот момент является фашизм со своей антикапиталистической демагогией и эти антикапиталистические настроения масс использует для поддержки капитализма, против рабочего класса, против революционного движения».
Можно ли сводить причины появления и распространения фашизма только к этому? Или были ещё какие-то причины?
Возникновение и распространение фашизма можно объяснить не только демагогией буржуазии, но и экономической депрессией, социальной нестабильностью, недовольством и недоверием к политическим институтам, националистической и ксенофобской агитацией, а также использованием национализма для мобилизации народа.
9. Проанализируйте, как менялось положение НСДАП в рейхстаге. Какие выборы стали переломными в борьбе нацистов за власть? Почему? Какие политические силы могли противостоять нацистам? Что им нужно было предпринять для этого?
НСДАП постепенно наращивала свою поддержку в рейхстаге через последовательные выборы. Однако решающими были выборы 1932 года, когда НСДАП получила значительное количество мест (33,1% голосов и 196 мест), что сделало ее крупнейшей партией в рейхстаге.
Проанализируйте результаты выборов в рейхстаг в Веймарской республике (выбраны партии, получившие значительное число мест в рейхстаге на выборах 1933 г.).
Эти выборы стали переломными, так как они демонстрировали широкую поддержку нацистской идеологии и позволили Гитлеру требовать пост позиции канцлера, который был назначен президентом Гинденбургом в январе 1933 года.
Политические силы, противостоявшие нацистам, включали социал-демократов, коммунистов и левых либералов. Они могли предпринять более активные усилия в коалиции, чтобы противостоять наступлению НСДАП, но сложности взаимодействия и опасения перед растущим нацизмом могли влиять на их действия.
1. Через территорию Маньчжурии проходила принадлежавшая СССР Китайско-Восточная железная дорога. В 1935 г. было подписано Соглашение между СССР и Маньчжоу-Го об уступке Маньчжоу-Го Советским Союзом прав в отношении КВЖД. Почему СССР пошёл на подписание этого соглашения? Было ли оно выгодным? Какова была судьба дороги в дальнейшем?
2. Из-за чего вспыхнули бои у озера Хасан и на реке Халхин-Гол? Какие они имели результаты и последствия?
3. Последний китайский император Пу И — человек одной из самых удивительных судеб в XX в. Подготовьте сообщение о его жизненном пути, сравните с судьбой Николая II и его семьи, попытайтесь объяснить различия.
4. Что такое дзайбацу? Какую роль они сыграли в милитаризации Японии и усилении авторитарных тенденций в японском обществе?
5. У двух восточноазиатских народов есть пословицы: «Нет цветка краше сакуры и человека лучше военного» и «Из хорошего металла не делают гвоздей, хороший человек не идёт в солдаты». Что это за народы? Почему у них сформировалось столь разное отношение к военной службе? Как это сказалось на развитии данных стран в XX в.?
6. «Геббельсовская пропаганда» — каково прямое значение этого термина и в каком смысле он используется сегодня?
7. Какие существуют версии поджога Рейхстага? Кто был обвиняемым на Лейпцигском процессе? Кому удалось оправдаться, а кому нет? Почему? Как дальше сложились их судьбы?
8. Где и когда были созданы в Германии первые концентрационные лагеря? На какие «образцы» ориентировались их создатели? Кем были первые заключённые? За какие «провинности» люди попадали в концлагеря?
9. Что такое Нюрнбергские законы и «Хрустальная ночь»? Какой след они оставили в европейской, и в частности в немецкой, истории?
10. В 1937—1941 гг. в Германии была организована выставка «дегенеративного искусства». Как вы думаете, какое искусство нацисты называли дегенеративным? Проверьте своё предположение по интернет-источникам и подготовьте сообщение о судьбе «дегенеративного искусства» в нацистской Германии.
11. Одним из важнейших событий культурной жизни 1 930-х гг. была Всемирная выставка в Париже (1937) под девизом: «Искусство и техника в современной жизни». Современникам выставка запомнилась «состязанием» советского и немецкого павильонов.
Подготовьте презентацию о выставке, где расскажите об этом символическом противостоянии.
12. В 1936 г. в Берлине были проведены XI летние Олимпийские игры. Чем примечательна эта Олимпиада? Подготовьте сообщение об этом событии.