1. Почему демократия вызвала во многих странах разочарование? 2. Что способствовало установлению авторитарных режимов? 1. Почему Б. Муссолини перестал быть социалистом? 2. Каковы особенности фашистской идеологии и тактики? Какие внутриполитические мероприятия обеспечили Муссолини поддержку? 1. Как фашисты пришли к власти и смогли укрепиться у власти? 2. Почему широкое возмущение, вызванное убийством Дж. Маттеотти, не привело к падению фашистского режима? 1.Как при Б. Муссолини идея тоталитарного государства реализовывалась в практике государственного управления? 2. Как изменялось отношение Б. Муссолини к государственному регулированию экономики? 1. Чем были привлекательны идеи и практика фашизма? 2. Почему во Франции фашисты потерпели поражение, а в Австрии победили? (Здесь полезно вспомнить итоги Первой мировой войны.) 1. Используя иллюстрации в начале параграфа и вводный текст, сформулируйте главный вопрос урока. 2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени. 3. Почему в Европе возникли авторитарные режимы? 4. Чем тоталитарные режимы отличаются от авторитарных? 5. Как фашистский режим обеспечивал контроль над обществом? 6. Вспомните, когда Рим был присоединён к Итальянскому королевству и возник конфликт между папой римским и Итальянским государством. Как Б. Муссолини удалось преодолеть этот конфликт? Почему в отношениях с церковью фашистский режим пошёл на уступки? 7. Заполните таблицу. Фашистский режим в Италии Проблемы итальянского общества, которые решал Б. Муссолини Реформы Б. Муссолини Результаты реформ 8. Известны следующие высказывания Б. Муссолини: «Либеральное государство — это маска, за которой не скрывается никакого лица»; «Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен». Почему либеральное государство не признаётся настоящим государством? Что ему противопоставляется? Почему во втором случае слово «государство» написано с прописной буквы? 9. В резолюции V Конгресса Коминтерна, принятой в 1924 г., говорилось: «Фашизм представляет из себя боевое оружие крупной буржуазии в борьбе с пролетариатом, который она не в силах сломить путём законных государственных мер. Однако по социальному составу фашизм должен быть признан мелкобуржуазным движением. Питательной средой для его корней являются главным образом те средние слои буржуазии, которые капиталистический кризис обрекает на гибель, а также элементы, деклассированные войной, как бывшие офицеры и пр., отчасти даже некоторые пролетарии, горько разочаровавшиеся в своих надеждах на революцию. Все буржуазные партии, и особенно социал-демократы, принимают более или менее фашистский характер, прибегая к фашистским методам борьбы с пролетариатом. Социал-демократия поэтому никогда не может быть надёжной союзницей в борьбе пролетариата с фашизмом». Насколько были правы коммунисты? В чём их оценки не оправдались? 10. Составьте периодизацию фашистского режима в Италии для периода 1922—1939 гг., учитывающую политические и экономические изменения в процессе его эволюции. 1.Ю. Пилсудский говорил: «Я совершил единственный в своём роде исторический акт — сделал нечто вроде революции безо всяких революционных последствий». Что он имел в виду? Каковы особенности режима «санации» в Польше в сравнении с другими авторитарными режимами? Как в современной Польше относятся к Пилсудскому? Подготовьте сообщение, содержащее ответы на данные вопросы. 2. Диктатор Б. Муссолини беспощадно расправился с мафией, а в демократической Америке 1920-х гг. она процветала. Как Муссолини боролся с мафией и чем опасны такие методы? Означает ли это, что диктатура лучше демократии? Свою точку зрения обоснуйте. 3. В политологии распространено мнение, что, хотя Б. Муссолини и был автором концепции тоталитарного государства, фашистский режим в Италии правильнее отнести всё-таки к авторитарным режимам. На каких аргументах это мнение основано? Найдите в тексте параграфа один из таких аргументов, а остальные попытайтесь найти в Интернете. 4. Каким образом установление фашистской диктатуры повлияло на развитие литературы, архитектуры, изобразительного искусства, науки и системы образования в Италии? Подготовьте презентацию, показывающую изменения в избранной вами сфере культурной деятельности. 5. Как в современной Италии относятся к режиму Б. Муссолини? Что показывают данные социологических исследований на эту тему? 6. Одним из противников диктатуры Б. Муссолини и лидером итальянской компартии был А. Грамши. В заключении он написал знаменитые «Тюремные тетради». В отличие от теорий многих других правых и левых идеологов 1920—1930-х гг., взгляды Грамши и сегодня привлекают внимание. Этого политика считают своим предшественником многие современные мыслители левого и правого толка. Почему? 7. Был ли Б. Муссолини знаком с В. И. Лениным? Как они относились друг к другу? Насколько достоверны свидетельства об их встречах? 8. Латеранские соглашения в числе прочего определили (и определяют до сих пор) статус государства Ватикан. Это самое маленькое официально признанное государство в мире. Какие признаки государственности у него есть, а каких нет? 9. Весь период диктатуры Б. Муссолини Италия продолжала оставаться монархией (по форме правления — даже конституционной монархией). Почему Муссолини сохранил монархию? Кто был королём и чем он в это время занимался?