При каких обстоятельствах коммунисты пришли к власти в ряде европейских и азиатских стран? 1. Какие преимущества и недостатки имел «реальный социализм»? 2. Почему систему, установившуюся в странах Центральной и Восточной Европы, весьма условно можно называть социализмом? 1. Чем был вызван польский кризис 1956 г.? К каким изменениям он привёл? 2. За что выступали протестующие в Венгрии в 1956 г.? Что сыграло главную роль в ликвидации венгерского кризиса? 1. За что выступали коммунисты-реформаторы в Чехословакии? 2. Почему события в Чехословакии вызвали сильное недовольство советского руководства? 1. Почему, несмотря на то, что Чехословакия была не в состоянии противостоять вторжению войск ОВД, руководству СССР пришлось договариваться с чехословацкими реформаторами? 2. Почему в конечном счёте удалось подавить реформаторское движение в Чехословакии? 1. В чём заключались особенности югославской модели социализма? 2. С какими трудностями столкнулось руководство социалистической Югославии и как оно пыталось их преодолеть? 1. Используя иллюстрации и вводный текст в начале параграфа, сформулируйте главный вопрос урока. 2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени. 3. Вспомните, кто такой Ш. Пётефи. Как вы думаете, почему дискуссионный кружок в Венгрии был назван его именем? 4. Почему рабочие советы Венгрии выступили против правительства Я. Кадара? 5. На заседании Президиума ЦК КПСС 28 октября 1956 г. Н. С. Хрущёв говорил: «Это может скоро кончиться, или Надь повернёт против нас. Потребует прекращения огня и вывода войск, а затем капитуляции». Что лидер КПСС и СССР понимал под капитуляцией? Оправдались ли опасения Хрущёва? 6. Какие требования выдвигала КПЧ в 1968 г.? Почему они не устроили руководителей КПСС? 7. «Я думаю, что теперь, по прошествии многих лет, стало очевидным огромное значение ненасильственного, морального превосходства наших людей над агрессором», — писал А. Дубчек, анализируя события 1968 г. Кого и почему он называет агрессором? Почему Дубчек подчёркивает значение ненасильственного сопротивления? 8. Заполните сравнительную таблицу. Кризисы в социалистических странах Европы Кризисы Причины Формы выступлений протеста Причины неудачи Последствия Венгерский (1956) Чехословацкий (1968) Польский (1980—1981) 9. В каких странах и когда трудящиеся создавали органы самоуправления на производстве и брали управление предприятиями в свои руки? 10. Почему ПОРП не решилась подавить оппозицию в 1976—1980 гг.? И. Л. Валенсе принадлежат слова: «Мы должны быть отважны, не теряя при этом здравого смысла. Мир восхищается нами за то, что мы идём по канату и не оступаемся». О какой «потере здравого смысла» идёт речь? Что значит «оступиться» в данном контексте? 12. Сравните методы борьбы коммунистических режимов с рабочим движением в 1956, 1976 и 1981 гг. Как менялись эти методы? 1. Какие потребительские товары из социалистических стран Европы особенно ценились в СССР и почему? Сохранились ли произведённые в этих странах предметы у вас дома или у ваших дедушек и бабушек? 2. Каким образом известные деятели культуры стран Центральной и Восточной Европы приспосабливались к новым реалиям после Второй мировой войны (на конкретном примере)? 3. Участвовал ли И. Надь в расстреле царской семьи в России в 1918 г.? Какие существуют за и против этой версии? 4. Как в ходе восточноевропейских кризисов спорт смешивался с политикой? Какой матч вошёл в историю под названием «кровь в бассейне»? Что означает лозунг: «Вы нам танки — мы вам бранки (шайбы)»? 5. Какая взаимосвязь между польскими и венгерскими событиями 1956г.? 6. Какой была судьба А. Дубчека и других лидеров «Пражской весны» после «нормализации» ситуации в Чехословакии? 7. Кто такой Я. Палах? Почему это имя стало символом гражданского сопротивления в Чехословакии? Как образ Палаха отразился в современной культуре? 8. Какие качества помогли Л. Валенсе возглавить рабочие выступления в Польше и в конечном счёте прийти к власти и стать президентом страны? 9. Почему в 1978 г. впервые за 455 лет папой римским был избран польский кардинал К. Войтыла (после интронизации — Иоанн Павел II)? Какие последствия это имело для Польши? Как складывались отношения папы и властей социалистической Польши? 10. Одним из боевых соратников И. Броз Тито по борьбе с немецкими и итальянскими оккупантами, а также местными фашистами был черногорец М. Джилас. Но позже их пути разошлись, и Джиласа неоднократно арестовывали. Он также получил известность как мыслитель и критик «реального социализма», чьи книги были запрещены в социалистических странах. За что М. Джилас критиковал «реальный социализм»? Что он предлагал в качестве альтернативы?