1. Как вы понимаете термин «переходная эпоха»? Что это значит? Почему XVII столетие — последний век древнерусской культуры? 2. Что нового появилось в сознании людей и в культуре XVII в.? 3. Раскройте понятие «обмирщение культуры». 4. Как процессы обмирщения выразились в литературе, архитектуре, живописи, образовании? 5. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в повседневной жизни людей XVII столетия. Согласны ли вы с приведенным ниже высказыванием Петра I? Как вы думаете, что побудило его к подобному поступку? По одному из преданий, будучи в Нижнем Новгороде, Петр I опустился перед могилой Кузьмы Минина на колени и произнес: «Здесь лежит спаситель России». Что, на ваш взгляд, дало основание В. О. Ключевскому дать подобную характеристику патриарху Никону? Согласны ли вы с историком? «Из русских людей... я не знаю человека крупнее и своеобразнее... Но его не поймешь сразу: это — довольно сложный характер, и прежде всего характер очень неровный... У него была слабость, которой страдают нередко сильные, но мало выдержанные люди: он скучал покоем». Прокомментируйте высказывание историка С. Ф. Платонова о царе Алексее Михайловиче. Согласны ли вы с ним? «Добродушный и маловольный, подвижный, но не энергичный и не рабочий, царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и жгучих задач и внутри, и вне государства... Все это требовало чрезвычайных усилий правительственной власти и народных сил... Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но нигде он не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед».