Каким образом СССР готовился к отражению нападения Германии?
СССР готовился к отражению нападения Германии путем ряда мероприятий и подготовок:
Укрепление вооруженных сил: В СССР производилась массовая мобилизация, что привело к увеличению численности Красной Армии. Была модернизирована техника, включая танки, авиацию и артиллерию.
Укрепление фронтовой обороноспособности: Вдоль границ СССР были созданы укрепленные районы с оборонительными сооружениями, а также проведено укрепление пограничных зон.
Военные учения и тренировки: Военные учения проводились для тренировки военного персонала и повышения боеспособности армии.
Развитие военной промышленности: Промышленные предприятия были переориентированы на производство военной техники и оборудования.
1. В какой момент советское руководство решило взять под защиту население Западной Украины и Западной Белоруссии?
Советское руководство решило взять под защиту население Западной Украины и Западной Белоруссии 17 сентября 1939 года, когда части Красной Армии перешли восточную границу Польши и заняли указанные территории. Это произошло в результате мощного германского наступления на Польшу и бездействия англичан и французов на Западном фронте, и эти события были частью советско-германского договора о ненападении, подписанного 23 августа 1939 года.
2. Каким образом Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР?
Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР в результате договора о дружбе и границе между СССР и Германией, который был окончательно урегулирован 28 сентября 1939 года. Этот договор определил новые границы между СССР и Германией, а также согласно секретному протоколу, Германия согласилась признать сферой интересов Советского Союза Литву.
1. Сформулируйте причины советско-финляндской войны и её итоги.
Причины советско-финляндской войны 1939–1940 гг. включали:
Стремление СССР обеспечить свою безопасность и защитить Ленинград от возможных угроз, так как Финляндия располагалась всего в 32 км от Ленинграда. Несогласие Финляндии с предложениями СССР об обмене территории Карельского перешейка на более обширные территории советской Карелии. Политические разногласия и недовольство СССР внешней политикой Финляндии, в том числе с её сотрудничеством с Германией. Итоги войны:
СССР достиг своих целей и приобрёл территории Карельского перешейка, Выборга и другие прилегающие территории, укрепив свою оборону в этом регионе. Финляндия потеряла часть своей территории, но осталась независимой и сохранила свою систему правительства.
2. Перечислите международные и внутренние последствия советско-финляндской войны для СССР.
Международные и внутренние последствия советско-финляндской войны для СССР включали:
Ухудшение отношений СССР с Англией и Францией, что осложнило сотрудничество со странами Запада в борьбе с нацистской Германией. Исключение СССР из Лиги Наций, что ухудшило его международное положение и привело к изоляции на мировой арене. Политический урок для советского руководства о необходимости реформирования и укрепления Красной Армии и подготовки к военным действиям. Получение стратегически важных территорий на границе с Финляндией, что укрепило оборону СССР, но также повлекло за собой необходимость внутренних изменений и улучшения вооружённых сил.
Охарактеризуйте обстоятельства вхождения в СССР Прибалтики и Бессарабии.
Обстоятельства вхождения в СССР Прибалтики и Бессарабии можно охарактеризовать следующим образом:
Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония):
После разгрома Франции и ожидания возможной агрессии Германии в этом направлении, советское правительство предъявило Прибалтийским государствам требования о смене правительств, проведении демократических парламентских выборов и размещении советских войск на их территориях. В июле 1940 года Литва, Латвия и Эстония были провозглашены советскими республиками и выразили желание вступить в состав Советского Союза.
Бессарабия и Северная Буковина: Советское руководство потребовало от Румынии возвратить СССР Бессарабию, которая была отторгнута от России в 1918 году, и передать Северную Буковину. Под давлением и угрозой военной агрессии Румыния согласилась с этими требованиями, и в результате Бессарабия и Северная Буковина вошли в состав СССР. Была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика, объединившая Бессарабию с Молдавской автономной республикой, которая ранее входила в состав УССР.
Почему начали обостряться отношения между Германией и СССР?
Отношения между Германией и СССР начали обостряться по ряду ключевых причин:
Стремление Гитлера к восточному экспансионизму: Гитлер видел в восточных территориях, включая Советский Союз, источник ресурсов и место для "германской германизации." Он намеревался использовать эти территории для обеспечения потребностей своей нации и укрепления своей власти.
Соревнование за влияние в Восточной Европе: Германия и СССР конкурировали за влияние и контроль в Восточной Европе, особенно в странах, которые оказались под влиянием одной из этих держав после разделения Польши в 1939 году.
Политические разногласия и нарушение советско-германских договоров: Несмотря на советско-германский пакт о ненападении (Молотов-Риббентроп), Гитлер начал нарушать его условия, включая вторжение в Польшу и другие европейские страны. Это создало недовольство в советском руководстве.
Территориальные амбиции: Германия стремилась к захвату стратегически важных территорий, таких как Карельский перешеек и далее в Советский Союз, что вызывало опасения в Москве о потенциальной угрозе советской безопасности.
Экономическая и военная подготовка: Германия активно подготавливалась к войне с СССР, собирая огромное количество вооружений и солдат на восточных границах. Это вызывало тревогу и подозрения в СССР относительно намерений Германии.
1. Какие меры предпринимало советское руководство по укреплению обороноспособности страны накануне войны?
Советское руководство предпринимало ряд мер по укреплению обороноспособности страны накануне войны:
Расширение промышленной базы: СССР создал новые предприятия, включая "заводы-дублёры," и развивал промышленность, особенно на Востоке страны, чтобы увеличить производство военной техники и оборудования.
Военные наркоматы: Введение наркоматов (министерств) по авиапромышленности, вооружения, боеприпасам и судостроению улучшило организацию и координацию военного производства.
Строительство оборонительных сооружений: Вдоль западной границы СССР строились оборонительные сооружения, чтобы укрепить позиции в случае нападения.
Развитие новых видов вооружений: В предвоенные годы были разработаны новые образцы вооружений, включая самозарядные винтовки, крупнокалиберные пулеметы и современные самолеты и танки, такие как Т-34 и Ил-2.
Закон о всеобщей воинской обязанности: Принятие этого закона перевело страну на кадровую систему комплектования вооруженных сил, что позволило значительно увеличить численность армии.
Увеличение численности войск: К численности Красной Армии и Военно-морского флота стремительно прибавлялось, включая призыв дополнительных резервистов перед началом войны.
2. Какие изменения в Красной Армии произошли в предвоенные годы? Как они повлияли на обороноспособность страны?
В предвоенные годы произошли следующие изменения в Красной Армии:
Восстановление механизированных корпусов: Главной ударной силой сухопутных войск были восстановлены механизированные корпуса, что усилило мобильность и огневую мощь армии.
Развитие военной техники: Войска получили новые и усовершенствованные виды вооружений, включая современные танки, самолеты и пулеметы, что повысило их боевую эффективность.
Расширение численности: Красная Армия значительно увеличила численность, что увеличило её потенциал для мобилизации в случае войны.
Повышение квалификации командиров: Устранялись недочеты в организации и обучении вооруженных сил, что улучшило боевую подготовку.
Почему было сложно установить точную дату предполагаемого нападения Германии на СССР?
Сложности в установлении точной даты предполагаемого нападения Германии на СССР были обусловлены несколькими факторами:
Информационная неопределенность: Информация, поступавшая от разведывательных источников, была противоречивой и подвержена разным интерпретациям. Постоянные манипуляции Гитлера и его аппарата с целью маскировки наступления делали анализ сведений сложным.
Дипломатические маневры: Гитлер проводил дипломатические игры, например, приглашая Молотова в Берлин и подписывая с ним пакт о ненападении в 1939 году. Эти маневры создавали ложное впечатление о возможности поддержания мира.
Политические мотивы: Сталин надеялся, что Германия может не рисковать нападением на СССР, если она сохранит мир с Великобританией. Эта надежда давала повод рассчитывать на более долгосрочные программы военного строительства.
Тактика Германии: Германия использовала тактику внезапных нападений в предыдущих военных кампаниях (Польша, Франция), что создавало непредсказуемость в её действиях
1. Сформулируйте не менее трёх основных внешнеполитических задач, которые ставил перед СССР И. Сталин в 1939 г. Приведите не менее трёх примеров попыток военного или дипломатического решения этих задач в 1939—1940 гг.
Основные внешнеполитические задачи Сталина в 1939 году:
a. Обеспечение безопасности с западной границы СССР: Сталин стремился избежать нападения со стороны Германии, поэтому важной задачей было поддержание нейтралитета Германии или даже заключение договора о ненападении.
b. Расширение сферы влияния и обеспечение безопасности на западных границах: СССР стремился к увеличению влияния в Финляндии и в Восточной Европе.
c. Стремление к укреплению взаимоотношений с Великобританией и Францией: Сталин пытался добиться обещаний о содействии со стороны западных держав в случае агрессии Германии.
Примеры попыток решения этих задач:
a. Подписание Советско-германского пакта о ненападении (Молотов-Риббентроп) в августе 1939 года.
b. Вторжение советских войск в прибалтийские страны и Финляндию в 1939—1940 гг. для обеспечения контроля и безопасности на западных границах.
c. Участие СССР в тройственном пакте с Германией и Италией в сентябре 1940 года.
2. Заполните в тетрадях таблицу «Подготовка СССР к войне».
"Подготовка СССР к войне":
Конкретные цели: Обеспечение обороноспособности страны и подготовка к возможному конфликту с Германией.
Действия советского руководства:
a. Внесение существенных изменений в структуру и численность вооруженных сил: увеличение численности армии и флота, создание новых видов вооружений (танки Т-34, самолеты Як-1, МиГ-3, Ил-2), формирование механизированных корпусов.
b. Расширение военной промышленности: строительство военных предприятий, увеличение производства военной техники и оборудования.
c. Укрепление оборонительных позиций на западных границах: строительство укреплённых районов и оборонительных сооружений.
3. Среди современных историков существуют споры по поводу даты начала Второй мировой войны. Возможными датами начала войны называют аншлюс Австрии в 1938 г., нападение Японии на Китай в 1937 г., Мюнхенский договор 1938 г., нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. Как вы думаете, почему этот вопрос стал особенно часто подниматься в последние годы? Проанализируйте каждый из приведённых вариантов с точки зрения ответственности тех или иных стран за развязывание войны.
Споры о дате начала войны возникли из-за разных точек зрения и интересов:
Аншлюс Австрии (1938 г.) и Мюнхенский договор (1938 г.) фактически предшествовали нападению на Польшу и считаются первыми актами агрессии, но не привели к широкомасштабной войне.
Нападение Японии на Китай (1937 г.) в Азии также явилось актом агрессии, но в Европе война началась позже.
Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 года стало формальным началом войны в Европе и привело к вступлению Великобритании и Франции в войну.
4. Существует следующая точка зрения: «СССР успешно готовился к отражению агрессии Германии». Используя исторические факты, приведите 2—3 аргумента, подтверждающих данную точку зрения.
СССР успешно готовился к отражению агрессии Германии:
Увеличение численности Красной Армии и Военно-морского флота, что усилило обороноспособность страны.
Создание новых видов вооружений, таких как танки Т-34, что дало СССР техническое преимущество.
Укрепление оборонительных позиций на западных границах, что затруднило германский наступательный прогресс.
5. Почему Советский Союз был исключён из Лиги Наций? Почему эта международная организация не смогла предотвратить начало Второй мировой войны?
Исключение СССР из Лиги Наций и немощь международной организации:
СССР был исключен из Лиги Наций в 1939 году после агрессии против Финляндии, что свидетельствует о недейственности Лиги как инструмента предотвращения конфликтов.
Лига Наций не смогла предотвратить агрессивные действия Германии, Италии и Японии в 1930-х годах, что подчёркивает её ограниченную способность влиять на мировую политику и предотвращать войны.
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) вхождение Прибалтийских государств в СССР;
2) начало советско-финляндской войны;
3) принятие плана «Барбаросса»;
4) начало Второй мировой войны;
5) подписание Договора о дружбе и границе между СССР и Германией.
начало советско-финляндской войны - 30 ноября 1939 г.
подписание Договора о дружбе и границе между СССР и Германией - 28 сентября 1939 г.
начало Второй мировой войны - 1 сентября 1939 г.
принятие плана «Барбаросса» - 18 декабря 1940 г.
вхождение Прибалтийских государств в СССР - 1940 г. (Литва - 15 июня 1940 г., Латвия - 17 июня 1940 г., Эстония - 21 июня 1940 г.)
Раскройте смысл понятия «план „Барбаросса"». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
План "Барбаросса" был кодовым названием немецкой военной операции по нападению на СССР, начавшейся 22 июня 1941 года во время Второй мировой войны. Этот план включал в себя масштабную атаку на Советский Союз и предусматривал разгром советских вооруженных сил, захват ключевых территорий и оккупацию большей части СССР.
1. Почему Сталин считал, что Красная Армия недостаточно готова к современной войне? Какие проблемы в её подготовке и вооружении обсуждались на совещании?
Сталин считал, что Красная Армия недостаточно готова к современной войне из-за нескольких причин:
Недооценка реальных возможностей противника: В начале советско-финской войны, советское руководство недооценило боеспособность Финляндии и ожидало быстрого победного завершения конфликта.
Недостатки в вооружении и технике: Сталин подчеркнул нехватку массовой артиллерии, авиации и танков. Это свидетельствует о необходимости модернизации армии в этих направлениях.
Недостатки в обучении и командном составе: Сталин призвал к созданию квалифицированного командного состава, способного понимать и управлять различными родами войск и современным вооружением.
2. Предположите, в каком направлении осуществлялась реорганизация армии после советско-финляндской войны.
После советско-финской войны осуществлялась реорганизация армии в следующих направлениях:
Увеличение массовой артиллерии: Был уделен приоритет развитию артиллерии как ключевого компонента вооруженных сил, в том числе массового производства артиллерийских орудий.
Укрепление авиации и танковых войск: Сталин призывал к созданию массовых сил авиации и танков, оборудованных броней. Это привело к увеличению производства боевых самолетов и танков.
Внимание к командному составу: Сталин подчеркнул необходимость образования и обучения высококвалифицированных офицеров, способных эффективно управлять современным оружием и войсками.
Повышение общей боеспособности: Реорганизация и модернизация армии были направлены на повышение боеспособности и готовности Красной Армии к будущим конфликтам, включая подготовку к Великой Отечественной войне.
Итоги главы
6. Определите итоги социально-экономического развития страны в 1930-е гг.
Итоги социально-экономического развития СССР в 1930-е годы:
Индустриализация: В этот период проводились масштабные индустриальные программы, что привело к росту промышленного производства и созданию новых предприятий.
Коллективизация сельского хозяйства: Эта политика привела к формированию колхозов и совхозов, но также вызвала сельскохозяйственные кризисы и голодные бедствия.
Рост образования и культуры: Значительное развитие системы образования и культуры, включая массовые кампании по борьбе с неграмотностью и повышению культурного уровня населения.
7. Расшифруйте аббревиатуры 1920—1930-х гг.: ВКП(б), ВЛКСМ, ОГПУ, НКВД, ГУЛАГ, МТС, ОСОАВИАХИМ, РАПП.
ВКП(б): Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков).
ВЛКСМ: Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи.
ОГПУ: Особое государственное политическое управление.
НКВД: Народный комиссариат внутренних дел.
ГУЛАГ: Главное управление лагерей.
МТС: Машинно-тракторные станции.
ОСОАВИАХИМ: Общество содействия обороне, авиации и химической промышленности.
РАПП: Русская ассоциация пролетарских писателей.
13. Охарактеризуйте динамику развития советско-германских отношений в 1920—1930-е гг. Каковы причины сближения СССР и Германии в 1939 г.?
Динамика советско-германских отношений в 1920—1930-е годы: Начало дипломатических отношений в 1922 году и подписание Рапалльского договора, который содействовал экономическому взаимодействию между СССР и Германией.
Нарастание напряженности в 1930-е годы из-за экономической конкуренции и разногласий по политическим интересам.
Подписание Советско-германского пакта о ненападении (Молотов-Риббентроп) в 1939 году, что установило временное сближение интересов обеих стран.
Причины сближения в 1939 году включали стремление СССР к предотвращению конфликта с Германией и временное взаимное удовлетворение политических интересов обеих сторон.
14. Сделайте вывод о готовности СССР к лету 1941 г. отразить агрессию Германии. Докажите его с помощью фактов (приведите не менее трёх фактов).
Готовность СССР к лету 1941 года отразить агрессию Германии: Увеличение численности и обученности Красной Армии.
Создание новых видов вооружений, таких как танки Т-34 и самолеты Як-1, МиГ-3, Ил-2.
Укрепление оборонительных позиций на западных границах, включая строительство укреплённых районов.
1. Почему В. Ленин настаивал на переходе к новой экономической политике? Кто его поддерживал?
В. Ленин настаивал на переходе к новой экономической политике (НЭП) из-за необходимости восстановления экономики страны после Гражданской войны и войны с внешними агрессорами. Экономика страны была разорена, продовольственный кризис угрожал голодом, а крестьянство, как крупный слой населения, нужно было привлечь к восстановлению производства. Ленин поддерживал НЭП как временную меру, чтобы обеспечить экономическое оживление и укрепление Советской власти. Его поддерживали те, кто разделял его взгляды на необходимость компромисса с крестьянством и частным предпринимательством для достижения стратегических целей партии.
2. Как относилось большинство членов партии к нэпу в 1921 г.? Объясните почему.
Большинство членов партии в 1921 году относилось к НЭПу скептически или с опаской. Это объясняется идеологическими разногласиями в партии и опасениями относительно усиления капиталистических элементов в экономике. Многие внутри партии считали, что НЭП может увести страну от марксистских идеалов. Однако под угрозой отставки Ленин сумел убедить большинство в необходимости НЭПа для временной стабилизации и восстановления экономики после тяжелых потрясений.
3. Каковы основные черты нэпа? Каковы были результаты?
1. Что заставило И. Сталина написать письмо на имя В. Ленина?
Письмо И. Сталина на имя В. Ленина было написано из-за осложнения отношений между центром (Московским государством) и окраинами (различными национальными республиками) в рамках РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики). В письме Сталин выражал свою тревогу по поводу недостаточной автономии республик и необходимости пересмотра отношений между ними и Московским центром.
2. Как Сталин предлагал решать проблемы в отношениях между центром и окраинами?
Сталин предлагал два варианта решения проблемы. Первый вариант предполагал полную независимость республик, включая собственные внешние и внутренние органы управления, свой Наркомат внешних дел, Внешторг, Концессионный комитет и другие атрибуты государственного суверенитета. Второй вариант предлагал сохранить формальную принадлежность республик к РСФСР, но при этом предоставить им широкую автономию по многим важным сферам управления, включая культуру, образование, судебную систему.
3. Какую позицию занимал Ленин? Чья точка зрения возобладала?
Ленин в начале 1920-х годов поддерживал и проводил политику национальной автономии и уважения культурных и национальных особенностей различных народов в рамках РСФСР. Однако, в данном случае, Ленин поддержал позицию Сталина, считая, что необходимо учитывать формальные аспекты и конституционные нормы, но при этом подчеркивая необходимость действительной автономии республик. Позиция Ленина, поддержанная Сталиным, была принята, и были предприняты шаги по пересмотру отношений между центром и окраинами, что привело к созданию новой Федерации ССР (Союза Советских Социалистических Республик) в 1922 году.
1. По каким причинам происходила борьба в руководстве ВКП(б) в 1928— 1929 гг.?
Борьба в руководстве ВКП(б) в 1928-1929 годах происходила из-за разногласий относительно экономической политики страны. Основным спорным вопросом был характер экономических преобразований в СССР. Сталин и его сторонники поддерживали индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства, в то время как группа Бухарина и лидеры "правого уклона" выступали за более постепенные и мягкие методы развития экономики, учитывая интересы крестьянства.
2. В чём заключалась позиция лидеров «правого уклона»? Почему группа Бухарина не признавала ошибочность своей позиции до ноября 1929 г.?
Лидеры "правого уклона", включая Бухарина, придерживались позиции о "саморазвитии" сельского хозяйства и уважении кулаков (богатых крестьян), а также ограничения коллективизации. Группа Бухарина не признавала ошибочность своей позиции до ноября 1929 года, вероятно, из-за страха перед конфликтом внутри партии и потерей влияния.
3. Что заставило Бухарина, Рыкова и Томского признать свои ошибки в ноябре 1929 г.?
Группа Бухарина, Рыкова и Томского признала свои ошибки в ноябре 1929 года под давлением партийного руководства, в частности, Сталина и его сторонников. Вероятно, они осознали, что их позиция не находит широкой поддержки в партии, и решили изменить свое мнение, чтобы избежать политической изоляции или исключения из партии.
4. В чём заключаются последствия победы Сталина и его сторонников над «правым уклоном»?
Победа Сталина и его сторонников над "правым уклоном" привела к усилению индустриализации и коллективизации, а также к более жесткой политике в отношении "классовых врагов." Эта победа также укрепила позицию Сталина в партии и сделала его единоличным лидером в будущем.
1. Каково было отношение рабочих к труду? Какими мотивами они руководствовались?
2. Насколько материальное поощрение являлось стимулом к труду в 1930-е гг.? Ответ аргументируйте со ссылками на фрагменты из воспоминаний. 3. В каких условиях трудились рабочие в 1930-е гг.? Как эти условия влияли на производительность труда?
1. Как называется данная статья? Кто её автор? Где и когда она была опубликована?
2. С какими трудностями столкнулась коллективизация советской деревни?
3. К каким последствиям привела публикация данной статьи?
1. Какими были результаты первой пятилетки? Каким образом индустриализация была связана с коллективизацией?
2. Как проводилось раскулачивание? Против кого оно было направлено?
3. Допускались ли перегибы при раскулачивании? Какие последствия для развития сельского хозяйства это имело?
1. О каком явлении идёт речь в дневнике?
2. Почему автор записывал свои мысли именно в дневник, а не выразил сомнения в печати?
3. Мог ли автор, на ваш взгляд, сделать подобную запись в 1939 г.? Свой ответ объясните.
1. Как изменилось отношение официального руководства в 1930-е гг. к российской истории?
2. Чем было вызвано обращение Сталина и его окружения к патриотическим идеям?
Отвечало ли введение советских войск на территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и Молдавии в 1939—1940 гг. национально-государственным интересам СССР и интересам народов, населявших эти территории?
1. Рассмотрите иллюстрации и выполните задание. Какие события отражает каждая из них?
2. Расположите иллюстрации в хронологической последовательности, аргументировав свой вариант.