menu
person


ГДЗ по истории 10 класс учебник Никонов, Девятов § 33. Культура и духовная жизнь в СССР в


Что определяло развитие советской культуры в первые послевоенные годы? Как стала изменяться общественная атмосфера в стране с середины 1950-х гг.? Какие явления культурной жизни того времени дали основания говорить об «оттепели»?

В первые послевоенные годы развитие советской культуры определялось стремлением к созданию нового общества на основе социалистических принципов. Это проявлялось в национализации культуры, поддержке творчества, направленного на прославление новой власти и социалистических достижений. Однако в последующие годы общественная атмосфера в стране начала изменяться. С середины 1950-х годов стали проявляться недостатки советской экономики, что приводило к повышению цен на продукты и товары первой необходимости, а также к недостатку жилья. Это вызывало недовольство населения и ухудшало общественную атмосферу.

Одним из явлений культурной жизни, которое дало основание говорить об "оттепели", было возникновение новой литературной школы, которая получила название "шестидесятников". Эти писатели и поэты отличались своей критической позицией по отношению к власти и ревизионизму в советской истории, а также использовали новые языковые средства и темы, которые были запрещены в сталинское время. Это позволило им стать очень популярными у молодежи и интеллигенции и поднять вопросы, которые ранее были запрещены в советском обществе.

Из дневника А.Т. Твардовского (1962)

Строй, научно предвиденный, предсказанный, оплаченный многими годами борьбы, бесчисленными жертвами, в первые же десятилетия свои обернулся невиданной в истории автократией и бюрократией, деспотией и беззаконием, самоистреблением, неслыханной жестокостью, отчаянными просчётами в практической, хозяйственной жизни, хроническими недостатками предметов первой необходимости — пищи, одежды, жилья, огрублением нравов, навыками лжи, лицемерия, ханжества, самохвальства и т.д. и т.п. И даже когда ему самому, этому строю, пришлось перед всем миром — сочувствующим и злорадствующим — признаться в том, что не всё уж так хорошо, назвав всё это «культом личности», то, во-первых, он хотел это представить как некий досадный эпизод на фоне общего и «крутого подъёма», а во-вторых, это признание и «меры» были того же, что и при культе, порядка.

1. О каком строе идёт речь в начале отрывка? Какая характеристика ему дана?

В данном отрывке из дневника А.Т. Твардовского мы видим одностороннее мнение автора о советской власти и ее политике в различных областях жизни. Такой подход свойственен дневникам как источникам, поскольку они отражают личное мнение автора. Дневник может рассказать о мировоззрении, убеждениях и эмоциях автора, а также о жизненном опыте, восприятии социальных явлений и событий своего времени.

2. Как оценивает А.Т. Твардовский критику культа личности?

Твардовский, по-видимому, критически относится к культу личности и предполагает, что допущение и меры, предпринятые для борьбы с ним, были недостаточно эффективными и были аналогичны тем, которые принимались при культе.

3*. Какие особенности дневника как источника можно отметить на основе данного отрывка? Что дневник способен рассказать об авторе, о его времени?

На основании этого отрывка дневник можно рассматривать как личное изложение мыслей и взглядов автора на советский строй и культ личности. Он может рассказать нам об авторском взгляде на события своего времени и его критической оценке советской власти.

1. Дайте характеристику «оттепели» середины 1950-х — начала 1960-х гг. по следующему плану: ключевые идеи; сферы проявления; деятели литературы и искусства, их произведения.

«Оттепель» середины 1950-х — начала 1960-х годов была периодом либерализации и культурной открытости в Советском Союзе. Ключевые идеи включали отказ от сталинских репрессий и поощрение свободы слова в литературе и искусстве. Оттепель проявилась в различных сферах, в том числе в литературе, музыке, кино и театре. Среди выдающихся деятелей оттепели были такие писатели, как Александр Солженицын, Борис Пастернак и Владимир Набоков, чьи произведения часто критиковали советскую систему и исследовали темы индивидуализма и свободы.

2. Объясните, что означало понятие «шестидесятники». Расскажите об одном из известных представителей этого явления в отечественной литературе.

«Поколение шестидесятников» относится к группе молодых людей в Советском Союзе, достигших совершеннолетия в период оттепели 1960-х годов. Для них было характерно неприятие советской идеологии и стремление к индивидуализму и свободе. Одним из известных представителей этого поколения в русской литературе является Иосиф Бродский, высланный из Советского Союза в 1972 году за критические взгляды на советское правительство. Поэзия Бродского часто затрагивала темы ссылки, перемещения и борьбы за личную свободу.

3. Подготовьте сообщение (презентацию) о советском кино конца 1940-х — начала 1960-х гг. Какие фильмы вы отнесёте к числу наиболее значительных, знаковых для данного периода? Какое впечатление они производят на современного зрителя?

4. Расскажите о расширении международных культурных контактов советской страны в середине 1950-х — 1960-е гг. Как воспринимались советскими людьми события, происходившие в этой сфере?

5. Охарактеризуйте партийную политику в отношении творче­ской интеллигенции в годы «оттепели». Почему современники, а затем историки называли её противоречивой?

6*. Рассмотрите проблему. Почему одновременно с явлением «оттепели», либерализации культурной сферы в СССР возникли такие понятия, как «инакомыслящие», «диссиденты», «самиздат»?


Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 10 класс учебник Никонов, Девятов параграф 33

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: