1. Декабрист М. И. Муравьев-Апостол писал: «Допустим даже, что легко будет пустить в дело секиру революции, но поручитесь ли вы в том, что сумеете ее остановить?» Объясните, что он имел в виду.
Муравьев-Апостол говорил о том, что революция, хотя и может начаться легко, может стать непредсказуемым процессом. Она может выйти из-под контроля и привести к последствиям, которые невозможно будет остановить. Секира революции символизирует насилие и радикальные перемены, которые могут обострить ситуацию и стать неконтролируемыми.
2. А. А. Лебедев в книге, посвященной событиям 1830—1840-х гг., заметил: «Официальные формы перестали вмещать мысли и устремления людей. Общественное сознание распалось на ритуал казенных установлений, принятых норм поведения и личный образ мыслей». Объясните смысл этой фразы.
Лебедев указывает на то, что в 1830—1840-х гг. в России общество переживало кризис. Официальные и бюрократические формы (государственные нормы и установления) уже не отражали реальных нужд людей и их стремлений. Общество стало раздробленным: с одной стороны, существовали ритуалы, которые следовали людям как обязательные нормы поведения, а с другой — личные взгляды и стремления, которые часто не совпадали с официальными требованиями. Это привело к конфликту между личным и официальным.
3. Из журнальной статьи 1839 г.: «Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою... Западным людям приходится все прежнее отстранять, а все хорошее в себе создавать; нам же довольно воскресить, уяснить свое старое». Как вы думаете, к какому общественному течению принадлежит автор статьи? Почему?
Автор статьи, вероятно, принадлежит к течению славянофилов. Славянофилы считали, что Россия не должна заимствовать западные идеи и модели развития, а должна вернуться к своим древним традициям и культурным ценностям. Автор подчеркивает, что западным народам приходится создавать новое, тогда как русским достаточно воскресить свою старую культуру и традиции, что является характерным для славянофильской мысли.