1. Чем взгляды Сунь Ятсена были близки к марксизму, а чем отличались от него?
Взгляды Сунь Ятсена были схожи с марксизмом в том, что оба они подчеркивали важность равенства, демократии и свержения феодализма. Однако взгляды Суна отличались от марксизма тем, что он не выступал за диктатуру пролетариата, а вместо этого продвигал демократическую республику.
2. Что ослабляло и что усиливало зависимость Китая от иностранных держав?
Факторами, которые ослабили зависимость Китая от иностранных держав, были большая численность населения, самодостаточная экономика и культурное единство. Однако эти факторы были компенсированы такими факторами, как иностранная эксплуатация ресурсов Китая, слабость его правительства и влияние иностранных идей и технологий.
3. Какой период китайской истории получил название «эра милитаристов»? С каких событий эта эра началась и чем закончилась?
Период в истории Китая, известный как «эра милитаристов», длился с 1916 по 1928 год. Он был отмечен раздроблением центральной власти, экономическим спадом и повсеместной коррупцией. Эпоха началась с крахом династии Цин и закончилась Северной экспедицией под предводительством гоминьдана.
1.Что объединяло и что разъединяло сторонников Чан Кайши и китайских коммунистов?
Сторонники Чан Кай-ши и китайских коммунистов были едины в своем противостоянии иностранному империализму и стремлении к сильному, единому Китаю. Однако их видение будущего Китая разделялось: Чан продвигал капиталистическую и националистическую повестку дня, а коммунисты выступали за социалистическую революцию.
2. Какую роль в событиях 1925—1928 гг. играл внешнеполитический фактор?
Роль международного фактора в событиях 1925-1928 гг. была значительной, поскольку иностранные державы, такие как Япония и Советский Союз, воспользовались слабостью Китая для продвижения своих интересов.
1. Какие задачи решал Чан Кайши при проведении реформ?
Реформы Чан Кай-ши были направлены на модернизацию и укрепление экономики, военных и политических институтов Китая.
2. Почему, несмотря на отдельные успехи, сторонникам Чан Кайши не удалось окончательно разгромить коммунистов?
Несмотря на некоторые успехи, сторонники Чанга не смогли победить коммунистов из-за внутренних разногласий внутри Гоминьдана, силы коммунистических сил и поддержки, которую они получили от Советского Союза.
1.В чём первый премьер-министр независимой Индии видит величие Махатмы Ганди?
Первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру видел величие Махатмы Ганди в его философии ненасильственного сопротивления и его способности мобилизовать и вдохновлять массы.
2. Как вы думаете, благодаря чему учение Махатмы Ганди обрело в Индии большую популярность — из-за обаяния его личности или из-за выдвинутых им идеи?
Вполне вероятно, что популярность Ганди была обусловлена сочетанием его личной харизмы и идей, которые он продвигал, включая важность уверенности в себе, социальной справедливости и религиозной гармонии.
1. За что и против чего выступал Махатма Ганди?
Ганди выступал за ненасилие, независимость от британского правления и равенство всех граждан независимо от религии, касты или пола. Он был против британского колониального правления, социальной несправедливости и дискриминации.
2. Какими методами англичане удерживали своё господство в Индии?
Британцы сохранили свое господство в Индии за счет сочетания военной силы и тактики «разделяй и властвуй», используя этническое и религиозное разнообразие Индии для ослабления движения за независимость.
1. Почему началась новая волна протестов в Индии?
Новая волна протестов в Индии была вызвана растущим недовольством британским правлением и верой в то, что Индия не получает адекватного представительства и ресурсов от британского правительства.
2. Что удалось и чего не удалось добиться индийцам?
Bндийским активистам удалось повысить осведомленность о своем деле и заручиться поддержкой независимости, но в конечном итоге они не смогли добиться полной независимости от Великобритании до 1947 года.
1. Используя иллюстрации в начале параграфа и вводный текст, сформулируйте главный вопрос урока.
2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.
3. Каким был режим Чан Кайши — демократическим, авторитарным или тоталитарным?
4. Сунь Ятсен считал, что «народное благоденствие — это и есть социализм, или, как это по-другому называется, коммунизм... Коммунизм в Китае уже был претворён в жизнь в период Хун Сюцюаня».
Вспомните, кто такой Хун Сюцюань, как называлось возглавляемое им движение. Как вы полагаете, прав ли был Сунь Ятсен?
5. «Управление нашей страной находится в руках бюрократии и военщины, против них и должна быть направлена революция», — утверждал Сунь Ятсен.
Как эти задачи революции были связаны с преодолением раздробленности Китая и его зависимости от империализма?
6. «Цель китайской революции — добиться объединения страны. Мы не можем позволить повторить ошибки тайпинов в XIX в. Завершение Северного похода чрезвычайно важно для нас. Без единого Китая не может быть мира в Азии», — заявлял Чан Кайши.
Вспомните основные причины поражения тайпинов. Как вы думаете, о каких ошибках говорил Чан Кайши?
7. «Оружием нельзя одержать победу ни над низменными страстями людей, ни над их возвышенными идеалами», — утверждал Махатма Ганди.
Как это теоретическое положение воплощалось в его практической деятельности? Почему Ганди дважды прекращал кампанию неповиновения англичанам?
8. Кто из упомянутых в тексте политических деятелей стремился реализовать лозунг «Одна страна, одна партия, один вождь»? Своё мнение аргументируйте.
9. Сравните события в Китае и Индии в 1920—1930-е гг. и предложите свой вариант ответа на главный вопрос урока. Как в избранных в 1920— 1930-х гг. Китаем и Индией путях развития отразились различия между китайской и индийской цивилизацией?
1. Беспорядки и гражданская война в Китае, то утихая, то вспыхивая вновь, продолжались почти четыре десятилетия, с 1911 по 1949 г. (всё закончилось победой китайских коммунистов).
Почему Китай так долго находился в состоянии раздробленности? С помощью каких особенностей исторического развития Китая можно это объяснить?
2. Прочитайте стихотворение В. В. Маяковского «Лучший стих» (1927). О каких событиях в нём идёт речь? Чем эти события закончились? Почему поэт назвал стихотворение лучшим?
3. «Советские районы» в Китае некоторое время объединялись в Китайскую Советскую Республику. Расскажите об этом своеобразном государственном образовании, которое даже печатало свои деньги.
4. Старший сын Чан Кайши имеет не только китайское имя Цзян Цзинго, но и русское — Николай Елизаров. Это человек с одной из самых удивительных судеб в XX в. Он побывал и мастером на уральском заводе, и главой Китайской Республики на Тайване.
Подготовьте сообщение о жизненном пути Цзян Цзинго и его русской супруги.
5. В 1929 г. между СССР и китайским правителем Маньчжурии Чжан Сюэляном произошёл так называемый конфликт на КВЖД. Из-за чего дело дошло до вооружённых столкновений? Чем конфликт закончился? Что удивительного в дальнейшей судьбе Чжан Сюэляна? Почему в Китае он сегодня считается героем?
6. Действительно ли «Великий поход» китайских коммунистов великий? Заслуживает ли он это название? И если да, то почему?
7. Взгляды какого русского мыслителя и писателя оказали огромное влияние на Махатму Ганди? Какие отношения их связывали?
8. Почему именно Амритсарская бойня, по мнению исследователей, ознаменовала начало заката британского владычества в Индии? Какие последствия имело это событие для Индии и Великобритании?
9. Почему в разделах о Китае много говорится о коммунистах, а в разделах об Индии они даже не упомянуты? Были ли в это время в Индии коммунисты? Чем они занимались? Какое имели влияние?
10. Одним из лидеров движения индийских мусульман был Мохаммад Али Джинна — в будущем отец-основатель государства Пакистан. Подготовьте сообщение об этом политическом деятеле и его роли в индийском национально-освободительном движении.
11. Подготовьте сообщения о странах арабского мира, Тропической Африки и Латинской Америки в 1920-е гг. (по выбору). Постарайтесь осветить следующие вопросы:
• проблемы в развитии региона;
• борьба за независимость и полный суверенитет от европейских стран и США;
• проведение реформ и их результаты.