Что было характерно для научной и культурной жизни Советской страны в 1920-е гг.? Какие новые тенденции появились в 1930-е гг.? Каковы были культурные достижения русского зарубежья?
В 1920-е годы научная и культурная жизнь Советского государства характеризовалась экспериментированием, стремлением к культурному росту и развитию. Новая экономическая политика (НЭП) предоставила большую художественную и культурную свободу, что привело к появлению новых направлений в искусстве, литературе и театре. В 1930-е годы культурная политика государства стала более централизованной и регламентированной, с упором на продвижение социалистического реализма как официального художественного стиля. Культурные достижения русских эмигрантов включали значительный вклад в искусство, литературу и музыку.
1. Сравните ситуации в области образования в Советском государстве начала 1920-х гг. и конца 1930-х гг. В чём заключались изменения? Что вы отнесёте к основным успехам в этой сфере?
В начале 1920-х годов система образования советского государства характеризовалась ориентацией на децентрализацию и экспериментирование с широким спектром образовательных учреждений и программ. К концу 1930-х годов система образования стала более централизованной и ориентированной на продвижение социалистических ценностей и идеологии. Основные изменения в системе образования за это время включали усиление внимания к политическому образованию и расширение доступа к образованию для рабочих и крестьян. Основные успехи в области образования за это время включали повышение уровня грамотности и расширение доступа к образованию для всех.
2. Подготовьте сообщение об одном из известных представителей советской науки 1920–1930-х гг., чьи исследования получили международное признание (по выбору).
3. Почему в 1930-е гг. в идеологии и культуре произошёл возврат к патриотическим ценностям?
Возврат к патриотическим ценностям в идеологии и культуре в 1930-е годы был обусловлен стремлением Советского государства способствовать развитию чувства национального единства и гордости перед лицом нарастающих внутренних и внешних вызовов. Это было достигнуто за счет пропаганды социалистического реализма, подчеркивавшего темы патриотизма, героизма и триумфа советского народа.
4. Объясните, когда возникли и какую роль призваны были играть творческие союзы деятелей советской культуры. Дополнительно. Сравните эти союзы с творческими объединениями 1920-х гг. В чём заключались различия?
Творческие союзы были созданы в Советском Союзе в 1920-е годы для поддержки и содействия развитию искусства и культуры. Эти союзы изначально были ориентированы на поддержку художников и писателей и предоставление им финансовой поддержки и ресурсов. Однако в 1930-х годах роль этих союзов изменилась, и они стали уделять больше внимания продвижению социалистического реализма и регулированию культурного производства. Творческие союзы 1920-х годов отличались от союзов 1930-х тем, что допускали большую творческую свободу и экспериментирование.
5. Какой образ советской эпохи был создан в произведениях социалистического реализма? Покажите на примерах конкретных произведений.
Образ советской эпохи, созданный в произведениях социалистического реализма, — это образ прогресса, героизма и триумфа советского народа. В произведениях социалистического реализма часто изображались положительные стороны советского общества и достижения Советского государства, но игнорировались или преуменьшались его проблемы и неудачи. Примеры произведений соцреализма включают «Дитя большого дома» Максима Горького и «Подкидыш» Михаила Шолохова.
6*. Подготовьте сообщение о культурной жизни в своём городе, областном или краевом центре в 1920–1930-е гг. Используйте историко-краеведческую литературу, материалы музеев, воспоминания, сохранившиеся в семье.
7*. Проведите обсуждение темы «Социалистический реализм как культурное явление». Вопросы для рассмотрения: время и обстоятельства возникновения; основные социальные и художественные идеи; сюжеты и герои; примеры произведений; вклад в историю культуры
8*. Представьте обзор творчества одного из известных деятелей советского искусства 1930-х гг. (по выбору). Задание может быть выполнено в форме сообщения, художественного буклета, презентации и др.
9*. Рассмотрите проблему. «Советское кино 1930-х гг.: восемьдесят лет спустя». Составьте список кинофильмов 1930-х гг., которые и сегодня часто демонстрируются на телеэкране. Определите их жанры, темы. Как вы полагаете, почему они были популярны в своё время? В чём причины их востребованности в наши дни? Как вы лично воспринимаете эти фильмы?