При каких обстоятельствах коммунисты пришли к власти в ряде европейских и азиатских стран?
Коммунисты пришли к власти в ряде европейских и азиатских стран в разное время и при различных обстоятельствах. Ниже приведены некоторые из общих факторов и обстоятельств, которые способствовали приходу коммунистов к власти:
Революционные движения: Во многих случаях, коммунисты приходили к власти через революционные движения и восстания. Например, Октябрьская революция 1917 года в России привела к установлению большевистской власти. Такие революции обычно были вызваны общественными недовольствами, социальными и экономическими неравенствами, а также отсутствием политических свобод.
Колониальное наследие: Во многих колониальных странах, коммунистические движения возникли как ответ на колониальное угнетение и эксплуатацию. Например, во Вьетнаме коммунистическое движение под руководством Хо Ши Мина смогло объединить национальное и антиколониальное сопротивление.
Вторая мировая война: В некоторых европейских странах коммунисты пришли к власти после Второй мировой войны благодаря своей роли в сопротивлении нацистской оккупации. Примером может служить Югославия, где партизанское движение под руководством Тито смогло установить власть коммунистов.
Гражданские войны: В некоторых странах коммунисты приходили к власти в результате гражданских войн. Например, Китайские коммунисты под руководством Мао Цзэдуна одержали победу в Китайской гражданской войне и установили Коммунистическую Народную Республику Китай.
Поддержка СССР: Во многих случаях, коммунистические партии получали поддержку и советского Союза, что способствовало их приходу к власти. СССР предоставлял финансовую и военную помощь коммунистическим движениям и партиям в различных странах.
Гражданское и политическое напряжение: В некоторых странах, включая Восточную и Центральную Европу, коммунисты приходили к власти в результате политических и социальных напряжений, которые могли возникнуть после Второй мировой войны или в рамках холодной войны.
1. Какие преимущества и недостатки имел «реальный социализм»?
Преимущества:
Государственные гарантии социальной защиты, включая бесплатное образование и медицинское обслуживание. Отсутствие острой социальной неравенности. Контроль государства над экономикой. Недостатки:
Ограничения на свободу слова и демократические права граждан. Недостаток экономической эффективности и инноваций. Неудовлетворительное качество жизни в некоторых аспектах.
2. Почему систему, установившуюся в странах Центральной и Восточной Европы, весьма условно можно называть социализмом?
Система в этих странах называлась "реальным социализмом" или "советским социализмом". Она существенно отличалась от идеальных концепций социализма и больше была ориентирована на авторитаризм и государственный контроль, чем на демократию и равноправие.
1. Чем был вызван польский кризис 1956 г.? К каким изменениям он привёл?
Польский кризис 1956 года был вызван неудовлетворенностью польского народа советским влиянием и желанием большей независимости. Кризис привел к изменениям в политической системе, в том числе к выбору Владислава Гомульки на пост первого секретаря Польской общественной партии, что означало определенное ослабление контроля СССР над Польшей.
2. За что выступали протестующие в Венгрии в 1956 г.? Что сыграло главную роль в ликвидации венгерского кризиса?
Венгерский кризис 1956 года начался с массовых протестов против советской оккупации и желанием большей свободы и независимости. Главную роль в ликвидации кризиса сыграло вооруженное вмешательство советских войск, что привело к подавлению венгерской революции и восстановлению советского контроля.
1. За что выступали коммунисты-реформаторы в Чехословакии?
Коммунисты-реформаторы в Чехословакии выступали за более либеральные и демократические изменения в политической системе, свободу слова и более независимую национальную политику.
2. Почему события в Чехословакии вызвали сильное недовольство советского руководства?
События в Чехословакии вызвали недовольство советского руководства, так как они считали, что реформы в Чехословакии угрожают единству социалистического лагеря и могут подорвать советское влияние в регионе.
1. Почему, несмотря на то, что Чехословакия была не в состоянии противостоять вторжению войск ОВД, руководству СССР пришлось договариваться с чехословацкими реформаторами?
Руководству СССР пришлось договариваться с чехословацкими реформаторами, потому что вторжение советских войск в Чехословакию вызвало широкий международный протест и негодование, и СССР пытался избежать международной изоляции. Это также было попыткой смягчить кризис и предотвратить более кровопролитное развитие событий.
2. Почему в конечном счёте удалось подавить реформаторское движение в Чехословакии?
Реформаторское движение в Чехословакии было подавлено с помощью вооруженного вторжения советских и других войск Варшавского договора в страну. Это привело к окончательному подавлению реформаторов и восстановлению жесткого контроля со стороны коммунистической партии и СССР.
1. В чём заключались особенности югославской модели социализма?
Независимость и нейтралитет в международных отношениях, не вступление в Варшавский пакт и национальная независимость от СССР. Разработка уникальной "третьей дороги" социализма, которая отличалась от советского и западного капитализма. Экономическая децентрализация и самоуправление предприятий, что давало больше автономии и ответственности рабочим коллективам. Культурное и языковое разнообразие наций в составе Югославии.
2. С какими трудностями столкнулось руководство социалистической Югославии и как оно пыталось их преодолеть?
Столкновения с советским лидером Иосифом Сталиным, что привело к изоляции страны от СССР и его социалистических союзников. Национальные напряжения и конфликты между разными регионами и нациями в стране. Экономические трудности, включая инфляцию и долги перед Западом. Попытки Югославии совместно с СССР и Китаем создать "Неприсоединения", что вызвало противодействие со стороны Запада.
1. Используя иллюстрации и вводный текст в начале параграфа, сформулируйте главный вопрос урока.
2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.
3. Вспомните, кто такой Ш. Пётефи. Как вы думаете, почему дискуссионный кружок в Венгрии был назван его именем?
Шандор Петефи (Ш. Пётефи) был венгерским поэтом, публицистом и революционером. Он играл важную роль в венгерском национальном движении и в революции 1848-1849 годов в Венгрии против австрийского господства. Его стихи и публицистика вдохновляли национальное единство и борьбу за независимость Венгрии. Дискуссионный кружок в Венгрии был назван его именем, вероятно, чтобы подчеркнуть историческое значение Петефи как символа национальной борьбы и борца за свободу.
4. Почему рабочие советы Венгрии выступили против правительства Я. Кадара?
Рабочие советы Венгрии выступили против правительства Я. Кадара по нескольким причинам: После событий 1956 года венгерские рабочие ожидали большей свободы и демократии, но правительство Кадара не удовлетворило их ожидания. Оно восстановило авторитарный режим и ограничило гражданские свободы. Рабочие были недовольны экономической политикой, включая высокие налоги и ограниченные возможности для рабочих коллективов управлять предприятиями. Правительство Кадара считалось марионеткой СССР, и многие рабочие противились вмешательству Советского Союза во внутренние дела Венгрии.
5. На заседании Президиума ЦК КПСС 28 октября 1956 г. Н. С. Хрущёв говорил: «Это может скоро кончиться, или Надь повернёт против нас. Потребует прекращения огня и вывода войск, а затем капитуляции». Что лидер КПСС и СССР понимал под капитуляцией? Оправдались ли опасения Хрущёва?
Под капитуляцией, Н. С. Хрущёв, вероятно, имел в виду возможность того, что Никита Хрущёв опасался, что события в Венгрии могут привести к тому, что правительство будет вынуждено признать свои ошибки и уступить некоторым требованиям повстанцев. В конечном итоге, после вмешательства СССР и подавления восстания, Хрущёв не оправдал своих опасений.
6. Какие требования выдвигала КПЧ в 1968 г.? Почему они не устроили руководителей КПСС?
КПЧ (Коммунистическая Партия Чехословакии) выдвигала требования о более широких свободах и демократии, а также о снятии советских войск с территории Чехословакии. Эти требования не устроили руководство КПСС, которое опасалось потери контроля над социалистическими странами Восточной Европы.
7. «Я думаю, что теперь, по прошествии многих лет, стало очевидным огромное значение ненасильственного, морального превосходства наших людей над агрессором», — писал А. Дубчек, анализируя события 1968 г.
Кого и почему он называет агрессором? Почему Дубчек подчёркивает значение ненасильственного сопротивления?
Александр Дубчек называет СССР агрессором, так как советские войска вторглись в Чехословакию, чтобы подавить Пражскую весну и сохранить контроль над этой социалистической страной. Дубчек подчеркивает значение ненасильственного сопротивления, так как он верил, что моральное превосходство и непротивление силовому вмешательству могут быть более эффективными способами борьбы за свободу и независимость.
8. Заполните сравнительную таблицу.
Кризисы в социалистических странах Европы
Кризисы
Причины Формы выступлений протеста
Причины неудачи
Последствия
Венгерский (1956)
Чехословацкий (1968)
Польский (1980—1981)
9. В каких странах и когда трудящиеся создавали органы самоуправления на производстве и брали управление предприятиями в свои руки?
Органы самоуправления на производстве и попытки трудящихся взять управление предприятиями в свои руки создавались в разных странах и в разное время. Например:
В Югославии, в рамках югославской модели социализма, существовала система рабочих самоуправляющих предприятий с 1950-х годов. В Польше в 1956 году после событий Познанского восстания были созданы рабочие советы, которые получили некоторую автономию в управлении предприятиями. В Венгрии также после событий 1956 года в некоторых предприятиях были созданы рабочие советы. В Португалии в 1974 году после Карнавальной революции рабочие и солдаты оказались на переднем крае движения, которое в конечном итоге привело к демократическим изменениям.
10. Почему ПОРП не решилась подавить оппозицию в 1976—1980 гг.? И. Л. Валенсе принадлежат слова: «Мы должны быть отважны, не теряя при этом здравого смысла. Мир восхищается нами за то, что мы идём по канату и не оступаемся». О какой «потере здравого смысла» идёт речь? Что значит «оступиться» в данном контексте?
ПОРП (Польская Общественно-Республиканская Партия) не решилась подавить оппозицию в 1976—1980 годах, потому что власть осознавала, что силовое подавление могло бы привести к ещё более серьезным конфликтам и кризисам. И. Л. Валенса, используя фразу о «потере здравого смысла», мог означать, что несмотря на напряженную обстановку и риск, трудящиеся должны были продолжать бороться за свои права и изменения в обществе. "Оступиться" в данном контексте означает отступить или отказаться от борьбы.
12. Сравните методы борьбы коммунистических режимов с рабочим движением в 1956, 1976 и 1981 гг. Как менялись эти методы?
Методы борьбы коммунистических режимов с рабочим движением менялись в зависимости от ситуации и времени:
В 1956 году в Венгрии коммунистический режим попытался подавить восстание силовыми методами, используя советские войска. В 1976 году в Польше, после событий Познанского восстания, власть начала диалог с рабочими и допустила к власти ПОРП, надеясь на умеренные реформы. В 1981 году в Польше, после введения военного положения, коммунистическая власть прибегла к жестким репрессиям, запрету организаций и подавлению оппозиции.
1. Какие потребительские товары из социалистических стран Европы особенно ценились в СССР и почему? Сохранились ли произведённые в этих странах предметы у вас дома или у ваших дедушек и бабушек?
В СССР особенно ценились потребительские товары из социалистических стран Европы, такие как одежда, обувь, бытовая техника, иностранные автомобили и продукты питания. Эти товары были востребованы из-за их качества и недоступности внутренних аналогов. Многие из них стали символами престижа и успешности. В некоторых семьях могли сохраниться предметы, такие как одежда или обувь, переданные из поколения в поколение.
2. Каким образом известные деятели культуры стран Центральной и Восточной Европы приспосабливались к новым реалиям после Второй мировой войны (на конкретном примере)?
Известные деятели культуры стран Центральной и Восточной Европы приспосабливались к новым реалиям после Второй мировой войны разными способами. Например, многие артисты и писатели сталкивались с цензурой и ограничениями на свободу слова, но продолжали творить в рамках доступных им возможностей. Некоторые поддерживали социалистическую власть, а другие были критически настроены и выражали свои взгляды сквозь аллегории и символику. Эти деятели проявили выдающуюся адаптацию к сложным условиям и продолжали оказывать влияние на культурную сцену.
3. Участвовал ли И. Надь в расстреле царской семьи в России в 1918 г.? Какие существуют за и против этой версии?
И. Надь не участвовал в расстреле царской семьи в России в 1918 году. Существует множество аргументов против этой версии, включая документальные доказательства его отсутствия на месте событий и другие доказательства, свидетельствующие о его непричастности.
4. Как в ходе восточноевропейских кризисов спорт смешивался с политикой? Какой матч вошёл в историю под названием «кровь в бассейне»? Что означает лозунг: «Вы нам танки — мы вам бранки (шайбы)»?
В ходе восточноевропейских кризисов спорт смешивался с политикой. Один из наиболее известных случаев - это матч по водному поло между Венгрией и СССР на Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 году, который получил название "кровь в бассейне". Матч был напряженным и агрессивным, и в результате произошли физические столкновения между игроками. Это стало символом напряженных отношений между Венгрией и СССР после венгерской революции 1956 года. Лозунг "Вы нам танки — мы вам бранки (шайбы)" отражает ассоциацию между политическими конфликтами и спортивными соревнованиями.
5. Какая взаимосвязь между польскими и венгерскими событиями 1956г.?
Взаимосвязь между польскими и венгерскими событиями 1956 года заключается в том, что обе страны выступили против советского вмешательства и стремились к большей независимости от СССР. Венгерская революция в 1956 году вдохновила польский Октябрьский восстание 1956 года, в результате чего произошли массовые протесты и изменения в политической жизни обеих стран.
6. Какой была судьба А. Дубчека и других лидеров «Пражской весны» после «нормализации» ситуации в Чехословакии?
После "нормализации" ситуации в Чехословакии А. Дубчек и другие лидеры "Пражской весны" были удалены с постов руководства и подверглись репрессиям. Дубчек был отстранен от власти, а позднее сослан в Москву. Он оставался в публичной жизни, но в качестве фигуры, контролируемой советскими властями. Другие лидеры реформ были также изолированы или уволены. События "Пражской весны" стали символом того, как СССР и другие социалистические страны подавляли любые попытки самостоятельных реформ внутри социалистического блока.
7. Кто такой Я. Палах? Почему это имя стало символом гражданского сопротивления в Чехословакии? Как образ Палаха отразился в современной культуре?
Ян Палах был чешским студентом, который совершил акт самоподжога в знак протеста против оккупации Чехословакии в 1968 году. Его имя стало символом гражданского сопротивления и смелости против надвигающейся репрессии. Образ Палаха отразился в современной культуре через фильмы, литературу и памятники. Его смерть стала символом сопротивления молодого поколения против оккупации.
8. Какие качества помогли Л. Валенсе возглавить рабочие выступления в Польше и в конечном счёте прийти к власти и стать президентом страны?
Лех Валенса, лидер движения "Солидарность" в Польше, смог возглавить рабочие выступления благодаря своей харизме, лидерским качествам и способности объединять трудящихся. Он также был ловким оратором и активистом. Валенса и его движение добились улучшения условий труда, а также начали процесс политических реформ в Польше. Позднее, в результате переговоров, он стал президентом Польши.
9. Почему в 1978 г. впервые за 455 лет папой римским был избран польский кардинал К. Войтыла (после интронизации — Иоанн Павел II)? Какие последствия это имело для Польши? Как складывались отношения папы и властей социалистической Польши?
В 1978 году польский кардинал Карол Войтила был избран папой римским и принял имя Иоанн Павел II. Его избрание было историческим событием, так как он стал первым неитальянским папой после 455 лет. Его понимание социальной справедливости и поддержка движения "Солидарность" в Польше сыграли важную роль в поддержке польской оппозиции к коммунистическим властям. Отношения между Иоанном Павлом II и советскими властями были напряженными из-за его поддержки прав человека и демократии.
10. Одним из боевых соратников И. Броз Тито по борьбе с немецкими и итальянскими оккупантами, а также местными фашистами был черногорец М. Джилас. Но позже их пути разошлись, и Джиласа неоднократно арестовывали. Он также получил известность как мыслитель и критик «реального социализма», чьи книги были запрещены в социалистических странах. За что М. Джилас критиковал «реальный социализм»? Что он предлагал в качестве альтернативы?
Милош Джилас, бывший социалистический революционер и друг Иосипа Броза Тито, стал критиком "реального социализма". В своих книгах, таких как "Новый класс" и "Разрушение бюрократии", он критиковал бюрократические и авторитарные элементы в советских и социалистических обществах. Джилас предлагал альтернативу, которая включала более демократическое и децентрализованное управление. Его книги были запрещены в социалистических странах из-за их критики системы.