menu
person


ГДЗ по истории 10 класс учебник Шубин § 3 Революционная волна после Первой мировой войны


1. Какие новые национальные государства образовались в Центральной и Восточной Европе в 1917—1920 гг.?

В период с 1917 по 1920 годы в Центральной и Восточной Европе возникло несколько новых национальных государств. Это произошло в контексте развала многих империй и революционных событий в Европе после Первой мировой войны:

Польша: Польша восстановила свою независимость после 123 лет разделов между Россией, Пруссией и Австрийской империей. В 1918 году Польская Республика была провозглашена независимой.

Чехословакия: Чехословакия стала независимым государством в 1918 году. Это объединение чешских и словацких земель создалось на разваливающихся остатках Австро-Венгерской империи.

Югославия: Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (Югославия) образовалось в 1918 году, объединив различные югославские народы.

Венгрия: Венгерское королевство провозгласило свою независимость от Австро-Венгерской империи, но было подвергнуто разделу и потеряло территории.

Литва, Латвия и Эстония: Эти балтийские страны также провозгласили независимость после развала Российской империи.

2. Как повлияли на возникновение и становление новых государств рево­люционные события в России?

Революционные события в России оказали существенное влияние на возникновение и становление новых государств в Центральной и Восточной Европе. Это воздействие можно выразить следующим образом:

Распад Российской империи: После Февральской и Октябрьской революций и последующей Гражданской войны Россия переживала политический и социальный хаос. Это позволило многим национальным группам, ранее находившимся в составе Российской империи, провозгласить свою независимость.

Помощь и интервенция со стороны новых государств: Некоторые новые государства, такие как Польша, Чехословакия и другие, воспользовались хаосом в России и поддерживали антисоветские силы в надежде на восстановление своей независимости и укрепление границ.

Распределение территорий: Распад Российской империи и распределение её бывших территорий также влияло на образование новых государств. Например, Чехословакия и Польша получили территории, ранее находившиеся в составе империи.

1. Проанализируйте фрагменты текста конституции. Найдите в источни­ке свидетельства демократического преобразования германского госу­дарства.

2. Как авторы конституции попытались сохранить преемственность по отношению к предыдущему этапу германской государственности?

3. Определите смысл и историческое значение ст. 4.

1. Почему немецкие коммунисты не смогли прийти к власти?

Немецкие коммунисты не смогли прийти к власти по нескольким причинам:

Раскол левых: Между коммунистами и социал-демократами существовал сильный раскол, что мешал им объединиться и противостоять общему врагу.
Республиканская правительственная структура: Веймарская республика обладала демократическими институтами и политической структурой, что делало более радикальные перемены сложными.
Экономические и социальные проблемы: Германия переживала серьезные экономические трудности, и коммунисты не смогли предложить эффективные решения.
Реакция среднего класса: Средний класс и промышленники опасались радикальных перемен, что подпитывало поддержку антикоммунистических сил.

2. Каким было государственное устройство Германии по Веймарской конституции?

Государственное устройство Германии по Веймарской конституции включало в себя следующие особенности:

Республиканская форма правления: Германия стала Веймарской республикой с демократическим устройством.
Федеративная система: Германия была федерацией, состоящей из различных земель (штатов), каждая из которых имела свою конституцию.
Двухпалатный парламент: Веймарская конституция устанавливала двухпалатный парламент, включая Рейхстаг (палата депутатов) и Рейхсрат (палата представителей штатов).
Президентская власть: Президент был главой государства и обладал определенными полномочиями, такими как назначение канцлера и роспуск Рейхстага.
Демократические институты: Конституция предусматривала гражданские права и свободы, а также выборы для парламента и президента.

3. Какие политические силы выступали против Веймарской республики и почему?

Против Веймарской республики выступали различные политические силы:

Консервативные и монархические группы: Они стремились восстановить монархию и отвергали идеи демократии.
Экстремистские националистические группы: Экстремисты, такие как фашисты и национал-социалисты (нацисты), действовали с целью установления авторитарного или тоталитарного режима.
Вооруженные бунты: В Германии происходили вооруженные выступления, такие как Капповский путч, направленные против республики.

1. Почему в Венгрии возник союз между коммунистами и левыми соци­ал-демократами?

В Венгрии союз между коммунистами и левыми социал-демократами возник в ответ на бурные события и революцию в 1918-1919 годах. Обе группы стремились к свержению монархии и установлению республики, и их совместные усилия были направлены на достижение этих целей.

2. Почему пала Венгерская Советская Республика?

Венгерская Советская Республика упала из-за ряда факторов:

Внутренние разногласия: Внутри правительства Советской Республики существовали разногласия и конфликты между коммунистами и социал-демократами, что подорвало единство режима.
Внешние угрозы: Венгрия была подвергнута внешним военным атакам со стороны румынов и сербов, что создало дополнительные проблемы для революционного правительства.
Экономические трудности: Экономическая нестабильность и продовольственный кризис ухудшили положение республики и вызвали недовольство населения.

1. Чем отличались взгляды лидеров Коминтерна и Социнтерна?

Лидеры Коминтерна (Интернациональный Коммунистический союз) и Социнтерна (Социалистический Интернациональ) имели разные взгляды на развитие социалистического движения:

Коминтерн: Коминтерн, под руководством Советского Союза, поддерживал радикальные коммунистические движения и призывал к мировой революции для установления коммунизма.
Социнтерн: Социнтерн, включая социал-демократические партии, стоял за более умеренные формы социализма и демократические методы борьбы.

2. В каких странах представители двух течений в социалистическом дви­жении добились наибольших успехов?

В разных странах представители этих двух течений добивались разных успехов:

Коминтерн: Коминтерн оказал влияние на многие коммунистические партии и движения в разных странах, и в ряде случаев они добивались власти, как, например, в Советском Союзе и других странах Восточной Европы.
Социнтерн: Социнтерн олицетворял более умеренный социализм и сотрудничал с социал-демократическими партиями. Они чаще участвовали в демократических процессах и получали поддержку в многих западных странах.

1. Как Турция отстояла свою независимость в 1920-е гг.?

Турция отстояла свою независимость в 1920-е годы благодаря успешной Турецкой войне за независимость (1919-1922) под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Турецкие войска смогли отбить часть территории от оккупации иностранными войсками, что привело к подписанию Лозаннского договора в 1923 году, признавшего независимость Турецкой Республики.

2. В чём заключались особенности турецкой модернизации?

Особенности турецкой модернизации включали в себя:

Секуляризация: Ататюрк проводил политику секуляризации, отделяя религию от государства и внедряя современные законы и институты.
Образование и культура: Осуществлялись реформы в образовательной системе и культуре с целью модернизации общества.
Политические и социальные реформы: Ататюрк провел ряд политических и социальных реформ, направленных на укрепление секулярности и модернизацию страны.

3. Вспомните, что такое секуляризация. Почему Ататюрк уделял осо­бое внимание политике секуляризации?

Секуляризация - это процесс отделения религии от государства и общественной жизни. Ататюрк уделял особое внимание секуляризации, поскольку считал, что она была ключевой частью модернизации Турции. Он внедрил секулярные законы, запретил ношение традиционной исламской одежды, отменил халифат и многое другое, чтобы уменьшить религиозное влияние в обществе и государстве.

1. Используя иллюстрации в начале параграфа и вводный текст, сфор­мулируйте главный вопрос урока.

2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.

3. Почему распались империи, существовавшие в Европе перед Первой мировой войной?

Распад империй, существовавших в Европе перед Первой мировой войной, произошел по нескольким причинам:

Национальные движения: Во многих частях империй национальные меньшинства стремились к независимости и формированию собственных национальных государств.
Внутренние напряжения: Многие империи столкнулись с внутренними конфликтами и социальными напряжениями, что усилило требования о реформах и самоопределении.
Экономические и внешние факторы: Внешние экономические и политические факторы также повлияли на распад империй, такие как потеря войн, экономические трудности и изменения в мировой политике.

4. В первоначальном варианте Веймарской конституции говорилось: «Немецкая Австрия по присоединении своём к Германской державе полу­чает право участия в рейхсрате (верхней палате парламента) с числом голо­сов, соответствующим численности её населения. До тех пор представители Австрии пользуются совещательным голосом». Это положение было отме­нено по требованию Антанты. Объясните почему.

Положение о Немецкой Австрии в Веймарской конституции было отменено по требованию Антанты (победителей в Первой мировой войне) по ряду причин:

Запрет аншлюса: Антанта опасалась возможности воссоединения Германии и Австрии в единое государство, что могло усилить немецкое влияние в Европе и нарушить мировой баланс сил.
Безопасность региона: Антанта стремилась обеспечить стабильность и безопасность в Центральной Европе, и это предполагало уменьшение потенциальной угрозы со стороны объединенной Германии и Австрии.
Изоляция Австрии: Запрет на объединение с Немецкой Австрией дополнил другие меры, направленные на ограничение влияния Германии и установление контроля над разоренными странами Центральной Европы.

5. Р. Люксембург так писала о ситуации, сложившейся в Германии в на­чале революции: «Революция — единственная форма "войны", где конечная победа может быть подготовлена рядом поражений. Важно, при каких об­стоятельствах понесено поражение: потому, что бурная боевая энергия масс разбилась о недостаточную зрелость исторических предпосылок, или потому, что революционное выступление было парализовано собственной половинчатостью, нерешительностью, внутренней слабостью».

О каких «исторических предпосылках» идёт речь? Что понимали комму­нисты под этими предпосылками? А что понимали социал-демократы?

В цитате Розы Люксембург утверждается, что революция может подготавливаться несколькими путями и что важно, какие исторические предпосылки лежат в её основе. "Исторические предпосылки" в данном контексте могут включать в себя общественно-экономические условия, степень поддержки среди населения, готовность к радикальным изменениям и т. д.

Коммунисты и социал-демократы воспринимали эти предпосылки по-разному:

Коммунисты, как Роза Люксембург, подчеркивали необходимость радикальных изменений и революционных действий, даже при наличии сложных исторических условий. Они считали, что буржуазия и капиталистическая система не могут решить социальные проблемы.
Социал-демократы, в частности в Германии, придерживались более умеренного подхода и старались добиваться социальных реформ и улучшений в рамках существующей системы. Они считали, что революционные действия могут привести к хаосу и насилию.

6. Заполните таблицу.

Революционный подъём в 1917—1923 гг.

Причины

Основные события

Последствия

 

 

 

7. Почему после революционных событий 1917—1923 гг. возникла вражда между социал-демократами и коммунистами? В чём они обвиняли друг друга?

Вражда между социал-демократами и коммунистами после революционных событий 1917—1923 гг. возникла из-за разногласий в методах и целях достижения социалистического общества. Вот основные обвинения, которые одна сторона возводила против другой:

Социал-демократы vs. Коммунисты: Социал-демократы обвиняли коммунистов в радикальности, насилии и попытках захвата власти путем революции. Они считали, что на пути к социализму нужно придерживаться более мирных и постепенных методов, участвовать в выборах и работать в рамках существующих политических систем. Коммунисты, с другой стороны, обвиняли социал-демократов в изменничестве, буржуазном уклонизме и нежелании бороться за рабочего класса.

Разные взгляды на диктатуру пролетариата: Эта разногласия касались также вопроса о характере диктатуры пролетариата. Социал-демократы склонялись к идее участия в буржуазных парламентах и установления социализма через законодательные меры, в то время как коммунисты придерживались более радикальной идеи пролетарской диктатуры и отказа от сотрудничества с буржуазией.

Революции и контрреволюции: В ряде стран, таких как Германия и Венгрия, красные революции были подавлены контрреволюционными силами, что усилило вражду между социал-демократами и коммунистами.

8. Почему реформы Ататюрка, направленные на ограничение роли ис­лама в жизни страны, не встретили серьёзного сопротивления?

Реформы Ататюрка, направленные на ограничение роли ислама в жизни страны, не встретили серьезного сопротивления по нескольким причинам:

Время перемен: В конце Османской империи и после Первой мировой войны Турция оказалась на грани политического и социального краха. Это создало благоприятные условия для внесения радикальных изменений, и большинство населения было готово принять реформы в надежде на улучшение.

Секуляризация и модернизация: Ататюрк стремился сделать Турцию секулярной и модернизированной страной. Он внес ряд законодательных изменений, которые ограничили религиозное влияние, такие как запрет ношения традиционной мусульманской одежды и ликвидация исламского образования.

Активная пропаганда и образование: Режим Ататюрка активно проводил пропаганду секулярных и национальных идей, а также инвестировал в образование и средства массовой информации, что способствовало изменению общественного мнения.

Авторитет Ататюрка: Личный авторитет и харизма Мустафы Кемаля Ататюрка, лидера реформ, сыграли важную роль в убеждении населения в необходимости изменений.

9. Справедливо ли называть реформы в Турции «революцией Ататюр­ка» (такая точка зрения распространена в турецкой историографии)? С пре­образованиями в каких странах и в какие эпохи можно сравнить его рефор­мы? Своё мнение обоснуйте.

Термин "революция Ататюрка" распространен в турецкой историографии, и это отражает значительные изменения, произошедшие в Турции после Первой мировой войны и Гражданской войны в стране. Реформы Ататюрка включали в себя секуляризацию, модернизацию, создание современной системы права и образования, а также установление секулярной республиканской формы правления.

Сравнивая реформы Ататюрка с реформами в других странах и эпохах, можно увидеть аналогии с модернизацией в России под Петром I, реформами в Западной Европе в XIX веке и даже с процессами секуляризации и разделения Церкви и государства в различных странах. Каждая из этих реформаторских программ была уникальной в своем контексте, и они внесли значительные изменения в политическую, социальную и культурную жизнь страны.

1. «Пролетарская диктатура — это не страна кисельных берегов и мо­лочных рек», — утверждал Б. Кун. Что он имел в виду? Как это мнение сказалось на ходе революции в Венгрии? Какую роль сыграл Кун в истории России?

Высказывание "Пролетарская диктатура — это не страна кисельных берегов и молочных рек" атрибутируется коммунистическому лидеру Белы Куну, который играл ключевую роль в Венгерской Революции 1919 года. Это высказывание подчеркивает идеологическую радикальность и решимость коммунистов в борьбе за власть. Они отвергали компромиссы и призывали к радикальным изменениям в обществе.
Бела Кун сыграл важную роль в истории России, так как он возглавил Коммунистическую Республику в Венгрии в 1919 году и был поддержан большевистским правительством в России. Однако его режим был короткоживущим, и после внешних военных интервенций и внутренних конфликтов он был свергнут, что привело к возвращению венгерской монархии и потере власти коммунистами.

2. Почему местом работы Учредительного собрания был выбран срав­нительно небольшой город Веймар? Укажите возможные причины этого вы­бора — политические и культурные (для этого узнайте о роли этого города в истории Германии).

Веймар был выбран местом работы Учредительного собрания в Германии после Первой мировой войны по нескольким причинам:

Политическая стабильность: Веймарская республика (официально Веймарская Германская республика) была учреждена после свержения Германской империи в 1918 году. Веймар был выбран, потому что это был небольшой город сравнительно удаленный от больших центров власти, что делало его более безопасным местом для созыва собрания.

Исторический контекст: Веймар стал символом новой республики, и название "Веймарская республика" было связано с его выбором в качестве места проведения работы Учредительного собрания.

Условия: В то время Веймар был относительно спокойным городом без массовых протестов и бунтов, что позволило провести работы над конституцией относительно мирно.

Решение выбрать Веймар оказалось символичным и имело значение в истории Германии, так как собрание здесь приняло Веймарскую конституцию, которая стала основным законом Веймарской республики.

3. Каковы были дальнейшие судьбы династий Гогенцоллернов, Габсбур­гов, Османов? Чем сегодня занимаются их представители? Предъявляют ли они права на когда-то утраченные престолы?

Судьбы династий Гогенцоллернов, Габсбургов и Османов развивались по-разному:

Гогенцоллерны: Дом Гогенцоллернов остается правящей династией в Германии до конца Первой мировой войны. После поражения Германии в войне, Германская империя была свергнута, и последний император Вильгельм II был вынужден отречься от престола. После войны Гогенцоллерны больше не играли роли в правлении Германии, и многие члены семьи остались в частной жизни.

Габсбурги: Дом Габсбургов также потерял свою монархическую власть после Первой мировой войны. Австро-Венгрия распалась, и Габсбурги были свергнуты с тронов Венгрии и Австрии. Семья Габсбургов осталась активной, и некоторые ее члены продолжили общественную и культурную деятельность, но они больше не имеют монархической власти.

Османы: Османская империя также окончила свое существование после Первой мировой войны. Турция была провозглашена республикой, и последний османский султан Мехмед VI был свергнут. Семья Османов пережила гибель империи, и некоторые ее члены эмигрировали в разные страны.

Сегодня представители этих домов, как правило, не имеют права на престолы своих бывших империй, поскольку монархические системы были упразднены и заменены республиками. Большинство членов этих семей ведут частную и общественную деятельность в различных странах, и они не имеют политической власти.

4. Что такое «легенда об ударе ножом в спину»? Когда и почему она возникла и какую роль сыграла в германской истории?

"Легенда об ударе ножом в спину" относится к версии о том, как Германия поразила себя во время Первой мировой войны, когда она пришла к выводу о своем поражении. Эта "легенда" или миф возникла после подписания Третьего Рейха мирного договора Версаля в 1919 году. Версальский мирный договор содержал тяжелые условия для Германии, включая признание ей вины в начале войны и огромные репарации.
Идея "удара ножом в спину" стала популярной в Германии и была использована в пропаганде и политических дебатах, чтобы оправдать поражение и условия мирного договора. Она утверждала, что Германию предали и предали врагам изнутри, а не поражение на поле боя. Этот миф играл важную роль в формировании националистических и реваншистских настроений в Германии и способствовал росту популизма и радикализации.

5. Практически единственным примером сравнительно успешного, мирного и демократического развития в Центральной Европе в первые по­слевоенные годы стала Чехословакия. Что позволило ей избежать потрясе­ний? Какую роль здесь сыграл политический лидер нового государства Т. Масарик?

Чехословакия была одной из немногих стран в Центральной Европе, которая смогла избежать потрясений и сохранить демократический строй в первые послевоенные годы. Это было обусловлено несколькими факторами:

Национальное движение: Чехословаки долгое время стремились к независимости от Австро-Венгрии и Германии. Создание Чехословакии после Первой мировой войны было результатом национального движения, что укрепило легитимность нового государства.

Политическая стабильность: Чехословакия создала стабильное демократическое правительство и конституцию, которая предоставила гражданам широкие политические права и свободы.

Лидерство Т. Масарика: Томаш Масарик, первый президент Чехословакии, сыграл ключевую роль в обеспечении стабильности и демократии в стране. Его лидерство и умение объединить различные национальные группы способствовали успеху нового государства.

Поддержка западных держав: Чехословакия получила поддержку от западных союзников, включая Францию и Великобританию, которые поддерживали ее независимость и демократический строй.

1. В чём Великобритания видела для себя главную опасность со стороны Германии и что она планировала предпринять, чтобы избавиться от этой опасности?

2. Как вы думаете, почему Великобритания не хотела «непосредственно вмешиваться в создание будущего строя Германии»?

3. Вернитесь к этому документу после изучения материала § 4 и ответь­те, что из намеченного было реализовано после поражения Германии.

1. На чём настаивала Германия и почему это требование было отвергну­то Россией?

2. Почему немецкий посол так нервничал?

3. Почему С. Д. Сазонов обнял посла перед расставанием, хотя тот представлял теперь враждебную и воюющую державу?

1. Что помогло спастись главному герою во время газовой атаки?

2. Как вы думаете, почему применение на войне «удушающих, ядовитых или других подобных газов» было запрещено международным согла­шением уже вскоре после окончания Первой мировой войны (Женев­ский протокол 1925 г.)?

3. В чём своеобразие данного информационного источника? Можем ли мы ему доверять?

1. Как образы войны преломились в творчестве Дж. Толкина?

2. Можете ли вы предположить ещё какие-либо влияния военного опыта на творчество писателя?

3. Оправдывает ли войну то, что под влиянием пережитого могут быть созданы выдающиеся произведения культуры?

1.Как британский премьер-министр характеризует трудности войны с Германией?

2. В чём он видит причины того, что Германия всё-таки потерпела пора­жение?

1. На основании республиканской конституции схематически изобразите высшие органы власти Веймарской республики.

2. Какими полномочиями наделяла Веймарская конституция президента?

1. В чём британский политический деятель У. Черчилль видит роль внеш­него фактора в установлении Веймарской республики?

2. Почему он считает более мудрой политикой сохранение в Германии монархии


Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 10 класс учебник Шубин Параграф 3

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: