Каким образом СССР готовился к отражению нападения Германии? 1. В какой момент советское руководство решило взять под защиту население Западной Украины и Западной Белоруссии? 2. Каким образом Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР? 1. Сформулируйте причины советско-финляндской войны и её итоги. 2. Перечислите международные и внутренние последствия советско-финляндской войны для СССР. Охарактеризуйте обстоятельства вхождения в СССР Прибалтики и Бессарабии. Почему начали обостряться отношения между Германией и СССР? 1. Какие меры предпринимало советское руководство по укреплению обороноспособности страны накануне войны? 2. Какие изменения в Красной Армии произошли в предвоенные годы? Как они повлияли на обороноспособность страны? Почему было сложно установить точную дату предполагаемого нападения Германии на СССР? 1. Сформулируйте не менее трёх основных внешнеполитических задач, которые ставил перед СССР И. Сталин в 1939 г. Приведите не менее трёх примеров попыток военного или дипломатического решения этих задач в 1939—1940 гг. 2. Заполните в тетрадях таблицу «Подготовка СССР к войне». 3. Среди современных историков существуют споры по поводу даты начала Второй мировой войны. Возможными датами начала войны называют аншлюс Австрии в 1938 г., нападение Японии на Китай в 1937 г., Мюнхенский договор 1938 г., нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. Как вы думаете, почему этот вопрос стал особенно часто подниматься в последние годы? Проанализируйте каждый из приведённых вариантов с точки зрения ответственности тех или иных стран за развязывание войны. 4. Существует следующая точка зрения: «СССР успешно готовился к отражению агрессии Германии». Используя исторические факты, приведите 2—3 аргумента, подтверждающих данную точку зрения. 5. Почему Советский Союз был исключён из Лиги Наций? Почему эта международная организация не смогла предотвратить начало Второй мировой войны? Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1) вхождение Прибалтийских государств в СССР; 2) начало советско-финляндской войны; 3) принятие плана «Барбаросса»; 4) начало Второй мировой войны; 5) подписание Договора о дружбе и границе между СССР и Германией. Раскройте смысл понятия «план „Барбаросса"». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия. 1. Почему Сталин считал, что Красная Армия недостаточно готова к современной войне? Какие проблемы в её подготовке и вооружении обсуждались на совещании? 2. Предположите, в каком направлении осуществлялась реорганизация армии после советско-финляндской войны. Итоги главы 6. Определите итоги социально-экономического развития страны в 1930-е гг. 7. Расшифруйте аббревиатуры 1920—1930-х гг.: ВКП(б), ВЛКСМ, ОГПУ, НКВД, ГУЛАГ, МТС, ОСОАВИАХИМ, РАПП. 1 3. Охарактеризуйте динамику развития советско-германских отношений в 1920—1930-е гг. Каковы причины сближения СССР и Германии в 1939 г.? 1 4. Сделайте вывод о готовности СССР к лету 1941 г. отразить агрессию Германии. Докажите его с помощью фактов (приведите не менее трёх фактов). 1. Почему В. Ленин настаивал на переходе к новой экономической политике? Кто его поддерживал? 2. Как относилось большинство членов партии к нэпу в 1921 г.? Объясните почему. 3. Каковы основные черты нэпа? Каковы были результаты? 1. Что заставило И. Сталина написать письмо на имя В. Ленина? 2. Как Сталин предлагал решать проблемы в отношениях между центром и окраинами? 3. Какую позицию занимал Ленин? Чья точка зрения возобладала? 1. По каким причинам происходила борьба в руководстве ВКП(б) в 1928— 1929 гг.? 2. В чём заключалась позиция лидеров «правого уклона»? Почему группа Бухарина не признавала ошибочность своей позиции до ноября 1929 г.? 3. Что заставило Бухарина, Рыкова и Томского признать свои ошибки в ноябре 1929 г.? 4. В чём заключаются последствия победы Сталина и его сторонников над «правым уклоном»? 1. Каково было отношение рабочих к труду? Какими мотивами они руководствовались? 2. Насколько материальное поощрение являлось стимулом к труду в 1930-е гг.? Ответ аргументируйте со ссылками на фрагменты из воспоминаний. 3. В каких условиях трудились рабочие в 1930-е гг.? Как эти условия влияли на производительность труда? 1. Как называется данная статья? Кто её автор? Где и когда она была опубликована? 2. С какими трудностями столкнулась коллективизация советской деревни? 3. К каким последствиям привела публикация данной статьи? 1. Какими были результаты первой пятилетки? Каким образом индустриализация была связана с коллективизацией? 2. Как проводилось раскулачивание? Против кого оно было направлено? 3. Допускались ли перегибы при раскулачивании? Какие последствия для развития сельского хозяйства это имело? 1. О каком явлении идёт речь в дневнике? 2. Почему автор записывал свои мысли именно в дневник, а не выразил сомнения в печати? 3. Мог ли автор, на ваш взгляд, сделать подобную запись в 1939 г.? Свой ответ объясните. 1. Как изменилось отношение официального руководства в 1930-е гг. к российской истории? 2. Чем было вызвано обращение Сталина и его окружения к патриотическим идеям? Отвечало ли введение советских войск на территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и Молдавии в 1939—1940 гг. национально-государственным интересам СССР и интересам народов, населявших эти территории? 1. Рассмотрите иллюстрации и выполните задание. Какие события отражает каждая из них? 2. Расположите иллюстрации в хронологической последовательности, аргументировав свой вариант.