1. Как Германия готовилась к войне? 2. Почему Великобритания и Франция не смогли противодействовать росту германской мощи? 3. Как изменилась позиция Коминтерна по сравнению с 1920-ми гг.? 1. Что способствовало успеху левых сил в Испании? 2. За что выступали противники Народного фронта? Почему они решились на мятеж против демократически избранного правительства? 1. Какие преобразования были проведены под руководством левых сил? 2. Какую позицию в отношении событий в Испании заняли ведущие державы Западной Европы и СССР? 1. Из-за чего возникли разногласия в Народном фронте? Как эти разногласия повлияли на ход и исход гражданской войны в Испании? 2. Каковы были последствия поражения испанских республиканцев? 1. Чем объясняется уступчивость лидеров Великобритании и Франции? 2. Почему первыми жертвами агрессивной Германии стали Австрия и Чехословакия? 1. Почему закончились неудачей англо-франко-советские переговоры в Москве? 2. Какие преимущества получила каждая из сторон по Договору Моло-това — Риббентропа? 1. Используя иллюстрацию в начале параграфа и вводный текст, сформулируйте главный вопрос урока. 2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени. 3. Что свидетельствовало о нарушении Германией Версальских соглашений и начале широкомасштабной подготовки А. Гитлера к войне? 4. Какие мероприятия испанских революционеров не имели аналогов при проведении реформ в других странах в 1930-х гг.? 5. Почему Испанская Республика потерпела поражение? 6. Почему либеральные и социал-демократические правительства стран Запада не оказали помощь демократическим странам Испании и Чехословакии в борьбе с фашизмом? 7. Республиканский генерал Э. Листер писал о боях в Мадриде: «Водители трамваев, сталкиваясь лицом к лицу с противником, превращали вагоны в баррикады, брали винтовки у раненых или убитых солдат, а часто просто кирки и лопаты — любое орудие, которым можно было убивать фашистов. Женщины, захватив кофе, коньяк и другие продукты, отправлялись на передовую, чтобы подкрепить ополченцев. Они обнимали храбрых и насмехались над теми, кто колебался... Каждый квартал города возводил свои оборонительные сооружения». Попробуйте объяснить, почему республиканцы успешнее действовали в крупных городах, нежели в маневренной войне. 8. Один из представителей Чехословакии, присутствовавших в Мюнхене во время переговоров А. Гитлера, Б. Муссолини, Н. Чемберлена и Э. Дала-дье, рассказывал о том, что произошло после подписания соглашения: «Господин Чемберлен в длинной вступительной речи сослался на соглашение, а затем нам вручили его текст. Господин Чемберлен всё время зевал, даже не пытаясь прикрывать рот. Я спросил Даладье, ожидают ли они какого-либо ответа от нашего правительства или заявления по поводу соглашения. Представитель Франции объяснил, что главы четырёх правительств не располагают временем. Он заметил, что атмосфера во всём мире всё более накаляется. После этого с нами было покончено, и мы могли удалиться». Чем объясняется такое поведение представителей Великобритании и Франции в отношении своих союзников? Какие их слова лучше всего объясняют это? 9. В книге «Майн кампф» А. Гитлер писал: «Таким образом мы, национал-социалисты, начинаем там, где закончили битву шесть веков назад. Мы приостановим бесконечную миграцию немцев на юг и на запад и обратим наш взор на земли, расположенные на востоке. Говоря сегодня о жизненном пространстве в Европе, мы в основном можем иметь в виду лишь Россию и её вассальные пограничные государства». Сравните это утверждение с политикой Гитлера в 1936—1939 гг. Изменилось ли мнение Гитлера после заключения Договора Молотова — Риббентропа? 10. Известно следующее высказывание Э. Даладье: «Любое соглашение предпочтительнее мировой войны, когда вся Европа, победители или побеждённые, стали бы жертвой коммунизма». О чём оно свидетельствует? К каким последствиям привела такая позиция? 11. Охарактеризуйте основные подходы к решению международных проблем в 1930-е гг. и конкретизируйте их примерами. I. Во многих странах в годы гражданской войны в Испании развернулось движение по созданию и отправке на борьбу с фашизмом интернациональных бригад (интербригад). В их рядах сражались антифашисты из Германии (Л. Ренн), Италии (П. Ненни), США, Великобритании (Дж. Оруэлл), Франции и других стран. Нередко на одном участке по разные стороны фронта оказывались люди одной национальности. Подготовьте сообщение о вкладе интербригад в борьбу против франкистского мятежа или об одном из известных интербригадовцев (по выбору). 2. Какую роль в событиях в Испании играла церковь? Как отношение к ней различных политических сил повлияло на ход и исход гражданской войны? 3. Одним из лидеров испанских коммунистов была Д. Ибаррури, известная также как Пассионария (Страстная). За что она удостоилась такого прозвища? Какую роль сыграла в истории Испании? Какие высказывания Ибаррури получили широкое распространение? 4. С гражданской войной в Испании связано возникновение одного из самых распространённых и до сих пор широко используемых политических выражений — «пятая колонна». Как возникло это выражение, что оно означает? 5. Какова была судьба детей испанских республиканцев, вывезенных в СССР в годы гражданской войны? 6. В 1950-е гг. по распоряжению Ф. Франко был построен монументальный памятник погибшим в гражданской войне — Долина павших. Что это за мемориал? Почему споры о нём продолжаются и сегодня? 7. Докажите, что аншлюс Австрии и присоединение Судетской области Чехословакии свидетельствовали о начале экспансионистской политики Германии. Приведите не менее двух аргументов. 8. Чем в I 930-е гг. занималась Лига Наций? Почему этой организации не удалось предотвратить сползание мира к новой мировой войне? 9. Какие легенды окружают визит И. Риббентропа в Москву в августе 1939 г.? 10. Некоторые люди до сих пор не верят в существование секретных протоколов к Договору Молотова — Риббентропа о разграничении сфер влияния. Есть ли основания для сомнений? Почему абсолютное большинство исследователей твёрдо убеждены в существовании протоколов?