menu
person


ГДЗ по истории 10 класс 1914-1945 годы учебник Мединский, Торкунов § 3. Власть, экономика


Почему в годы Первой мировой войны нарастали революционные настроения в российском обществе?

1. Как российское общество относилось к войне в 1914 г.?

Российское общество в 1914 году относилось к войне с небывалым патриотизмом и поддержкой. Практически все слои населения, включая женщин, добровольцев, и деятелей различных областей, выразили свою поддержку власти и армии.

2. Приведите примеры гражданско-патриотического поведения россиян в годы войны.

Примеры гражданско-патриотического поведения россиян в годы войны включают запись добровольцев, создание Кавказской туземной конной дивизии, участие женщин в курсах сестёр милосердия и работе в военных госпиталях, а также поддержку со стороны предпринимателей, деятелей науки, культуры и образования, которые оказывали помощь семьям солдат. Партии, включая кадетов, также поддержали власть и выразили прямой долг народа в сохранении Родины.

Как вы думаете, на поддержку каких слоёв населения рассчитывало царское правительство, выпуская военные займы?

С помощью каких мероприятий осуществлялся перевод экономики страны на военный лад? Насколько предпринятые меры оказались эффективными?

Перевод экономики России на военный лад осуществлялся путем следующих мероприятий:

Создание специальных органов, таких как "Особые совещания", которые централизовали и мобилизовали ресурсы для нужд фронта в областях, таких как оборона, топливо, продовольствие, перевозки и дела беженцев.

Создание губернских военно-промышленных комитетов, которые координировали производство оборонной продукции.

Участие предпринимателей и общественных организаций в организации производства оборонной техники и снабжении армии.

Работа Всероссийского земского союза и Всероссийского союза городов в организации медицинского обслуживания раненых воинов.

Привлечение капитала и ресурсов из различных сфер общества для поддержки военных усилий.

Эти меры оказались весьма эффективными и позволили увеличить производство оружия, артиллерии, топлива и другой необходимой оборонной продукции. Несмотря на начальные трудности, российская экономика смогла адаптироваться к военным нуждам и даже увеличить темпы производства в ряде отраслей. Однако превосходство германских войск в некоторых видах вооружений все равно привело к большим потерям в русской армии.

1. Оцените социально-экономическую ситуацию в стране к концу 1916 г. Как затянувшаяся война повлияла на уровень жизни различных слоёв населения? Какие изменения произошли в их настроениях и почему?

К концу 1916 года социально-экономическая ситуация в России была напряженной. Затянувшаяся война привела к росту цен на товары потребления, дефициту продуктов питания, и перебоям в снабжении. Экономический рост был ограничен военными нуждами, и это ухудшило уровень жизни многих граждан. Крестьяне столкнулись с нехваткой хлеба, и в городах начались очереди. Эти факторы сильно повлияли на настроения в обществе, вызвав недовольство и требования улучшения условий жизни.

2. Почему политическая оппозиция перешла от сотрудничества с властью к жёсткой критике действий правительства? Можно ли охарактеризовать сложившуюся к концу 1916 г. ситуацию как кризис власти? Аргументируйте свой ответ.

Политическая оппозиция перешла от сотрудничества с властью к жесткой критике правительства из-за неудач на фронте, потерь территорий, и растущего недовольства в обществе. Поддерживая идею создания правительства "народного доверия", большинство думских фракций объединились в "Прогрессивный блок". Однако внутренние разногласия и критика власти привели к разрыву этой коалиции.

3. Кого в годы Первой мировой войны называли «оборонцами», «пацифистами» и «пораженцами»? К кому из них вы могли бы примкнуть и почему?

"Оборонцы" были политическими силами, поддерживавшими защиту Отечества и временное прекращение протестов против правительства в условиях войны. "Пацифисты" (политики, такие как Г. Плеханов) также поддерживали оборону страны, но призывали к миру и прекращению на время войны выступлений против власти. "Пораженцы" (большевики, возглавляемые Лениным) призывали к поражению своих правительств в надежде на наступление революции и смену системы.

1. Рассмотрите приведённую в начале параграфа иллюстрацию — картину художника Б. Рыбченкова «1916 год». Что из изображённого на ней свидетельствует об ухудшении жизни народа?
2.  В 1915 г. было опубликовано воззвание российских революционеров к рабочим, в котором говорилось: «Если передовые элементы нашего населения откажутся принимать участие в обороне России вплоть до того времени, когда падёт наше нынешнее правительство, то они тем самым отдалят время его падения. <...> Положение таково, что к свободе нам нельзя прийти иначе, как идя по пути национальной самообороны. <...> Поражение России в борьбе с Германией явилось бы также поражением её в борьбе за свободу». Какая позиция по отношению к войне (оборончество, пацифизм, пораженчество) отражена в данном заявлении? Кто из лидеров российских социалистов её отстаивал?

В данном заявлении отражена позиция "пораженчества". Авторы призывают "передовые элементы" населения принимать участие в обороне России до падения нынешнего правительства. Это означает, что они поддерживают идею поражения России в борьбе с Германией, считая, что только так можно достичь свободы. Эту позицию отстаивали большевики, в частности В. Ленин.
3. В начале Первой мировой войны большинство населения России положительно отнеслось к решению Николая II оказать поддержку Сербии. Почему к концу 1916 г. отношение к войне значительно изменилось? В чём восприятие войны обществом в России совпадало с европейскими общественными настроениями?

В начале войны русское население положительно отнеслось к решению поддержать Сербию, видя в этом защиту славянского брата. Однако к концу 1916 года ситуация изменилась из-за неудач на фронте, роста антивоенных настроений и экономических трудностей. Общественное восприятие войны в России начало совпадать с европейскими общественными настроениями, где люди стали видеть войну как бесперспективную и разрушительную.

4. Сравните ход и характер Русско-японской войны и Первой мировой войны, а также условия (внешнеполитические, внутриполитические и экономические), в которых они проходили. Укажите черты сходства (не менее трёх) и различия (не менее четырёх).

Сходства Русско-японской войны и Первой мировой войны:

В обоих конфликтах Россия столкнулась с серьезными военными проблемами, имевшими значительные экономические и социальные последствия.
Оба конфликта привели к обострению внутриполитических проблем и национальных настроений в России.

Различия Русско-японской войны и Первой мировой войны:
Русско-японская война была ограниченным конфликтом, в то время как Первая мировая война была мировым конфликтом с участием многих стран.
Русско-японская война была короткой и закончилась поражением России, в то время как Первая мировая война была длительной и имела разнообразные исходы для разных стран.
Условия, в которых проходили эти войны, были различными: в Русско-японской войне Россия столкнулась с проблемами внешней политики в Азии, в то время как Первая мировая война была глобальным конфликтом с более сложными экономическими и политическими факторами.

5*. Существует следующая точка зрения: «К концу 1916 г. стало очевидным, что Россия исчерпала возможности вести военные действия до победы в Первой мировой войне». Опираясь на исторические факты, приведите 2—3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же аргументов, направленных против неё.

Позиция о том, что Россия исчерпала возможности вести военные действия до победы в Первой мировой войне, имеет свои аргументы:

Продолжительная война привела к истощению экономических ресурсов и увеличению военных усилий, что ухудшило положение на фронте.
Нарастание антивоенных настроений в обществе и в армии, а также массовые дезертирства и проявления недовольства, свидетельствовали о кризисе военной мобилизации и боеспособности.
Экономические трудности, дефицит продовольствия и инфляция привели к социальным беспорядкам и протестам, что осложнило ведение войны.

Аргументы против данной позиции:
Военная промышленность России продолжала развиваться и увеличивать производство оружия и снаряжения.
Страны Антанты продолжали оказывать поддержку России, предоставляя финансовую и военную помощь.
Несмотря на сложности на фронте, Россия сохраняла большие ресурсы и военный потенциал для продолжения борьбы.

6. Подготовьте сообщение (презентацию) о положении в одной из отраслей народного хозяйства России в 1914—1916 гг. (сельское хозяйство, военная промышленность, лёгкая промышленность, топливная промышленность, железнодорожный транспорт и др.) на территории вашего региона.
7*. Составьте сложный план (не менее трёх пунктов с детализирующими их подпунктами) по теме «Власть и общество в России в 1914—1916 гг.».

Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1)  речь П. Милюкова на заседании Государственной думы «Глупость или измена?»;

2)  образование «Прогрессивного блока»;

3)  геноцид армян в Османской империи;

4)  создание Всероссийского земского союза;

5)  Циммервальдская международная конференция.

Речь П. Милюкова на заседании Государственной думы «Глупость или измена?» - 1916 год.
Создание Всероссийского земского союза - 1906 год.
Геноцид армян в Османской империи - начался в 1915 году.
Циммервальдская международная конференция - 1915 год.
Образование «Прогрессивного блока» - август 1915 года.

Раскройте смысл понятия «Прогрессивный блок». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Понятие "Прогрессивный блок" относится к межпартийной коалиции, созданной в августе 1915 года в Государственной думе Российской империи. Этот блок объединил депутатов разных парламентских фракций с целью критики действий правительства и решения важных национальных вопросов в условиях Первой мировой войны.

1.  Кто и когда произнёс данную речь? Как на неё отреагировали власти?

2.  Какие проблемы подняты выступающим? Согласны ли вы с ним? Своё мнение аргументируйте.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 10 класс 1914-1945 годы учебник Мединский, Торкунов Параграф 3

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: