Почему в годы Первой мировой войны нарастали революционные настроения в российском обществе? 1. Как российское общество относилось к войне в 1914 г.? 2. Приведите примеры гражданско-патриотического поведения россиян в годы войны. Как вы думаете, на поддержку каких слоёв населения рассчитывало царское правительство, выпуская военные займы? С помощью каких мероприятий осуществлялся перевод экономики страны на военный лад? Насколько предпринятые меры оказались эффективными? 1. Оцените социально-экономическую ситуацию в стране к концу 1916 г. Как затянувшаяся война повлияла на уровень жизни различных слоёв населения? Какие изменения произошли в их настроениях и почему? 2. Почему политическая оппозиция перешла от сотрудничества с властью к жёсткой критике действий правительства? Можно ли охарактеризовать сложившуюся к концу 1916 г. ситуацию как кризис власти? Аргументируйте свой ответ. 3. Кого в годы Первой мировой войны называли «оборонцами», «пацифистами» и «пораженцами»? К кому из них вы могли бы примкнуть и почему? 1. Рассмотрите приведённую в начале параграфа иллюстрацию — картину художника Б. Рыбченкова «1916 год». Что из изображённого на ней свидетельствует об ухудшении жизни народа? 2. В 1915 г. было опубликовано воззвание российских революционеров к рабочим, в котором говорилось: «Если передовые элементы нашего населения откажутся принимать участие в обороне России вплоть до того времени, когда падёт наше нынешнее правительство, то они тем самым отдалят время его падения. <...> Положение таково, что к свободе нам нельзя прийти иначе, как идя по пути национальной самообороны. <...> Поражение России в борьбе с Германией явилось бы также поражением её в борьбе за свободу». Какая позиция по отношению к войне (оборончество, пацифизм, пораженчество) отражена в данном заявлении? Кто из лидеров российских социалистов её отстаивал? 3. В начале Первой мировой войны большинство населения России положительно отнеслось к решению Николая II оказать поддержку Сербии. Почему к концу 1916 г. отношение к войне значительно изменилось? В чём восприятие войны обществом в России совпадало с европейскими общественными настроениями? 4. Сравните ход и характер Русско-японской войны и Первой мировой войны, а также условия (внешнеполитические, внутриполитические и экономические), в которых они проходили. Укажите черты сходства (не менее трёх) и различия (не менее четырёх). 5*. Существует следующая точка зрения: «К концу 1916 г. стало очевидным, что Россия исчерпала возможности вести военные действия до победы в Первой мировой войне». Опираясь на исторические факты, приведите 2—3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же аргументов, направленных против неё. 6. Подготовьте сообщение (презентацию) о положении в одной из отраслей народного хозяйства России в 1914—1916 гг. (сельское хозяйство, военная промышленность, лёгкая промышленность, топливная промышленность, железнодорожный транспорт и др.) на территории вашего региона. 7*. Составьте сложный план (не менее трёх пунктов с детализирующими их подпунктами) по теме «Власть и общество в России в 1914—1916 гг.». Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1) речь П. Милюкова на заседании Государственной думы «Глупость или измена?»; 2) образование «Прогрессивного блока»; 3) геноцид армян в Османской империи; 4) создание Всероссийского земского союза; 5) Циммервальдская международная конференция. Раскройте смысл понятия «Прогрессивный блок». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия. 1. Кто и когда произнёс данную речь? Как на неё отреагировали власти? 2. Какие проблемы подняты выступающим? Согласны ли вы с ним? Своё мнение аргументируйте.