Что характерно для развития науки и образования в современной России? Что меняется в мире российской культуры в условиях информационного общества? 1. Охарактеризуйте изменения в системе общего и высшего образования, произошедшие в нашей стране в конце ХХ — первые десятилетия XXI в. 2. Какие достижения российских учёных получили международное признание в рассматриваемый период? К каким сферам науки они относятся? 3. Расскажите, как изменилось положение религии и Церкви в современной России. Чем это объяснялось? Что вы отнесёте к следствиям этих перемен? 4. Подготовьте сообщение (презентацию) на тему «СМИ в современной России». 5. Проведите обсуждение «Многообразие течений в современной литературе: что оно даёт читателям?». Конкретизируйте и аргументируйте свои суждения с помощью примеров. 6. Представьте характеристику жанра современных телесериалов. Рекомендуемый план: тематика, сюжетные клише, секрет успеха. 7*. Подготовьте обзор «Современный российский кинематограф: жанры — мастера — произведения». Какие из упомянутых вами работ вы рекомендовали бы для зарубежных зрителей? Почему? 8*. Напишите эссе на тему «Почему я хочу (не хочу) пойти в театр?». Изложите и аргументируйте ваше отношение к современному театру. Есть ли спектакли, которые вы хотели бы увидеть? Вопросы и задания для обобщения по курсу 1. На какие значительные периоды делится отечественная история 1914–2016 г.? Что служит критериями (основаниями) для периодизации? 2. Составьте эссе на тему «Участие России в Первой мировой войне: политические и социальные аспекты». Каким образом Россия оказалась вовлечена в войну? Как война повлияла на российское общество, жизнь людей? В чём заключались основные итоги войны для России? 3. Охарактеризуйте роль Восточного фронта в ходе Первой мировой войны. 4. Подготовьте эссе на тему «Война и революция». Привлеките материал отечественной и всеобщей истории. 5. Представьте исторический портрет российской революции 1917 г. Рекомендуемый план: причины революции; основные участники (движения, партии, лидеры); ключевые события; альтернативы развития революции; исход и итоги революции. Возможна работа в группе. 6. Составьте тезисы «Утверждение политических и экономических основ Советского государства». 7. Расскажите о предпосылках, ключевых событиях и значении образования СССР. 8. Составьте характеристику индустриализации в СССР в 1920– 1930-е гг. по примерному плану: задачи; способы осуществления; достижения; цена. 9*. Рассмотрите проблему. Аграрный вопрос, как известно, являлся камнем преткновения для многих попыток реформирования дореволюционной России. Как был решён аграрный вопрос в советском государстве? Какие аргументы «за» и «против» такого решения приводились современниками и историками? Какие из них вы считаете более убедительными? 10. Объясните понятие «культурная революция». Что вы отнесёте к характерным чертам развития советской культуры в 1920– 1930-е гг.? Какие произведения литературы и искусства того времени вы назовёте знаковыми? 11. Систематизируйте в форме таблицы материал об основных этапах, направлениях и ключевых событиях советской внешней политики в период 1918–1940 гг. Как сказывалась на этой политике менявшаяся международная ситуация? 12. Составьте характеристику Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (цели противоборствовавших сторон; основные периоды войны; ключевые сражения; подвиг народа в войне — на фронте и в тылу; итоги войны и значение победы). Рекомендуется работа в группе. 13. Расскажите, используя историческую карту, об одном из ключевых сражений Великой Отечественной войны, его участниках. Дайте оценку места этого сражения в общем ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и Второй мировой войны. 14. Подготовьте проектную работу на тему «Великая Отечественная война в народной памяти, произведениях литературы и искусства». 15*. Раскройте, как менялся характер государственной политики в СССР в 1945–1980-е гг. Какие задачи ставились на отдельных этапах руководством страны? Что оставалось неизменным? 16. Подготовьте презентацию о развитии науки и культуры в СССР в 1945–1980-е гг. Что вы отнесёте к наиболее значительным достижениям в этих сферах? Какие из них стали заметным вкладом в мировую науку, культуру? 17. Охарактеризуйте задачи и направления советской внешней политики в 1945–1980-е гг. Какие этапы, характеризовавшиеся изменением внешнеполитического курса, можно выделить в рамках названного периода? 18. Объясните понятие «перестройка». Каковы были предпосылки, задачи, основные направления и результаты проведения этого курса? 19. Составьте тезисы на тему «Распад СССР, его внутренние и внешнеполитические последствия». 20. Расскажите о становлении и развитии российской государственности в 1990-е гг. 21. Подготовьте сообщение «Экономические реформы в России 1990-х гг.: задачи, способы осуществления, экономические итоги и социальные последствия». 22. Какие задачи модернизации и инновационного развития были поставлены перед страной в 2000–2016 гг.? Расскажите о мерах, предпринимавшихся для решения этих задач. 23. Раскройте роль политических лидеров в отечественной истории ХХ — начала ХХI в. В какой мере эта роль определялась их личными качествами, в какой — особенностями существовавшей в их время политической системы, конкретными историческими ситуациями? 24*. Подготовьте проектную работу на тему «Наш край в конце ХХ — начале XXI в.». Какие события, явления вы считаете определяющими для современной истории края?