1. Какие новые национальные государства образовались в Центральной и Восточной Европе в 1917—1920 гг.? 2. Как повлияли на возникновение и становление новых государств революционные события в России? 1. Проанализируйте фрагменты текста конституции. Найдите в источнике свидетельства демократического преобразования германского государства. 2. Как авторы конституции попытались сохранить преемственность по отношению к предыдущему этапу германской государственности? 3. Определите смысл и историческое значение ст. 4. 1. Почему немецкие коммунисты не смогли прийти к власти? 2. Каким было государственное устройство Германии по Веймарской конституции? 3. Какие политические силы выступали против Веймарской республики и почему? 1. Почему в Венгрии возник союз между коммунистами и левыми социал-демократами? 2. Почему пала Венгерская Советская Республика? 1. Чем отличались взгляды лидеров Коминтерна и Социнтерна? 2. В каких странах представители двух течений в социалистическом движении добились наибольших успехов? 1. Как Турция отстояла свою независимость в 1920-е гг.? 2. В чём заключались особенности турецкой модернизации? 3. Вспомните, что такое секуляризация. Почему Ататюрк уделял особое внимание политике секуляризации? 1. Используя иллюстрации в начале параграфа и вводный текст, сформулируйте главный вопрос урока. 2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени. 3. Почему распались империи, существовавшие в Европе перед Первой мировой войной? 4. В первоначальном варианте Веймарской конституции говорилось: «Немецкая Австрия по присоединении своём к Германской державе получает право участия в рейхсрате (верхней палате парламента) с числом голосов, соответствующим численности её населения. До тех пор представители Австрии пользуются совещательным голосом». Это положение было отменено по требованию Антанты. Объясните почему. 5. Р. Люксембург так писала о ситуации, сложившейся в Германии в начале революции: «Революция — единственная форма "войны", где конечная победа может быть подготовлена рядом поражений. Важно, при каких обстоятельствах понесено поражение: потому, что бурная боевая энергия масс разбилась о недостаточную зрелость исторических предпосылок, или потому, что революционное выступление было парализовано собственной половинчатостью, нерешительностью, внутренней слабостью». О каких «исторических предпосылках» идёт речь? Что понимали коммунисты под этими предпосылками? А что понимали социал-демократы? 6. Заполните таблицу. Революционный подъём в 1917—1923 гг. Причины Основные события Последствия 7. Почему после революционных событий 1917—1923 гг. возникла вражда между социал-демократами и коммунистами? В чём они обвиняли друг друга? 8. Почему реформы Ататюрка, направленные на ограничение роли ислама в жизни страны, не встретили серьёзного сопротивления? 9. Справедливо ли называть реформы в Турции «революцией Ататюрка» (такая точка зрения распространена в турецкой историографии)? С преобразованиями в каких странах и в какие эпохи можно сравнить его реформы? Своё мнение обоснуйте. 1. «Пролетарская диктатура — это не страна кисельных берегов и молочных рек», — утверждал Б. Кун. Что он имел в виду? Как это мнение сказалось на ходе революции в Венгрии? Какую роль сыграл Кун в истории России? 2. Почему местом работы Учредительного собрания был выбран сравнительно небольшой город Веймар? Укажите возможные причины этого выбора — политические и культурные (для этого узнайте о роли этого города в истории Германии). 3. Каковы были дальнейшие судьбы династий Гогенцоллернов, Габсбургов, Османов? Чем сегодня занимаются их представители? Предъявляют ли они права на когда-то утраченные престолы? 4. Что такое «легенда об ударе ножом в спину»? Когда и почему она возникла и какую роль сыграла в германской истории? 5. Практически единственным примером сравнительно успешного, мирного и демократического развития в Центральной Европе в первые послевоенные годы стала Чехословакия. Что позволило ей избежать потрясений? Какую роль здесь сыграл политический лидер нового государства Т. Масарик? 1. В чём Великобритания видела для себя главную опасность со стороны Германии и что она планировала предпринять, чтобы избавиться от этой опасности? 2. Как вы думаете, почему Великобритания не хотела «непосредственно вмешиваться в создание будущего строя Германии»? 3. Вернитесь к этому документу после изучения материала § 4 и ответьте, что из намеченного было реализовано после поражения Германии. 1. На чём настаивала Германия и почему это требование было отвергнуто Россией? 2. Почему немецкий посол так нервничал? 3. Почему С. Д. Сазонов обнял посла перед расставанием, хотя тот представлял теперь враждебную и воюющую державу? 1. Что помогло спастись главному герою во время газовой атаки? 2. Как вы думаете, почему применение на войне «удушающих, ядовитых или других подобных газов» было запрещено международным соглашением уже вскоре после окончания Первой мировой войны (Женевский протокол 1925 г.)? 3. В чём своеобразие данного информационного источника? Можем ли мы ему доверять? 1. Как образы войны преломились в творчестве Дж. Толкина? 2. Можете ли вы предположить ещё какие-либо влияния военного опыта на творчество писателя? 3. Оправдывает ли войну то, что под влиянием пережитого могут быть созданы выдающиеся произведения культуры? 1.Как британский премьер-министр характеризует трудности войны с Германией? 2. В чём он видит причины того, что Германия всё-таки потерпела поражение? 1. На основании республиканской конституции схематически изобразите высшие органы власти Веймарской республики. 2. Какими полномочиями наделяла Веймарская конституция президента? 1. В чём британский политический деятель У. Черчилль видит роль внешнего фактора в установлении Веймарской республики? 2. Почему он считает более мудрой политикой сохранение в Германии монархии