1. Кто победил и проиграл в Первой мировой войне? 2. Что такое «пробуждение Азии»? 1.Что объединяло различные планы послевоенного переустройства мира? 2. В чём новаторство «14 пунктов» В. Вильсона? 1. Кто и почему принял и не принял участие в Парижской мирной конференции? 2. В чём заключались противоречия между странами Антанты на Парижской конференции? 3. Какое символическое значение имела дата подписания Версальского мирного договора? 1. Объясните, в чём заключался политический смысл статьи 231 2. Какие действия по отношению к Германии и её союзникам на основании данной статьи становились законными? 3. Чем репарации отличаются от контрибуции? Что между ними общего? (В случае затруднений обратитесь к словарям.) 1. Каковы основные положения Версальского мирного договора? 2. Как изменились границы в Европе в результате мирных договоров с союзниками Германии? 1. Почему делегация Советской России была приглашена на Генуэзскую конференцию? 2. Почему именно Германия первой из крупных европейских стран признала Советскую Россию и начала с ней сотрудничать? Как вы думаете, что мешало этому сотрудничеству? 1. С какой целью была созвана Вашингтонская конференция? 2. Почему Япония осталась недовольна итогами конференции? 1. Какие страны были недовольны Версальско-Вашингтонской системой и надеялись в будущем её изменить? 2. Какие изменения в системе международных отношений произошли в середине 1920-х гг.? 1. Используя иллюстрацию в начале параграфа и вводный текст, сформулируйте главный вопрос урока. 2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени. 3. Подведите итоги Парижской конференции. В чём вы видите её позитивное влияние на развитие международных отношений? Какие принятые н ней решения представляются вам недальновидными или ошибочными? 4. Какую цель преследовали победители, сокращая вооружённые сил Германии и накладывая на неё огромные репарации? 5. Дайте оценку Вашингтонской конференции. Считаете ли вы её решения достижением по сравнению с Версальским мирным договором? Свое мнение аргументируйте. 6. Почему США отказались от участия в Лиге Наций? Как вы думаете какие это имело последствия? 7. Д. Ллойд Джордж писал о В. Вильсоне: «Президент смотрел на себя как на Мессию, чьей задачей было спасти бедных европейцев от их старо давнего поклонения фальшивым и злым богам». Объясните смысл этой характеристики. Как указанная особенность мировоззрения президента США повлияла на обсуждение и принятие решения на Парижской мирной конференции? 8. Один из участников версальских переговоров вспоминал: «В обстав ленном громоздкой мебелью кабинете на полу, на ковре, лежит географическая карта. Склонившиеся над ней Вильсон, Ллойд Джордж и Клемано подтащили свои кресла к ковру и нагнулись низко-низко над картой. Зател американский президент растянулся на ковре перед камином, Клемансо си дел на четвереньках позади него. Президент Вильсон, расстелив карту н ковре, склоняется над ней на коленях. Мы все становимся вокруг него. Похоже, будто мы занялись детской игрой "Каравай мой, каравай"». Как вы думаете, в какой мере народы Европы могли повлиять на раздел этого «каравая»? 9. В Уставе Лиги Наций говорилось: «Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги. Если член Лиги прибегает к войне, то он рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги». Против агрессора должна была быть применена блокада всех членов Лиги. В каких случаях, по вашему мнению, эти меры не могли бы остановить войну? 10. Вспомните, когда, при каких обстоятельствах и на каких условиях был создан Священный союз. Почему он распался? Сравните Лигу Наций и Священный союз, выделите общие черты и различия. 1. Укажите, какие государственные границы, установленные в 1918— 1923 гг., существуют до сих пор. Какие конфликты с ними связаны? 2. Охарактеризуйте Лигу Наций по плану: • причины и цели создания; • основные органы и их функции; • члены Лиги Наций; • возможности Лиги Наций в разрешении международных противоречий. 3. Последний платёж по денежным обязательствам, связанным с репарациями с Германии после Первой мировой войны, Немецкий федеральный банк произвёл в 2010 г. Почему выплата репараций растянулась почти на столетие? 4. Обоснованы ли были претензии, которыми обменялись западные страны и Советская Россия на Генуэзской конференции? Как и когда был решён вопрос о долгах Российской империи и Временного правительства перед странами Запада? 5. Что такое «декларация Бальфура»? Какую роль она сыграла в создании государства Израиль?