1. Тираж газеты «Северная пчела» Ф. В. Булгарина составлял 40 тыс. экземпляров, а интеллектуальной «Литературной газеты» А. А. Дельвига — 100 экземпляров. Тираж романа Булгарина «Иван Выжигин» за два года — 7000 экземпляров, а произведений Пушкина за это же время — 2400 экземпляров. О чем говорят эти факты?
Расхождение в тираже между газетой "Северная пчела" и "Литературной газетой" отражает неравенство в доступе к информации и влиянии на общественное мнение. Булгарин и Дельвиг представляли разные политические и идеологические интересы, что отразилось в объеме распространения их произведений.
2. В книге о Грибоедове Е. И. Цимбаева пишет: «В январе 1806 г. Настасья Федоровна прекратила домашние уроки и отправила сына в университет... Она заботилась, конечно, не об уровне знаний Александра». О чем же заботилась мать Грибоедова?
В книге Е. И. Цимбаева отмечается, что Настасья Федоровна, мать Грибоедова, перестала уделять внимание домашнему обучению сына и отправила его в университет в январе 1806 года. Это указывает на то, что ее заботы были скорее связаны с его будущей карьерой и социальным статусом, чем с его академическими успехами.
3. Императрица Мария Федоровна поручила наставнику великого князя Николая Павловича вычеркнуть все то, что бесполезно или вредно читать юноше в учебнике по истории России. Как вы думаете, какие страницы истории России были вычеркнуты наставником? Почему?
Вероятно, наставник великого князя Николая Павловича удалил из учебника страницы, касающиеся тем периодов российской истории, которые могли бы вызвать вопросы или сомнения в лояльности к государству. Это могло быть, например, избирание Рюрика на престол, так как это могло подчеркнуть идею слабости и нестабильности в начале русского государства, что противоречило интересам сильной монархии.
4. Историк, говоря о 1830—1840-х гг., отмечает: «Исторические знания... признавались необходимыми, в сочинениях историков искали ответы на злободневные вопросы. После поражения декабристов история... заменила политику». Объясните смысл этой фразы.
В период 1830—1840-х годов исторические знания стали особенно ценными, так как общество искало в них ответы на сложные вопросы, связанные с политическими и социальными противоречиями. Поражение декабристов привело к пересмотру политических приоритетов, и история стала не просто наукой о прошлом, но и инструментом формирования нового политического курса. Эта фраза подчеркивает, что история стала неотъемлемой частью политической жизни, заменив политику как основной источник мудрости и руководства.