1. Почему демократия вызвала во многих странах разочарование?
Разочарование в демократии во многих странах объясняется неэффективностью демократических институтов, коррупцией, неравенством, политическими интригами и невыполнением обещаний, что может подрывать доверие к системе.
2. Что способствовало установлению авторитарных режимов?
Установление авторитарных режимов могло быть вызвано экономическими кризисами, социальными напряжениями, страхом перед нестабильностью и рассогласованиями в обществе, что создавало желание сильной власти.
1. Почему Б. Муссолини перестал быть социалистом?
Муссолини перестал быть социалистом из-за разногласий с социалистической партией по поводу участия Италии в Первой мировой войне.
2. Каковы особенности фашистской идеологии и тактики?
Фашистская идеология подчеркивала важность государства, национальную гордость и величие, активную внешнюю политику, контроль над экономикой, ограничение гражданских свобод. Тактика включала использование пропаганды, политического террора и подавления оппозиции.
Какие внутриполитические мероприятия обеспечили Муссолини поддержку?
Муссолини обеспечивал поддержку путем подавления оппозиции, создания массовых организаций и контроля над средствами массовой информации.
1. Как фашисты пришли к власти и смогли укрепиться у власти?
Фашисты пришли к власти с помощью массовой поддержки, давления на правительство и устранения оппозиции. Они укрепились путем контроля над институтами, репрессий и ограничения гражданских свобод.
2. Почему широкое возмущение, вызванное убийством Дж. Маттеотти, не привело к падению фашистского режима?
Широкое возмущение, вызванное убийством Дж. Маттеотти, не привело к падению фашистского режима, потому что фашистская власть уже имела устойчивый контроль над институтами, применяла жесткую репрессивную политику, и международное сообщество не предприняло серьезных шагов для изменения ситуации.
1.Как при Б. Муссолини идея тоталитарного государства реализовывалась в практике государственного управления?
Идея тоталитарного государства при Муссолини осуществлялась через государственный контроль над всеми сферами жизни, идеологическую пропаганду и подавление независимых организаций.
2. Как изменялось отношение Б. Муссолини к государственному регулированию экономики?
Отношение Муссолини к государственному регулированию экономики менялось в зависимости от обстоятельств. Сначала он проводил меры интервенционизма, а затем в 1930-х годах прибег к корпоративному методу управления.
1. Чем были привлекательны идеи и практика фашизма?
Идеи и практика фашизма привлекали тем, что обещали восстановление национальной мощи, стабильности и порядка, а также контроль над процессами в обществе.
2. Почему во Франции фашисты потерпели поражение, а в Австрии победили? (Здесь полезно вспомнить итоги Первой мировой войны.)
Во Франции фашисты потерпели поражение благодаря устойчивой демократической системе и антифашистскому настрою. В Австрии фашисты победили из-за слабости демократических институтов после Первой мировой войны.
1. Используя иллюстрации в начале параграфа и вводный текст, сформулируйте главный вопрос урока.
2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.
3. Почему в Европе возникли авторитарные режимы?
Возникновение авторитарных режимов в Европе может быть объяснено рядом факторов, таких как экономические кризисы, социальные напряжения, политическая нестабильность, а также стремление некоторых лидеров к укреплению своей власти и контроля над обществом. Экономические трудности после Первой мировой войны, а также влияние радикальных идей и антилиберальных настроений также способствовали формированию авторитарных режимов.
4. Чем тоталитарные режимы отличаются от авторитарных?
Авторитарные режимы и тоталитарные режимы имеют некоторые общие черты, но они также различаются. Основное отличие заключается в степени контроля и манипулирования государства над обществом. Авторитарные режимы обычно ограничивают политические свободы, но не пытаются полностью контролировать и трансформировать жизнь граждан. Тоталитарные режимы же стремятся к абсолютному контролю над каждым аспектом общественной жизни, включая политику, экономику, культуру, религию и личную жизнь.
5. Как фашистский режим обеспечивал контроль над обществом?
Фашистский режим обеспечивал контроль над обществом с помощью массовой пропаганды, репрессий и создания специальных организаций для контроля и подавления потенциальных оппозиционных движений. Фашистская партия активно использовала пропаганду, чтобы формировать определенные ценности, лояльность к лидеру и идеологии. Органы безопасности, такие как Gestapo, преследовали и подавляли диссидентов, а режим также создавал организации молодежи и женщин для популяризации фашистской идеологии.
6. Вспомните, когда Рим был присоединён к Итальянскому королевству и возник конфликт между папой римским и Итальянским государством. Как Б. Муссолини удалось преодолеть этот конфликт? Почему в отношениях с церковью фашистский режим пошёл на уступки?
В 1929 году Бенито Муссолини и папа Пий XI достигли Конкордата, соглашения между Ватиканом и Италией, которое признало независимость и нейтралитет Ватикана, а также дало Церкви некоторые привилегии. Это позволило фашистскому режиму смягчить конфликт с Церковью и создать устойчивые отношения. Фашистский режим пришел к уступкам в отношениях с церковью, чтобы уменьшить негативное воздействие конфликта на общество и укрепить свою легитимность.
7. Заполните таблицу.
Фашистский режим в Италии
Проблемы итальянского общества, которые решал Б. Муссолини
Реформы Б. Муссолини
Результаты реформ
8. Известны следующие высказывания Б. Муссолини: «Либеральное государство — это маска, за которой не скрывается никакого лица»; «Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен».
Почему либеральное государство не признаётся настоящим государством? Что ему противопоставляется? Почему во втором случае слово «государство» написано с прописной буквы?
9. В резолюции V Конгресса Коминтерна, принятой в 1924 г., говорилось: «Фашизм представляет из себя боевое оружие крупной буржуазии в борьбе с пролетариатом, который она не в силах сломить путём законных государственных мер. Однако по социальному составу фашизм должен быть признан мелкобуржуазным движением. Питательной средой для его корней являются главным образом те средние слои буржуазии, которые капиталистический кризис обрекает на гибель, а также элементы, деклассированные войной, как бывшие офицеры и пр., отчасти даже некоторые пролетарии, горько разочаровавшиеся в своих надеждах на революцию. Все буржуазные партии, и особенно социал-демократы, принимают более или менее фашистский характер, прибегая к фашистским методам борьбы с пролетариатом. Социал-демократия поэтому никогда не может быть надёжной союзницей в борьбе пролетариата с фашизмом».
Насколько были правы коммунисты? В чём их оценки не оправдались?
10. Составьте периодизацию фашистского режима в Италии для периода 1922—1939 гг., учитывающую политические и экономические изменения в процессе его эволюции.
1.Ю. Пилсудский говорил: «Я совершил единственный в своём роде исторический акт — сделал нечто вроде революции безо всяких революционных последствий».
Что он имел в виду? Каковы особенности режима «санации» в Польше в сравнении с другими авторитарными режимами? Как в современной Польше относятся к Пилсудскому? Подготовьте сообщение, содержащее ответы на данные вопросы.
2. Диктатор Б. Муссолини беспощадно расправился с мафией, а в демократической Америке 1920-х гг. она процветала. Как Муссолини боролся с мафией и чем опасны такие методы? Означает ли это, что диктатура лучше демократии? Свою точку зрения обоснуйте.
3. В политологии распространено мнение, что, хотя Б. Муссолини и был автором концепции тоталитарного государства, фашистский режим в Италии правильнее отнести всё-таки к авторитарным режимам.
На каких аргументах это мнение основано? Найдите в тексте параграфа один из таких аргументов, а остальные попытайтесь найти в Интернете.
4. Каким образом установление фашистской диктатуры повлияло на развитие литературы, архитектуры, изобразительного искусства, науки и системы образования в Италии? Подготовьте презентацию, показывающую изменения в избранной вами сфере культурной деятельности.
5. Как в современной Италии относятся к режиму Б. Муссолини? Что показывают данные социологических исследований на эту тему?
6. Одним из противников диктатуры Б. Муссолини и лидером итальянской компартии был А. Грамши. В заключении он написал знаменитые «Тюремные тетради». В отличие от теорий многих других правых и левых идеологов 1920—1930-х гг., взгляды Грамши и сегодня привлекают внимание. Этого политика считают своим предшественником многие современные мыслители левого и правого толка. Почему?
7. Был ли Б. Муссолини знаком с В. И. Лениным? Как они относились друг к другу? Насколько достоверны свидетельства об их встречах?
8. Латеранские соглашения в числе прочего определили (и определяют до сих пор) статус государства Ватикан. Это самое маленькое официально признанное государство в мире. Какие признаки государственности у него есть, а каких нет?
9. Весь период диктатуры Б. Муссолини Италия продолжала оставаться монархией (по форме правления — даже конституционной монархией). Почему Муссолини сохранил монархию? Кто был королём и чем он в это время занимался?