menu
person


ГДЗ по истории 10 класс 1914-1945 годы учебник Мединский, Торкунов § 39—40. Окончание Втор



Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной войны и Второй мировой войны?

Цена свободы и мира: Война напоминает о человеческих страданиях и разрушениях, подчеркивая важность усилий по предотвращению конфликтов.

Единство и солидарность: Победа была возможна благодаря единству и солидарности народов, подчеркивая важность международного сотрудничества.

Героизм и жертвенность: Подвиг советского народа и союзников демонстрирует героизм и жертвенность в борьбе за свободу.

Необходимость дипломатии: Формирование ООН и дипломатические усилия после войны направлены на установление мира и предотвращение будущих конфликтов.

Международное правосудие: Нюрнбергский трибунал установил ответственность за военные преступления, подчеркивая важность справедливости и правосудия.

Сравните решения Потсдамской конференции с договорённостями на Ялтинской конференции. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения?

Потсдамская конференция, подобно Ялтинской, занималась решением послевоенных вопросов. На обеих конференциях рассматривались вопросы отношения к Германии и Японии. Однако в отличие от Ялты, где союзники были ещё в боевом альянсе, на Потсдаме уже проявились разногласия. Существенными различиями стали подход к репарациям, установлению границы Польши и вопросу о ядерном оружии. Разногласия эти вылились в последующие годы в Холодную войну, что демонстрирует, что даже победители могут иметь разные интересы и видения будущего мира.

Покажите на карте направления действий Красной Армии в войне с Японией и территории, отошедшие к СССР от Японии по итогам Второй мировой войны: Южный Сахалин и Курильские острова; города, подвергшиеся американской атомной бомбардировке.

Почему Советский Союз вступил в войну против Японии? Приведите не менее трёх объяснений.

Советский Союз вступил в войну против Японии по нескольким причинам. Во-первых, японские провокации и угрозы на Дальнем Востоке создавали реальную опасность для советских границ и требовали обеспечения безопасности на этом направлении. Во-вторых, выполнение решений Ялтинской конференции подразумевало активное участие СССР в войне с Японией. В-третьих, денонсация советско-японского договора о нейтралитете и вступление в войну были частью обязательств Советского Союза перед союзниками и его стремления к участию в завершении Второй мировой войны.

Опишите ход боевых действий на Дальнем Востоке в августе 1945

В августе 1945 года на Дальнем Востоке произошли решающие боевые действия, направленные на освобождение Маньчжурии, Кореи, Южного Сахалина и Курильских островов. Три фронта – Забайкальский, 1-й Дальневосточный и 2-й Дальневосточный – были созданы для этой цели.

8 августа 1945 года, в ответ на отказ Японии прекратить военные действия, Советский Союз объявил Японии войну. Красная Армия начала стремительное наступление. Войска Забайкальского фронта преодолели горный хребет Большой Хинган и направились к Мукдену. Ударные части 1-го Дальневосточного фронта также успешно продвигались навстречу.

Одновременно с наземными операциями, десант был высажен в портах на севере Кореи, а американские экспедиционные силы начали высадку на юге Кореи. Особенно ожесточённые бои развернулись за портом Сейсин.

После успешного разгрома Квантунской армии и капитуляции Японии 14 августа, советские войска продолжили наступление на Харбин, Чанчун, Мукден, Далянь и Порт-Артур, высаживая воздушные десанты в стратегических пунктах. Капитуляция японских войск на Южном Сахалине последовала 25 августа.

Завершающий этап войны в регионе включал Курильскую десантную операцию, проведенную 2-м Дальневосточным фронтом. С 18 августа по 4 сентября Советский Союз освободил Курильские острова, завершив тем самым успешные боевые действия на Дальнем Востоке и подписав Акт о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года.

Как вы думаете, почему Акт о капитуляции Японии был подписан на американском военном корабле?

Подписание Акта о капитуляции Японии на американском линкоре "Миссури" было стратегическим решением, обусловленным несколькими факторами. Во-первых, "Миссури" был выбран в качестве места подписания из-за своей символической значимости, как корабля, на котором завершилась Вторая мировая война в Тихом океане.

Во-вторых, выбор американского корабля отражал доминирующую роль США в регионе и мировой политике после войны. Это подчеркивало влияние Соединенных Штатов и их решающую роль в завершении конфликта с Японией.

Сформулируйте причины создания ООН.

ООН была создана после Второй мировой войны с целью достижения нескольких ключевых задач:

Сохранение мира и безопасности: Опыт двух мировых войн подчеркнул необходимость установления института, способного предотвращать военные конфликты и поддерживать международную безопасность.

Сотрудничество в решении мировых проблем: ООН создавалась для того, чтобы служить платформой для сотрудничества между нациями в решении глобальных проблем, таких как экономическое развитие, социальная справедливость и защита прав человека.

Предотвращение новых конфликтов: Организация стремилась создать механизмы, способные разрешать споры и конфликты мирным путем, предотвращая таким образом возникновение новых военных столкновений.

Какие решения вынес Нюрнбергский трибунал? Докажите, что они актуальны и для сегодняшнего дня.

Нюрнбергский трибунал вынес решения, в соответствии с которыми основные нацистские лидеры были осуждены за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Десять из них были приговорены к смертной казни, один из них, Геринг, совершил самоубийство перед исполнением приговора.

Чем Хабаровский процесс отличался от Токийского военного трибунала?

Хабаровский процесс не был международным трибуналом, в отличие от Токийского военного трибунала. Хабаровский процесс был проведен советскими властями в Хабаровске и был ориентирован на суд над японскими военными преступниками, ответственными за преступления, совершенные на территории СССР в ходе Великой Отечественной войны.

Токийский военный трибунал, напротив, был международным трибуналом, организованным союзниками, включая Китай, СССР, США, Великобританию и другие страны. Он проводился в Токио и представлял собой судебное разбирательство над японскими военными лидерами, обвиняемыми в преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенных в ходе Второй мировой войны.

Одним из существенных отличий также было обещание генерала Д. Макартура предоставить иммунитет от преследования императору Японии Хирохито, что исключало его участие в Токийском процессе. В Хабаровском процессе такого исключения не было, и он охватывал японских военных преступников, действовавших на территории СССР.

1. В чём состоит значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне?

Победа советского народа в Великой Отечественной войне имеет огромное историческое и символическое значение. Это было решающее событие, которое переломило ход Второй мировой войны и принесло окончательное поражение нацистской Германии.

Советский Союз смог выстоять и переломить наступление фашистского режима, сделав значительный вклад в освобождение Европы от нацистского тирании. Потери, которые Советский Союз понес в борьбе, были колоссальными, но победа принесла свободу и независимость миллионам людей.

Значение Победы также заключается в том, что она стала символом мужества, выносливости и патриотизма советского народа. Эта эпопея остаётся важным элементом идентичности и гордости для российских граждан. Победа также сформировала основы международного сотрудничества в борьбе против фашизма и подчеркивает важность общих усилий в достижении мира и справедливости.

2. Докажите с помощью исторических фактов, что решающий вклад в победу союзников во Второй мировой войне внёс именно Советский Союз.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне имеет глубокое и многомерное значение:

Сдерживание фашизма: Советский Союз выступил как ключевой фактор в сдерживании наступления нацистской Германии на восточном фронте, предотвращая распространение фашизма на большую часть Европы.

Основной театр военных действий: Масштабы войны на Восточном фронте превосходили фронты в Северной Африке, Италии и Западной Европе вместе взятые. Советский Союз сокрушил основные силы вермахта, отвлекая значительные ресурсы Германии и её союзников.

Миллионы погибших: СССР нес наибольшие человеческие потери в войне, погибло более 26 миллионов человек, и их жертвы сыграли решающую роль в победе.

Битва под Сталинградом: Победа в этой битве стала поворотным моментом в ходе войны, где Красная Армия впервые нанесла существенное поражение вермахту.

Курская битва: Сражение при Курске стало крупнейшим танковым сражением в истории и решающим моментом в отражении наступления Германии на Восточном фронте.

Освобождение Европы: Советские войска освободили множество стран Восточной Европы от нацистской оккупации, играя ключевую роль в дороге к окончательной победе.

Берлинская операция: В захвате Берлина Красная Армия фактически завершила войну в Европе, подчеркивая решающий вклад Советского Союза в окончательное поражение Германии.

Какие чувства у вас вызывает мемориал, изображённый на фотографии? Почему для людей важно создание таких мест памяти?

Мемориал "Родина-мать" на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге вызывает глубокое чувство почтения, гордости и одновременно грусти. Этот памятник служит символом подвига и жертв советского народа во время Великой Отечественной войны.

Для людей важно создание подобных мест памяти, потому что они являются не только физическими отражениями исторических событий, но и эмоциональными, объединяющими людей в уважении к прошлому. Мемориалы напоминают о человеческих жертвах, героизме, и позволяют сохранить коллективную память для будущих поколений. Они являются местами, где можно выразить почтение, воспитывают патриотизм и уважение к истории, создавая связь между прошлым, настоящим и будущим.

Дайте оценку масштабов демографических потерь СССР за годы войны.

Демографические потери СССР за годы Великой Отечественной войны были колоссальными и внушительными. Оценивается, что общее число прямых людских потерь народов Советского Союза составило 26,6 миллионов человек. Из них 8,6 миллиона – военнослужащие Красной Армии и флота, погибшие на фронте или в лагерях военнопленных. На оккупированных территориях было преднамеренно убито более 7,4 миллиона человек.

1. Какие задачи встали перед государством и обществом после освобождения оккупированных территорий?

После освобождения оккупированных территорий перед государством и обществом встали огромные задачи в восстановлении разрушенного народного хозяйства. Это включало в себя:

Разрушенную инфраструктуру: Необходимость восстановить разрушенные промышленные предприятия, железные дороги, мосты, и провести масштабные работы по восстановлению жилого фонда.

Сельское хозяйство: Потребность в восстановлении сельского хозяйства, восстановлении потерянного скота и поврежденных сельскохозяйственных угодий.

Экономический ущерб: Столкновение с огромным экономическим ущербом, оцененным в 679 миллиардов рублей по довоенным государственным ценам.

Вынужденные военные расходы: Финансирование военного строительства, противовоздушной обороны, эвакуации предприятий, выплаты военных пенсий, что составило дополнительные 1890 миллиардов рублей.

2. Объясните, в чём заключались трудности восстановления народного хозяйства на освобождённых территориях.

Недостаток ресурсов: Нехватка материальных и финансовых ресурсов для масштабного восстановления, особенно в условиях разоренной экономики.

Уничтожение продовольственных запасов: Значительные потери продовольственных запасов и сельскохозяйственных продуктов, что создавало проблемы с обеспечением населения.

Нехватка рабочей силы: Потребность в мобилизации и вовлечении рабочей силы для восстановления, учитывая большие человеческие потери в войне.

Социальные и гуманитарные проблемы: Необходимость восстановить социальную инфраструктуру, включая образование и здравоохранение, для обеспечения нормальной жизни населения.

1.   Какое событие изображено на фотографиях, приведённых в начале параграфа? В чём символическое значение запечатлённых на снимке моментов? Что символизирует Знамя Победы для современного поколения россиян?

На фотографиях изображен Парад Победы 24 июня 1945 года. Символическое значение заключается в триумфе над фашистской Германией, подчеркивая победу и героизм советского народа. Знамя Победы символизирует патриотизм, силу и единство, оставаясь важным символом для современного поколения россиян.

2.   Какой вклад внёс Советский Союз в разгром Японии? Сформулируйте три положения.

Вклад Советского Союза в разгром Японии включает: а) успешные операции советских войск в Манчжурии; б) активное участие в конференции в Потсдаме, где принимались решения по Японии; в) влияние советских событий на решение Японии капитулировать.

3.   Сформулируйте итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войны (не менее пяти).

Итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войны включают: а) поражение фашизма и окончание агрессии; б) смену мирового баланса сил; в) установление нового мирового порядка; г) содействие процессу деколонизации; д) создание Организации Объединенных Наций.

4.   Используя дополнительные источники информации, сравните потери стран — участниц Второй мировой войны. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения?

Сравнение потерь стран-участниц Второй мировой войны показывает, что Советский Союз понес наибольшие человеческие потери, в то время как его вклад в разгром врага был решающим. Это подчеркивает высокую степень жертвенности советского народа.

5.   Определите основные источники Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Свои суждения аргументируйте.

Основные источники Победы советского народа включают: а) героизм советских солдат и офицеров; б) мобилизация общества и экономики; в) стратегическая мудрость командования; г) поддержка союзников; д) силовой потенциал Красной Армии.

6.   Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Значение Победы СССР в Великой Отечественной войне». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

7.   Почему ряд городов России имеют звание города-героя? Выясните, имеет ли почётное звание населённый пункт, в котором вы проживаете.

Города России имеют звание города-героя за выдающиеся подвиги и героическую оборону во время Великой Отечественной войны. Населённый пункт, в котором я проживаю, также имеет почетное звание - город-герой.

8.   Почему необходимо сохранять память о войне? Обсудите в классе, какими способами это можно делать.

Сохранение памяти о войне важно для передачи исторического опыта, уважения к жертвам войны, формирования патриотизма и предотвращения повторения подобных конфликтов. Это можно делать через мемориалы, образовательные программы и участие в мероприятиях, посвященных истории Великой Отечественной войны.

Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1)  советско-японская война;

2)  принятие Устава ООН;

3)  Хабаровский процесс;

4)  Потсдамская конференция;

5)  Нюрнбергский трибунал.

Советско-японская война: 1945 год.
Принятие Устава ООН: 26 июня 1945 года.
Хабаровский процесс: 25 июля - 20 августа 1946 года.
Потсдамская конференция: 17 июля - 2 августа 1945 года.
Нюрнбергский трибунал: 20 ноября 1945 - 1 октября 1946 года.

Раскройте смысл понятия «Организация Объединённых Наций». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

ООН - это международная организация, созданная после Второй мировой войны для поддержания мира и безопасности, развития международного сотрудничества и решения глобальных проблем. Целью ООН является предотвращение конфликтов, содействие справедливости, соблюдение прав человека и содействие социальному и экономическому развитию.

1. Как складывались отношения между СССР и Японией до 8 августа 1945 г.? Как вы думаете, почему союзники настаивали на вступлении СССР в войну с Японией?

До 8 августа 1945 года отношения между СССР и Японией были напряженными, и Япония отказалась капитулировать после требований союзников. Союзники настаивали на вступлении СССР в войну с Японией, вероятно, чтобы ускорить завершение войны, снизить количество жертв и способствовать быстрому восстановлению мира.

2. Какие территории, потерянные после Русско-японской войны 1904—1905 гг., вошли в состав СССР в результате победы над Японией?

В результате победы над Японией в 1945 году в состав СССР вошли Курильские острова и Южный Сахалин, которые были потеряны Россией после Русско-японской войны 1904—1905 гг.

Согласны ли вы с приведёнными оценками? Свою позицию аргументируйте.

В. Исраэлян представляет мнение о том, что Потсдамская конференция подвела итоги сотрудничеству СССР с Лондоном и Вашингтоном, вынуждая их принимать демократические решения. С этим согласен, поскольку конференция отражала антифашистский характер войны.

A. Кошкин подчеркивает, что не атомные бомбы, а вторжение советских войск в Маньчжурию вынудило Японию к капитуляции. Это верно, учитывая влияние советских успехов на решение Японии прекратить сопротивление.

B. Смирнов отмечает, что Советский Союз, несмотря на жертвы и разрушения, значительно увеличил свою мощь и авторитет. Это также верно, учитывая территориальные приобретения и роль СССР в разгроме японских войск.

Итоги главы

1.   Рассмотрите иллюстрации в начале главы. Какой смысл заложен в памятнике? Почему он установлен в Берлине?

2. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1) Висло-Одерская операция;

2) Смоленское оборонительное сражение;

3) Сталинградская битва;

4) Берлинская операция;

5) Курская битва;

6) нападение Японии на Пёрл-Харбор.

Смоленское оборонительное сражение - 10 июля 1941 - 10 сентября 1941.
Курская битва - 5 июля 1943 - 23 августа 1943.
Сталинградская битва - 17 июля 1942 - 2 февраля 1943.
Висло-Одерская операция - 12 января 1945 - 2 мая 1945.
Берлинская операция - 16 апреля 1945 - 2 мая 1945.
Нападение Японии на Пёрл-Харбор - 7 декабря 1941.

3.   Составьте синхронистическую таблицу основных событий на разных фронтах Второй мировой войны. Используйте материал из курса всеобщей истории.

4.   Укажите особенности военных планов и операций: «Барбаросса», «Тайфун», «Уран», «Искра», «Цитадель», «Багратион», «Рельсовая война», «Концерт».

5.   Сравните 2 периода Великой Отечественной войны: 19 ноября 1942 — конец 1943 г. и январь 1944 — май 1945 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).

6.   Составьте в тетради сравнительную таблицу «Конференции „Большой трой- ки“» (в таблице укажите время и место проведения, страны-участницы, основные вопросы и решения).

7.   Проведите дискуссию в классе на тему «Кто сегодня заинтересован в фальсификации истории и искажает истину о советских воинах-освободителях?».

8. Существует следующая точка зрения: «Военные поражения СССР в начальный период Великой Отечественной войны были вызваны действиями советского руководства». Используя исторические знания, приведите 2—3 аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и 2—3 аргумента, опровергающих данную точку зрения. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

9. В какой форме союзники по антигитлеровской коалиции оказывали помощь Советскому Союзу? Какую роль эта помощь сыграла в разгроме нацистской Германии?

1. О каком плане вспоминает Г. Жуков?

Г. Жуков вспоминает события, связанные с подготовкой и проведением контрнаступления под Сталинградом.

2. Что должно было, по его мнению, обеспечить успех Красной Армии?

По мнению Жукова, успех Красной Армии должны были обеспечить новые стратегические резервы с современным оружием, включая механизированные и танковые соединения с танками Т-34.

3. Какое значение имела Сталинградская битва в ходе Великой Отечественной войны?

Сталинградская битва имела решающее значение, так как в результате советских контрнаступлений в этом регионе был переломлен ход войны, и Немецко-фашистские войска оказались в окружении, что стало поворотным моментом в Великой Отечественной войне.

Опираясь на определение понятия, приведённое в словаре, докажите, что гитлеровскими оккупантами в отношении народов Советского Союза проводилась политика геноцида.

1. Какие задачи ставились германским командованием перед своими войсками в ходе летнего наступления 1943 г.?

Германское командование в ходе летнего наступления 1943 года ставило перед своими войсками задачу разгромить советские силы на среднем направлении фронта, в том числе в районе Курска, чтобы создать условия для продвижения к стратегическим целям на Востоке.

2. Какую позицию выбрала Ставка?

Ставка выбрала позицию преднамеренной обороны, основываясь на тщательном анализе разведывательных данных и опыте предыдущих лет войны. Решение о преднамеренной обороне было принято на совещании 12 апреля 1943 года.

3. Какое это имело значение для дальнейшего хода войны?

Выбор позиции преднамеренной обороны и фокусировка усилий на севере и юге от Курска позволили советским войскам успешно отразить германское летнее наступление в районе Курска, затем перейти в контрнаступление и разгромить противника. Это имело решающее значение для изменения хода войны на Восточном фронте и создания предпосылок для последующего наступления советских войск.

1. Какой период описывается в повести? Кто является её главным героем? Чем знаменит его прототип?

2. Проанализируйте сюжетную линию повести. Что произошло с главным героем? Какие личностные качества его отличают? Насколько описанные события соответствуют исторической действительности?

3. Составьте свой список лучших литературных произведений (или фильмов) о Великой Отечественной войне.

Рассмотрите карту на с. 479 и выполните задания.

1.  Определите населённые пункты, обозначенные цифрами 1—5. Определите годы, в которые были освобождены города, обозначенные на карте цифрами 2, 4, 5.

2.  В ходе какой операции был освобождён город, обозначенный цифрой 7? В каком году это произошло?

3.  Выберите из приведённого списка верные суждения и объясните свой выбор:

а) Операция советских войск в районе, обозначенном на карте цифрой 7, началась в летний период.

б)  В период событий, обозначенных на карте стрелками, полностью была снята блокада с города, обозначенного цифрой 5.

в)  Город, обозначенный цифрой 3, в ходе событий, предшествующих обозначенным на карте стрелками, был захвачен германскими войсками.

г)  Строительство канала, обозначенного на карте цифрой 6, началось в 1930-е гг.

д)  Город, обозначенный цифрой 7, — Минск.

е)  На данной карте обозначена территория Польши.

1. Какие отличительные особенности битвы за Берлин описывает Г. Жуков?

Г. Жуков описывает битву за Берлин как впечатляющее событие, где использовались тысячи разноцветных ракет и мощное освещение для ослепления противника. Артиллерия, пехота и танки советских войск дружно атаковали, сопровождаемые двойным огневым валом. Он также подчёркивает, что противник был подавлен морем огня и металла, и описывает атмосферу сражения с пылью, дымом и светящимися зенитными прожекторами.

2. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение?

Битва за Берлин имела решающее значение для общего хода войны, поскольку это было последнее крупное сражение на Восточном фронте. Советские войска, преодолев Зееловские высоты и разгромив сопротивление противника, вошли в Берлин, что фактически означало близкое завершение Второй мировой войны в Европе. Падение Берлина и капитуляция германского рейха произошли в мае 1945 года.

Какие события отражает каждый плакат? Укажите детали, по которым вам удалось это установить. Расположите плакаты в хронологической последовательности, аргументируя свой вариант.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 10 класс 1914-1945 годы учебник Мединский, Торкунов Параграф 39-40

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: