1. Почему немецкое нападение на СССР первоначально было успешным?
Немецкое нападение на СССР в начале Второй мировой войны, операция "Барбаросса", имело несколько начальных успехов по нескольким причинам. Во-первых, Советский Союз был на момент нападения слабо подготовлен и разграничил свои войска на западных границах, что делало их уязвимыми для немецкого наступления. Во-вторых, Германия использовала стратегию "блицкрига", предполагающую молниеносное продвижение вглубь территории противника.
2. Какую помощь Советскому Союзу оказали западные союзники?
Западные союзники оказали помощь Советскому Союзу в рамках Ленд-лиза, предоставляя военное снаряжение, продовольствие и другие ресурсы. Они также создали фронт против нацистской Германии в Северной Африке и западной Европе, что вынудило Германию перераспределять свои ресурсы и войска на различных фронтах, снижая давление на СССР.
1. Почему нападение на Пёрл-Харбор стало большим успехом японских вооружённых сил?
Нападение на Пёрл-Харбор стало успехом для японских вооружённых сил, потому что они смогли нанести значительный удар по основной базе Тихоокеанского флота США, уничтожив множество военных кораблей и самолетов. Этот удар ослабил способность США принимать активное участие в войне в Тихом океане и дал временное преимущество Японии.
2. Какие страны объединила антигитлеровская коалиция?
Антигитлеровская коалиция объединила множество стран, включая СССР, США, Великобританию, Францию, Китай и другие. Она была создана для противостояния нацистской Германии и фашистской Италии во время Второй мировой войны.
1. Почему летом 1942 г. войска Германии и её союзников начали наступление на южном участке советско-германского фронта?
Летом 1942 года, войска Германии и её союзников начали наступление на южном участке советско-германского фронта в попытке захватить ресурсы и ключевые территории, такие как Кавказ и Волгоград. Это наступление было частью стратегии Германии войти в важные регионы Советского Союза.
2. Какие сражения ознаменовали коренной перелом в войне?
Коренной перелом в войне был ознаменован сражениями, такими как Сталинградская битва, где советские войска одержали решительную победу над немецкими силами, и сражениями под Москвой в 1941 году, где советские войска удержали столицу от немецкой агрессии. Эти события начали изменять ход войны в пользу союзников.
1. Какую политику проводили немцы на оккупированных территориях?
Немцы проводили политику оккупации на захваченных территориях, включая репрессии, эксплуатацию ресурсов, и вынужденный труд местного населения. Оккупационная политика различалась в зависимости от региона, но обычно была жесткой и репрессивной.
2. Что определяло различия в уровне и качестве жизни в разных странах в годы войны?
Различия в уровне и качестве жизни в разных странах в годы войны определялись множеством факторов, включая степень разрушений от военных действий, наличие ресурсов, влияние оккупации, уровень мобилизации ресурсов и управления военной экономикой, а также помощь от союзников. Например, страны, находившиеся под немецкой оккупацией, часто сталкивались с тяжелыми условиями жизни из-за эксплуатации и репрессий. В то время как страны, которые получали поддержку союзников, имели более стабильное положение и более высокий уровень жизни.
1.В каких формах народы Европы сопротивлялись оккупантам? В чём проявлялось сотрудничество с ними?
Сопротивление: Народы Европы противостояли оккупантам через партизанское движение, подпольные группы и акции саботажа. Примером может служить французское Сопротивление и итальянское движение «Партизаны освобождения». Сотрудничество: Существовали коллаборационистские режимы, например, во Франции сформировался Вишистский режим, который сотрудничал с нацистской Германией. Также были коллаборационисты в Норвегии и других странах.
2. Почему имя Квислинга стало нарицательным?
Имя Квислинга стало нарицательным после того, как Видкун Квислинг стал лидером нацистского режима в Норвегии во время Второй мировой войны. Термин "квислинг" стал синонимом для предателя, того, кто сотрудничает с врагом, предавая свою страну.
1. Используя иллюстрацию в начале параграфа и вводный текст, сформулируйте главный вопрос урока.
2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.
3. Почему США вступили в войну только после нападения Японии на Пёрл-Харбор? Есть ли здесь что-то общее со «странной войной» Англии и Франции против Германии?
США вступили в войну после нападения Японии на Пёрл-Харбор в 1941 году. Это стало началом для американского участия в войне.
4. Что общего в причинах первоначальных поражений СССР и США?
Исходные неудачи были обусловлены начальными ошибками и непродуманными стратегиями. Например, для СССР это было неожиданное нападение Германии, а для США - начальные неудачи в Тихом океане.
5. И. Геббельс писал в 1943 г.: «Фюрер считает, что легче иметь дело с англичанами, чем с Советами. В определённый момент, считает фюрер, англичане образумятся». Чем объясняется такое мнение А. Гитлера о возможности прекратить войну?
Гитлер полагал, что англичане, по его мнению, были более предсказуемы и, возможно, могли бы прийти к соглашению, в отличие от Советского Союза, который, по его взгляду, представлял серьезную угрозу. Это мнение привело к попыткам заключения мира с Великобританией перед нападением на СССР.
6. А. Гитлер считал, что «размножение славян нежелательно. Образование опасно. Вполне достаточно, если они смогут считать до 100. Каждый образованный человек — это будущий враг. Что касается пищи, то они не должны получать ничего сверх того, что абсолютно необходимо для поддержания жизни. Мы — господа. Мы превыше всего». Какие конкретные мероприятия нацистского режима в Восточной Европе вытекали из этих рассуждений?
Нацистский режим проводил политику геноцида и эксплуатации восточных народов. Ведение Второй мировой войны на Востоке сопровождалось массовыми убийствами, созданием концлагерей и экономической эксплуатацией региона.
7. Начните заполнять хронологическую таблицу (продолжите при изучении следующего параграфа).
Военные действия в ходе Второй мировой войны
Европа и Северная Африка
Советско-германский
. г Дальний Восток фронт
8. Какие группы населения сильнее всего пострадали в период немецкой оккупации? Почему?
Сильнее всего пострадали: Евреи, советские военнопленные, национальные меньшинства, партизаны и люди, противостоявшие оккупантам. Причины: Идеология нацистов, направленная на расовое превосходство, привела к систематическому геноциду и преследованию определенных этнических и социальных групп.
9. Каков вклад движения Сопротивления в победу над врагом?
Движение Сопротивления сыграло ключевую роль в формировании партизанских отрядов, саботаже, передаче важной разведывательной информации. Это создало дополнительные трудности для оккупантов и способствовало победе союзников.
10. Как вы думаете, почему многие деятели национально-освободительного движения в Азии (например, будущий первый президент независимой Индонезии Сукарно) первоначально сотрудничали с японцами? Почему позже это сотрудничество прекратилось?
Исходные причины: Некоторые деятели национально-освободительного движения видели в японской оккупации возможность избавиться от колониального владычества других стран (например, от голландцев в Индонезии). Прекращение сотрудничества: С течением времени многие осознали, что японцы также являются колонизаторами, и сотрудничество не приносит независимости. Кроме того, жестокости японских войск убедили в том, что сотрудничество не выгодно.
1.Кто такой Р. Зорге? Какую роль сыграло его сообщение о том, что Япония до конца 1941 г. и в начале 1942 г. не выступит против СССР? Какой была его дальнейшая судьба?
Кто такой: Р. Зорге (Рихард Зорге) – немецкий коммунист и советский разведчик. Роль сообщения: Его предупреждение о намерениях Японии не нападать на СССР в 1941 году помогло Советскому Союзу сосредоточить войска на Западном фронте. Дальнейшая судьба: Р. Зорге был арестован японцами и казнен в 1944 году.
2. Подготовьте сообщение на тему «Историческая правда и вымысел в американском фильме "Пёрл-Харбор"».
3. Какими маршрутами доставлялась американская и британская помощь в СССР? По какому маршруту было доставлено больше всего помощи? А какой маршрут был самым коротким, но опасным?
Американская помощь: Доставлялась через Арктический конвой в Мурманск и Архангельск. Британская помощь: Также поступала через Арктический конвой. Маршрут с наибольшим объемом помощи: Арктический конвой. Самый короткий, но опасный: Южный маршрут через Иран (Персию) – регион с риском атак со стороны Оси.
4. Вопрос о масштабах американской (ленд-лиз) и британской помощи Советскому Союзу по сей день вызывает ожесточённые споры. Одни утверждают, что помощь была огромной и сыграла важнейшую роль в том, что СССР выстоял, другие полагают, что масштабы этой помощи были весьма незначительными.
Соберите дополнительную информацию, проведите дебаты по данной теме.
5. Как складывались судьбы остарбайтеров («восточных рабочих», угнанных на работу в Германию)? Расскажите об одной такой судьбе (по воспоминаниям).
Остарбайтеры, или "восточные рабочие", были людьми, увезенными на принудительный труд в Германию во времена нацистской оккупации во многих восточноевропейских странах. Их судьбы были чрезвычайно тяжелыми. Примером одной из таких судеб может быть рассказ о жизни конкретной остарбайтерки, которая оказалась в Германии, лишена свободы и далека от своей родины. Её история может включать в себя тяжелый физический труд, голод, и даже репрессии со стороны нацистского режима.
6. Одним из многих документальных памятников холокоста стал «Дневник Анны Франк» — записи еврейской девочки во время немецкой оккупации Нидерландов. Она вела их более двух лет, когда её семья скрывалась от нацистов. Дневник передаёт атмосферу воцарившегося ужаса.
Опираясь на этот документ, составьте рассказ о холокосте, расскажите и о судьбе автора дневника и её семьи.
7. Немецкий философ еврейского происхождения Т. Адорно сказал, что «писать стихи после Освенцима — это варварство». Как вы думаете, что он имел в виду? Поразмышляйте на эту тему.
Фраза Теодора Адорно "писать стихи после Освенцима — это варварство" подчеркивает, насколько тяжелым и трагическим был опыт Холокоста. Адорно возражал против творческой деятельности, которая, по его мнению, могла бы навредить памяти жертв Холокоста или стереть ужас этого события из сознания. Он видел в этом некую моральную и этическую границу, которую нельзя преодолеть.
8. Почему отрицание холокоста в некоторых странах признаётся уголовно наказуемым деянием?
9. В демократических странах в ходе войны также произошло ужесточение политического режима. К примеру, в США и Канаде после начала войны с Японией местные японцы были насильственно перемещены с Тихоокеанского побережья в глубь страны и заключены в специальные лагеря (интернированы).
Можно ли здесь проводить аналогии с оккупационной политикой стран с фашистским режимом? Изучите данный вопрос, выскажите своё мнение и обоснуйте его.
10. В Германии и соседних странах действовали подпольные антифашистские группы, связанные с Москвой и получившие название «Красная капелла».
Какой вклад они внесли в победу? Какова была судьба антифашистов — участников «Красной капеллы»?