Что лежало в основе национальных проблем, давших о себе знать в Российской Федерации в 1990-е гг.? Какие пути решения этих проблем избирала центральная власть?
В основе национальных проблем в 1990-е годы в России лежали различия в этническом составе и культуре национальных республик, а также вопросы самоопределения и автономии. Этот период сопровождался резкими изменениями в политической и экономической системе. Центральная власть стремилась к решению этих проблем путем проведения политики декоммунизации, стимулирования местного самоуправления и разработки концепций национального строительства. Однако эти меры не всегда были эффективными, и некоторые национальные проблемы сохранялись, требуя комплексного и долгосрочного подхода.
1. Объясните, какие противоречия между федеральным центром и субъектами Федерации существовали в период становления российской государственной системы. Как определялись статус и полномочия регионов в важнейших государственных документах 1992–1993 гг.?
В 1990-е годы в России возникли многочисленные национальные проблемы, связанные с переходом от плановой экономики к рыночной, демонтажем советской системы управления, и утратой территориальной целостности. Отсутствие четкой стратегии построения федеральных отношений привело к конфликтам между центром и регионами. Субъекты Федерации стремились к большей автономии, а федеральное правительство пыталось удержать контроль.
2. Представьте характеристику военного конфликта в Чечне (1994–1997) по следующему плану: участники (лидеры, воинские силы), ключевые события, итоги. Что вы отнесёте к урокам этих событий?
3. Проведите обсуждение на тему «Социальная ситуация в России 1990-х гг.». Выскажите суждения об условиях жизни в те годы от имени представителей различных групп российского общества.
Социальная ситуация в России в 1990-е гг. была сложной. Экономические реформы привели к инфляции, потере рабочих мест, снижению уровня жизни. Различные социальные группы, включая пенсионеров, работников, и студентов, столкнулись с трудностями. Неопределенность и нестабильность сказались на общественном мнении.
4. Охарактеризуйте положение в российском образовании и науке в 1990-е гг. Что вы назовёте позитивными изменениями, что — негативными последствиями перемен?
В российском образовании и науке 1990-х гг. произошли значительные изменения. Положительные изменения включали открытость к мировым стандартам, возможность для свободного обмена идеями. Однако, финансовые трудности и сокращение государственного финансирования привели к снижению качества образования и научных исследований.
5. Рассмотрите проблему. Известно, что в 1990-е гг. произошли значительные изменения в структуре российского общества. Как это сказалось на общественных ценностях?
В структуре российского общества произошли изменения в 1990-е гг. Экономические преобразования создали новые социальные группы, бизнес-элиту и новое среднее класс. Однако, эти изменения также усилили социальные неравенства и создали новые социокультурные различия.
6*. Подготовьте проектную работу «Моя семья в 1990-е гг.». Соберите материалы и воспоминания представителей старшего поколения вашей семьи, рассказывающие об их жизни в названные годы. Как и на основании чего они оценивают этот период?