Почему в годы Первой мировой войны нарастали революционные настроения в российском обществе?
1. Как российское общество относилось к войне в 1914 г.?
Российское общество в 1914 году относилось к войне с небывалым патриотизмом и поддержкой. Практически все слои населения, включая женщин, добровольцев, и деятелей различных областей, выразили свою поддержку власти и армии.
2. Приведите примеры гражданско-патриотического поведения россиян в годы войны.
Примеры гражданско-патриотического поведения россиян в годы войны включают запись добровольцев, создание Кавказской туземной конной дивизии, участие женщин в курсах сестёр милосердия и работе в военных госпиталях, а также поддержку со стороны предпринимателей, деятелей науки, культуры и образования, которые оказывали помощь семьям солдат. Партии, включая кадетов, также поддержали власть и выразили прямой долг народа в сохранении Родины.
Как вы думаете, на поддержку каких слоёв населения рассчитывало царское правительство, выпуская военные займы?
С помощью каких мероприятий осуществлялся перевод экономики страны на военный лад? Насколько предпринятые меры оказались эффективными?
Перевод экономики России на военный лад осуществлялся путем следующих мероприятий:
Создание специальных органов, таких как "Особые совещания", которые централизовали и мобилизовали ресурсы для нужд фронта в областях, таких как оборона, топливо, продовольствие, перевозки и дела беженцев.
Создание губернских военно-промышленных комитетов, которые координировали производство оборонной продукции.
Участие предпринимателей и общественных организаций в организации производства оборонной техники и снабжении армии.
Работа Всероссийского земского союза и Всероссийского союза городов в организации медицинского обслуживания раненых воинов.
Привлечение капитала и ресурсов из различных сфер общества для поддержки военных усилий.
Эти меры оказались весьма эффективными и позволили увеличить производство оружия, артиллерии, топлива и другой необходимой оборонной продукции. Несмотря на начальные трудности, российская экономика смогла адаптироваться к военным нуждам и даже увеличить темпы производства в ряде отраслей. Однако превосходство германских войск в некоторых видах вооружений все равно привело к большим потерям в русской армии.
1. Оцените социально-экономическую ситуацию в стране к концу 1916 г. Как затянувшаяся война повлияла на уровень жизни различных слоёв населения? Какие изменения произошли в их настроениях и почему?
К концу 1916 года социально-экономическая ситуация в России была напряженной. Затянувшаяся война привела к росту цен на товары потребления, дефициту продуктов питания, и перебоям в снабжении. Экономический рост был ограничен военными нуждами, и это ухудшило уровень жизни многих граждан. Крестьяне столкнулись с нехваткой хлеба, и в городах начались очереди. Эти факторы сильно повлияли на настроения в обществе, вызвав недовольство и требования улучшения условий жизни.
2. Почему политическая оппозиция перешла от сотрудничества с властью к жёсткой критике действий правительства? Можно ли охарактеризовать сложившуюся к концу 1916 г. ситуацию как кризис власти? Аргументируйте свой ответ.
Политическая оппозиция перешла от сотрудничества с властью к жесткой критике правительства из-за неудач на фронте, потерь территорий, и растущего недовольства в обществе. Поддерживая идею создания правительства "народного доверия", большинство думских фракций объединились в "Прогрессивный блок". Однако внутренние разногласия и критика власти привели к разрыву этой коалиции.
3. Кого в годы Первой мировой войны называли «оборонцами», «пацифистами» и «пораженцами»? К кому из них вы могли бы примкнуть и почему?
"Оборонцы" были политическими силами, поддерживавшими защиту Отечества и временное прекращение протестов против правительства в условиях войны. "Пацифисты" (политики, такие как Г. Плеханов) также поддерживали оборону страны, но призывали к миру и прекращению на время войны выступлений против власти. "Пораженцы" (большевики, возглавляемые Лениным) призывали к поражению своих правительств в надежде на наступление революции и смену системы.
1. Рассмотрите приведённую в начале параграфа иллюстрацию — картину художника Б. Рыбченкова «1916 год». Что из изображённого на ней свидетельствует об ухудшении жизни народа? 2. В 1915 г. было опубликовано воззвание российских революционеров к рабочим, в котором говорилось: «Если передовые элементы нашего населения откажутся принимать участие в обороне России вплоть до того времени, когда падёт наше нынешнее правительство, то они тем самым отдалят время его падения. <...> Положение таково, что к свободе нам нельзя прийти иначе, как идя по пути национальной самообороны. <...> Поражение России в борьбе с Германией явилось бы также поражением её в борьбе за свободу». Какая позиция по отношению к войне (оборончество, пацифизм, пораженчество) отражена в данном заявлении? Кто из лидеров российских социалистов её отстаивал?
В данном заявлении отражена позиция "пораженчества". Авторы призывают "передовые элементы" населения принимать участие в обороне России до падения нынешнего правительства. Это означает, что они поддерживают идею поражения России в борьбе с Германией, считая, что только так можно достичь свободы. Эту позицию отстаивали большевики, в частности В. Ленин. 3. В начале Первой мировой войны большинство населения России положительно отнеслось к решению Николая II оказать поддержку Сербии. Почему к концу 1916 г. отношение к войне значительно изменилось? В чём восприятие войны обществом в России совпадало с европейскими общественными настроениями?
В начале войны русское население положительно отнеслось к решению поддержать Сербию, видя в этом защиту славянского брата. Однако к концу 1916 года ситуация изменилась из-за неудач на фронте, роста антивоенных настроений и экономических трудностей. Общественное восприятие войны в России начало совпадать с европейскими общественными настроениями, где люди стали видеть войну как бесперспективную и разрушительную.
4. Сравните ход и характер Русско-японской войны и Первой мировой войны, а также условия (внешнеполитические, внутриполитические и экономические), в которых они проходили. Укажите черты сходства (не менее трёх) и различия (не менее четырёх).
Сходства Русско-японской войны и Первой мировой войны:
В обоих конфликтах Россия столкнулась с серьезными военными проблемами, имевшими значительные экономические и социальные последствия. Оба конфликта привели к обострению внутриполитических проблем и национальных настроений в России. Различия Русско-японской войны и Первой мировой войны: Русско-японская война была ограниченным конфликтом, в то время как Первая мировая война была мировым конфликтом с участием многих стран. Русско-японская война была короткой и закончилась поражением России, в то время как Первая мировая война была длительной и имела разнообразные исходы для разных стран. Условия, в которых проходили эти войны, были различными: в Русско-японской войне Россия столкнулась с проблемами внешней политики в Азии, в то время как Первая мировая война была глобальным конфликтом с более сложными экономическими и политическими факторами.
5*. Существует следующая точка зрения: «К концу 1916 г. стало очевидным, что Россия исчерпала возможности вести военные действия до победы в Первой мировой войне». Опираясь на исторические факты, приведите 2—3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же аргументов, направленных против неё.
Позиция о том, что Россия исчерпала возможности вести военные действия до победы в Первой мировой войне, имеет свои аргументы:
Продолжительная война привела к истощению экономических ресурсов и увеличению военных усилий, что ухудшило положение на фронте. Нарастание антивоенных настроений в обществе и в армии, а также массовые дезертирства и проявления недовольства, свидетельствовали о кризисе военной мобилизации и боеспособности. Экономические трудности, дефицит продовольствия и инфляция привели к социальным беспорядкам и протестам, что осложнило ведение войны.
Аргументы против данной позиции: Военная промышленность России продолжала развиваться и увеличивать производство оружия и снаряжения. Страны Антанты продолжали оказывать поддержку России, предоставляя финансовую и военную помощь. Несмотря на сложности на фронте, Россия сохраняла большие ресурсы и военный потенциал для продолжения борьбы.
6. Подготовьте сообщение (презентацию) о положении в одной из отраслей народного хозяйства России в 1914—1916 гг. (сельское хозяйство, военная промышленность, лёгкая промышленность, топливная промышленность, железнодорожный транспорт и др.) на территории вашего региона. 7*. Составьте сложный план (не менее трёх пунктов с детализирующими их подпунктами) по теме «Власть и общество в России в 1914—1916 гг.».
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) речь П. Милюкова на заседании Государственной думы «Глупость или измена?»;
2) образование «Прогрессивного блока»;
3) геноцид армян в Османской империи;
4) создание Всероссийского земского союза;
5) Циммервальдская международная конференция.
Речь П. Милюкова на заседании Государственной думы «Глупость или измена?» - 1916 год. Создание Всероссийского земского союза - 1906 год. Геноцид армян в Османской империи - начался в 1915 году. Циммервальдская международная конференция - 1915 год. Образование «Прогрессивного блока» - август 1915 года.
Раскройте смысл понятия «Прогрессивный блок». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Понятие "Прогрессивный блок" относится к межпартийной коалиции, созданной в августе 1915 года в Государственной думе Российской империи. Этот блок объединил депутатов разных парламентских фракций с целью критики действий правительства и решения важных национальных вопросов в условиях Первой мировой войны.
1. Кто и когда произнёс данную речь? Как на неё отреагировали власти?
2. Какие проблемы подняты выступающим? Согласны ли вы с ним? Своё мнение аргументируйте.