1. Что позволило СССР создать свою атомную бомбу?
СССР смог создать свою атомную бомбу благодаря активной работе над ядерными технологиями после Второй мировой войны. Он добился успеха в ядерной программе, в том числе благодаря шпионажу и использованию знаний атомных ученых, таких как Клаус Фукс.
2. Что изменилось после того, как Советский Союз создал собственное атомное оружие?
После создания атомного оружия СССР и США установилась "холодная война". Это привело к гонке вооружений и напряженным отношениям между двумя странами. Они стали стремиться к накоплению ядерного арсенала и развитию более мощных видов оружия.
1. Как связаны космическая гонка и гонка вооружений?
Космическая гонка и гонка вооружений были связаны, так как оба аспекта были частью конфронтации между СССР и США во времена "холодной войны". Каждая страна стремилась доминировать в космосе и иметь ядерное превосходство.
2. Какие космические достижения США и СССР вы считаете самыми выдающимися? Объясните свой ответ.
В космической гонке выдающимися достижениями были запуск первого искусственного спутника Земли, Спутника-1, СССР, и высадка американского человека на Луну в рамках программы "Аполлон". Оба эти события стали важными моментами в истории исследования космоса и символами гонки между двумя странами.
1. Какие факторы способствовали улучшению советско-американских отношений, а какие — их ухудшению?
Факторами, способствовавшими улучшению советско-американских отношений, были детант и подписание различных договоров об ограничении стратегических ядерных вооружений. Ухудшению отношений способствовали события, такие как развертывание американских ракет Першинг-2 в Европе.
2. Чем доктрина Эйзенхауэра отличалась от доктрины Трумэна? Что между ними общего?
Доктрина Эйзенхауэра, как и доктрина Трумэна, признавала сдерживание коммунизма, но у доктрины Эйзенхауэра был более акцент на использовании ядерного оружия и концепции "взаимного обеспечения устрашения". Обе доктрины стремились обеспечить американскую безопасность и сдерживать распространение коммунизма.
1. Почему в отношениях между Западом и социалистическим лагерем в начале 1960-х гг. самой острой была проблема Западного Берлина?
Проблема Западного Берлина была острой, потому что Западные секторы Берлина находились в окружении Восточной Германии и были доступны только через советскую зону. Это создавало потенциальную угрозу блокады и изоляции Западного Берлина, что вызывало напряжение в отношениях между СССР и Западными союзниками.
2. Чем был опасен новый Берлинский кризис?
Новый Берлинский кризис был опасен потенциальным вооруженным конфликтом из-за попыток Восточной Германии и СССР ввести контроль над доступом к Западному Берлину. Это могло привести к столкновению между вооруженными силами СССР и Западных союзников, что усугубило бы холодную войну.
1. Почему разразился Карибский кризис?
После Карибского кризиса произошли следующие изменения в международных отношениях:
Была установлена "горячая линия" между СССР и США для прямой связи и предотвращения недоразумений во времена кризиса. Обе стороны пришли к соглашению о сокращении ядерных вооружений, что привело к подписанию Договора о запрещении испытаний ядерного оружия (1963 год). В отношениях между СССР и США началась эпоха смягчения напряженности, известная как "период разрядки" (детанте).
2. Как удалось выйти из кризиса и избежать третьей мировой войны?
Президент США Джон Кеннеди объявил о морской блокаде Кубы, которая остановила поставки советских ракет и оборудования на остров. Произошли секретные дипломатические переговоры между СССР и США. Обе стороны согласились на условия, согласно которым СССР согласилась демонтировать ядерные ракеты на Кубе, а США обязались не вторгаться на Кубу и демонтировать свои ракеты в Турции. Президент Кеннеди подтвердил, что США не будут атаковать Кубу, и сделал это публично. СССР выполнил свои обязательства по демонтажу ядерных ракет на Кубе.
1. Какие изменения в международных отношениях произошли после Карибского кризиса?
Усиление борьбы за снижение ядерного вооружения: Карибский кризис подчеркнул опасность ядерной войны и привлек внимание мировой общественности к необходимости ограничения ядерных арсеналов. Это стало одним из стимулов для заключения различных международных соглашений и договоров о ядерном разоружении, таких как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год) и Договор СОТР (1972 год).
Улучшение отношений между США и СССР: Карибский кризис подтолкнул обе стороны к осознанию, что мировая война с использованием ядерного оружия может привести к гибели всего человечества. Это привело к улучшению диалога между СССР и США и смягчению холодной войны.
Укрепление положения Организации Объединенных Наций (ООН): Карибский кризис демонстрировал важность международных организаций в урегулировании конфликтов. ООН стала форумом для дипломатических переговоров и решения международных споров.
Расширение круга участников международной политики: В ходе кризиса другие страны, включая Кубу, играли важную роль. Это подчеркнуло, что международные события могут затрагивать множество государств, и их участие становится более активным.
Усиление антиядерного движения: Карибский кризис вызвал массовые антиядерные протесты по всему миру. Это способствовало формированию общественного мнения против ядерной военной гонки и ядерного вооружения.
2. Что способствовало заключению договора о запрещении испытаний ядерного оружия?
Растущая обеспокоенность общественности и мирового сообщества последствиями радиоактивного загрязнения и ядерных испытаний. Давление общественных организаций, петиции и акции мира против ядерных испытаний. Политическая воля правительств многих стран, включая СССР и США, договориться о контроле ядерных испытаний для уменьшения угрозы распространения ядерного оружия. Необходимость установления мер доверия и обеспечения безопасности во времена холодной войны. Подписание договора позволило установить международный режим контроля за ядерными испытаниями и снизить опасность ядерных взрывов на поверхности Земли.
1. Используя иллюстрации в начале параграфа и вводный текст, сформулируйте главный вопрос урока.
2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.
3. Когда и почему США потеряли качественное превосходство в вооружениях над СССР?
США потеряли качественное превосходство в вооружениях над СССР в 1950-е и 1960-е годы из-за того, что СССР начал активно наращивать свои ядерные и конвенциональные вооружения. Кроме того, советские ученые и инженеры догоняли и даже превосходили американских коллег в разработке технологий, таких как межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и искусственные спутники.
4. Почему СССР удалось вырваться вперёд в освоении космоса?
СССР смог вырваться вперед в освоении космоса благодаря активной государственной поддержке и масштабным инвестициям в космическую программу. Знаменитый запуск Спутника-1 в 1957 году был первой в мире успешной космической миссией, и это усилило советскую позицию в космической гонке.
5. Почему в 1950—1960-е гг. отношения между СССР и США то ухудшались, то улучшались? Попытайтесь отразить эти изменения в виде графика (по горизонтали — время, по вертикали — «похолодание» или «потепление» в отношениях). В случае затруднений ещё раз проанализируйте выборку событий для ленты времени.
Отношения между СССР и США в 1950-1960-е годы колебались из-за геополитических и идеологических разногласий. Периоды ухудшения отношений, такие как корейская и кубинская кризисы, чередовались с попытками диалога и смягчения напряженности, как например, во времена правления Хрущева и Эйзенхауэра.
6. Сравните первый (1948—1949) и второй (1961) Берлинские кризисы, укажите черты сходства и различия.
Первый и второй Берлинские кризисы оба были связаны с столкновением интересов между Западными союзниками и СССР в отношении Берлина. Однако второй кризис был более интенсивным, и в нем была попытка СССР установить контроль над Западным Берлином, что создало более острую угрозу вооруженного конфликта.
7. Почему во время Карибского кризиса угроза войны была более реальной, чем во время Берлинского?
Угроза войны во времена Карибского кризиса была более реальной, чем во времена Берлинского кризиса, потому что в Карибском кризисе столкнулись две ядерные державы, и ситуация могла быстро выйти из-под контроля. Берлинский кризис, хоть и острый, не носил такого потенциала для глобальной ядерной войны.
8. Занесите в таблицу важнейшие события международной жизни в 1953—1963 гг. и определите их значение.
События, способствовавшие ослаблению международной напряжённости
События, способствовавшие усилению международной напряжённости
9. Сравните внешнюю политику Г. Трумэна, Д. Эйзенхауэра и Дж. Кеннеди. Кто из них в наибольшей степени способствовал укреплению мира, а кто — усилению угрозы войны?
Внешнюю политику Г. Трумэна, Д. Эйзенхауэра и Дж. Кеннеди можно сравнить следующим образом:
Г. Трумэн председательствовал в период после Второй мировой войны и в начале Холодной войны. Его политика была направлена на содержание СССР и предотвращение распространения коммунизма. Он сыграл важную роль в создании НАТО и Маршалловского плана, что способствовало восстановлению Европы и укреплению Западного блока.
Д. Эйзенхауэр также придерживался антикоммунистической позиции, но его политика более осторожна. Он старался снизить напряженность в отношениях с СССР и поддерживал диалог. Он выработал доктрину "ответного применения" и призывал к умеренности в использовании ядерного оружия.
Дж. Кеннеди сменил подход, акцентируя внимание на гибком реагировании и предотвращении ядерной войны. Его администрация столкнулась с Кубинским кризисом, который мог привести к вооруженному конфликту, но благодаря дипломатическим усилиям удалось избежать войны.
Сложно сказать, кто из них больше способствовал укреплению мира, так как каждый из них имел свои вызовы и достижения в условиях Холодной войны. Тем не менее, можно сказать, что Дж. Кеннеди сделал важный вклад в предотвращение ядерной войны в Кубинском кризисе, что может быть рассмотрено как способствие укреплению мира.
1. Помимо СССР и США, атомное оружие появилось у других постоянных членов Совета Безопасности ООН — Великобритании, Франции и Китая (эти пять стран образуют «атомный клуб»). Почему такие развитые в экономическом отношении страны, как Япония и ФРГ, не имеют атомного оружия?
Япония и ФРГ не имеют атомного оружия по нескольким причинам:
Исторический опыт: После Второй мировой войны Япония и ФРГ пережили разрушительные последствия ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Это создало сильное антиядерное настроение в обществе, и обе страны приняли антиядерные политики. Международные обязательства: Япония и ФРГ присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и обязались не разрабатывать и не распространять атомное оружие. Безопасность: Обе страны полагаются на ядерный щит, обеспечиваемый США в рамках системы ядерного обороны НАТО. Это обеспечивает им безопасность и уменьшает мотивацию к разработке собственного ядерного оружия.
2. Где проводились испытания атомного оружия до заключения Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах? Какие последствия имели эти испытания?
Испытания атомного оружия проводились в различных местах, включая полигоны в США, СССР, Великобритании, Франции и других странах. Эти испытания имели серьезные экологические последствия, включая радиационное загрязнение и воздействие на окружающую среду.
3. Какое значение для реализации космических программ СССР и США имело использование ими немецких разработок периода Второй мировой войны?
Использование немецких разработок из периода Второй мировой войны имело огромное значение для развития космических программ СССР и США. Немецкие ученые, такие как Вернер фон Браун, перешли на работу в эти страны и внесли существенный вклад в разработку ракетной и космической технологии. Это помогло обоим странам достичь значительных успехов в космических исследованиях, включая первый полет человека в космос и высадку на Луну.
4. Были ли американцы на Луне? Какие аргументы приводят сторонники теории «лунного заговора»? Какими контраргументами они опровергаются?
Считается, что американцы действительно высадились на Луне в 1969 году во время миссии "Аполлон-11". Теория "лунного заговора" предполагает, что высадка на Луну была поддельной и была организована правительством США в целях пропаганды и гонки вооружений с СССР. Однако эта теория не имеет подтверждения и широко опровергнута научными данными, фотографиями и видеозаписями миссии.
5. Почему завершилась неудачей советская программа пилотируемых полётов на Луну? Какое она имела значение для развития космонавтики?
Советская программа пилотируемых полетов на Луну завершилась неудачей из-за ряда технических и организационных проблем. СССР не смог достичь высадки человека на Луне и завершить миссию "Луна". Эта неудача оказала негативное воздействие на престиж СССР и его космическую программу, но также стала стимулом для США усилить свои усилия в космических исследованиях.
6. Почему Советский Союз вывел свои войска из Австрии и отказался от проведения в ней социалистических преобразований?
Советский Союз вывел свои войска из Австрии после Второй мировой войны в соответствии с московским соглашением 1955 года. Это решение было связано с желанием СССР завершить оккупацию Австрии и способствовать ее нейтрализации, а также укрепить свои отношения с Западными державами в контексте холодной войны.
7. Какое впечатление Н. С. Хрущёв произвёл на американцев в ходе своего визита в США? Что Хрущёву понравилось и не понравилось в Соединённых Штатах?
Визит Н. С. Хрущёва в США в 1959 году произвел сильное впечатление на американцев. Хрущёв был харизматичным лидером и выделялся своим эксцентричным поведением. Он посещал различные места и проводил открытые обсуждения с американскими лидерами и общественностью. Ему понравилась американская техника и промышленность, но он также высказывал критику в адрес американской политики, особенно в области внешней политики. Визит Хрущёва оказал влияние на образ СССР в глазах американцев и укрепил дипломатические контакты между двумя странами.
8. Как был сбит 1 мая 1960 г. американский самолёт-разведчик? Какова была дальнейшая судьба его пилота Ф. Пауэрса?
Американский самолёт-разведчик U-2 был сбит 1 мая 1960 года над Советским Союзом. Пилотом был Фрэнсис Гэри Пауэрс. Его самолёт был сбит советской зенитной ракетой. Пауэрс был захвачен советскими властями и провел в плену более двух лет. Он был обменян на советского шпиона Рудольфа Абеля в 1962 году.
9. Что за «кухонные дебаты» вели вице-президент США Р. Никсон и Н. С. Хрущёв? Где они нашли кухню и о чём на ней спорили?
"Кухонные дебаты" были серией телевизионных дебатов между вице-президентом США Ричардом Никсоном и председателем Совета Министров СССР Никитой Хрущёвым в 1959 году. Они проходили в кухне в одном из американских домов, где Никсон и Хрущёв обсуждали различные аспекты холодной войны, идеологические разногласия и преимущества системы каждой страны.
10. Действительно ли и при каких обстоятельствах Н. С. Хрущёв стучал ботинком по трибуне на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, угрожал показать «кузькину мать» и обещал, что «мы вас закопаем»? Или это мифы антисоветской пропаганды?
Никита Хрущёв действительно бил ботинком по трибуне на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 году. Он это сделал в знак протеста против выступления представителя Филиппин, который критиковал СССР.
11. Как люди пытались преодолевать Берлинскую стену? Многим ли это удавалось?
Люди пытались преодолевать Берлинскую стену разными способами, включая копание туннелей под ней, попытки переползти через неё, использование воздушных шаров и даже маленьких самодельных летательных аппаратов. Некоторым это удавалось, но многие попытки были опасными и заканчивались неудачей.
12. Как осуществлялась связь между Н. С. Хрущёвым и Дж. Кеннеди во время Карибского кризиса? Какие каналы коммуникации использовались?
Связь между Никитой Хрущёвым и Джоном Кеннеди во время Карибского кризиса осуществлялась через различные каналы коммуникации, включая дипломатических посредников и тайные посланцы. Одним из таких каналов было использование генерального секретаря ООН У Тханта, который передавал сообщения между лидерами СССР и США. Также были обмены письмами и телефонные разговоры, чтобы урегулировать кризис.
13. С помощью схемы (с. 212) определите даты событий. Отметьте, в каких случаях приоритет принадлежал СССР (красный цвет), а в каких — США (фиолетовый цвет). Поставьте «+» в соответствующей графе. У кого достижений больше?