1. Среди окончивших классические гимназии в 1879—1881 гг. более половины были 19—20 лет от роду; более четверти — 21 года. Почему выпускники гимназий в этот период были такими великовозрастными?
В период 1879-1881 годов выпускники гимназий были великовозрастными по нескольким причинам. В то время была довольно высокая стоимость образования, что делало его недоступным для многих семей. Многие студенты вынуждены были отложить свое образование, чтобы сэкономить деньги или заработать на учебу. Кроме того, в некоторых случаях существовали ограничения по возрасту для поступления в гимназии, что могло задерживать процесс обучения для тех, кто не соответствовал этим ограничениям.
2. В обширной Казанской губернии в 1860-е гг. выписывалось 1800 экземпляров газет и журналов. По сословиям подписка распределялась так: дворянство — 625 экз., присутственные места — 465, купцы — 440, духовенство — 205, мещане — 50, крестьяне — 15 экз. Прокомментируйте эти данные.
Данные о распределении подписки на газеты и журналы в Казанской губернии в 1860-е годы указывают на различия в доступе к печатным изданиям между различными социальными группами. Дворянство, как обладатель высшего социального статуса, имело большую долю подписки, что отражает их лучший доступ к образованию, информации и политическому дискурсу. Присутственные места, которые относились к бюрократической элите, также имели значительную долю подписки. Купцы, как богатая коммерческая группа, также имели значительное присутствие в подписке. В то же время духовенство, мещане и крестьяне имели гораздо меньшую долю подписки, что может свидетельствовать о их ограниченном доступе к печатным материалам и возможностям образования.
3. Министр народного просвещения Д. А. Толстой сделал строжайший выговор директору Таганрогской гимназии за портрет В. Г. Белинского, висевший в учительской. Почему портрет критика вызвал такой гнев министра?
Гнев министра народного просвещения Д. А. Толстого вызвал портрет критика В. Г. Белинского, потому что Белинский был известным критиком и общественным деятелем, имеющим либеральные и революционные взгляды. В это время царское правительство стремилось подавлять политическую оппозицию и критику своего режима. Портрет Белинского, как символ его идей и критического мышления, мог рассматриваться как угроза и вызывать гнев у властей, особенно у министра народного просвещения, отвечавшего за контроль над образовательными учреждениями и пропаганду.