Что определяло развитие советской культуры в первые послевоенные годы? Как стала изменяться общественная атмосфера в стране с середины 1950-х гг.? Какие явления культурной жизни того времени дали основания говорить об «оттепели»? Из дневника А.Т. Твардовского (1962) Строй, научно предвиденный, предсказанный, оплаченный многими годами борьбы, бесчисленными жертвами, в первые же десятилетия свои обернулся невиданной в истории автократией и бюрократией, деспотией и беззаконием, самоистреблением, неслыханной жестокостью, отчаянными просчётами в практической, хозяйственной жизни, хроническими недостатками предметов первой необходимости — пищи, одежды, жилья, огрублением нравов, навыками лжи, лицемерия, ханжества, самохвальства и т.д. и т.п. И даже когда ему самому, этому строю, пришлось перед всем миром — сочувствующим и злорадствующим — признаться в том, что не всё уж так хорошо, назвав всё это «культом личности», то, во-первых, он хотел это представить как некий досадный эпизод на фоне общего и «крутого подъёма», а во-вторых, это признание и «меры» были того же, что и при культе, порядка. 1. О каком строе идёт речь в начале отрывка? Какая характеристика ему дана? 2. Как оценивает А.Т. Твардовский критику культа личности? 3*. Какие особенности дневника как источника можно отметить на основе данного отрывка? Что дневник способен рассказать об авторе, о его времени? 1. Дайте характеристику «оттепели» середины 1950-х — начала 1960-х гг. по следующему плану: ключевые идеи; сферы проявления; деятели литературы и искусства, их произведения. 2. Объясните, что означало понятие «шестидесятники». Расскажите об одном из известных представителей этого явления в отечественной литературе. 3. Подготовьте сообщение (презентацию) о советском кино конца 1940-х — начала 1960-х гг. Какие фильмы вы отнесёте к числу наиболее значительных, знаковых для данного периода? Какое впечатление они производят на современного зрителя? 4. Расскажите о расширении международных культурных контактов советской страны в середине 1950-х — 1960-е гг. Как воспринимались советскими людьми события, происходившие в этой сфере? 5. Охарактеризуйте партийную политику в отношении творческой интеллигенции в годы «оттепели». Почему современники, а затем историки называли её противоречивой? 6*. Рассмотрите проблему. Почему одновременно с явлением «оттепели», либерализации культурной сферы в СССР возникли такие понятия, как «инакомыслящие», «диссиденты», «самиздат»?