Какие изменения произошли в советской культуре в 1920-е гг.?
Каким образом устанавливался контроль над интеллектуальной жизнью общества?
Какие последствия имели идеи сменовеховства?
Охарактеризуйте взаимоотношения церкви и государства в 1920-е гг.
Какие изменения произошли в системе образования в 1920-е гг.?
Каких успехов добилась советская наука в 1920-е гг.?
Какую роль сыграли представители искусства в популяризации идей революции? Приведите несколько примеров.
Какие перемены в повседневной жизни и общественных настроениях 1920-х гг. вы считаете наиболее важными? Свой ответ объясните.
1. На примере Дома-мастерской К. Мельникова и Дома культуры им. И. Русакова выделите черты конструктивизма.
2. Назовите не менее трёх основных черт «нового советского искусства». Чем
советский авангард отличался от зарубежного?
3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
4. Сравните идеи общественно-публицистических сборников «Вехи» и «Смена вех». Выделите не менее трёх различий.
5. Какое значение придавала власть строительству новой школы в 1920-е гг.? Выделите положительные и отрицательные стороны этого процесса.
6. Какие произведения литературы и кинематографа 1920-х гг. вы читали/смотрели? Обсудите в классе свои оценки этих произведений.
7. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о любом деятеле культуры 1920-х гг. (по своему выбору).
8. Приведите несколько примеров взаимодействия советской и зарубежной
науки и культуры в 1920-е гг.
9. Сравните судьбы поэтов А. Блока, С. Есенина, Н. Гумилёва, В. Маяковского, М. Цветаевой. Почему финал их жизни оказался трагическим?
10. Выявите характерные черты быта и повседневной жизни в СССР в 1920-е гг. Для этого используйте дополнительные источники (литература, кинофильмы, изобразительное искусство эпохи), в том числе региональный материал.
Раскройте смысл понятия «сменовеховство». Приведите два исторических факта, конкретизирующих его применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
1. Как вы считаете, что заставило правительство издать данный декрет?
2. Что делалось властями для улучшения положения учёных?