menu
person


ГДЗ по истории 10 класс 1914-1945 годы учебник Мединский, Торкунов § 19. «Великий перелом»



Каким образом Советскому Союзу удалось осуществить форсированную индустриализацию?

1. Почему Сталин выступил за переход от нэпа к индустриализации?

Экономическая самостоятельность: Сталин видел необходимость в создании экономической самостоятельности страны. Индустриализация считалась ключевым фактором для укрепления экономики и обеспечения государственной безопасности.
Подготовка к войне: В условиях грозящей опасности со стороны Запада, Сталин видел важность укрепления промышленности для подготовки к возможной войне и обеспечения обороноспособности.

2. Какие ещё взгляды на выход страны из кризиса существовали в партии?

Троцкий и индустриализация: Лев Троцкий поддерживал идею "перманентной революции" и призывал к более быстрой и радикальной индустриализации.
Бухарин и продолжение НЭПа: Николай Бухарин выступал за продолжение Новой экономической политики (НЭП), сосредоточив внимание на поддержке крестьянства и развитии сельского хозяйства.

3. Почему победил сталинский курс?

Идеологическая борьба: Сталин проводил активную идеологическую борьбу против оппозиционных взглядов, подчёркивая необходимость социалистической индустриализации для достижения коммунистических идей.
Консолидация власти: Сталин смог консолидировать свою власть и устранить конкурентов, укрепив свою роль в партии и правительстве.
Приоритет обороны: В условиях приближающейся угрозы со стороны нацистской Германии, идеи Сталина о быстрой индустриализации получили поддержку среди партийных и военных кругов, так как она поддерживала стратегический приоритет оборонного потенциала страны.

1. Когда был взят курс на индустриализацию? На что был нацелен первый пятилетний план?

Курс на индустриализацию: Решение о переходе к индустриализации было принято на XIV съезде ВКП(б) в конце 1925 года.
Главной целью было первоочередное развитие тяжёлой и оборонной промышленности. Это было направлено на обеспечение экономической независимости, особенно в условиях угрозы военного конфликта с капиталистическими государствами.

2. Каковы были основные источники осуществления индустриализации?

Мобилизация внутренних ресурсов: В условиях отсутствия внешних источников финансирования, индустриализация была возможна только путем мобилизации внутренних ресурсов. Это включало ограничение и вытеснение частной торговли и предпринимательства.

Внешняя торговля: Доходы от внешней торговли, включая экспорт зерна, леса, пушнины, золота, использовались для закупки станков и оборудования. Это был важный источник валютных поступлений.

Налогообложение и займы: Увеличивалось налогообложение, а займы у населения стали важным инструментом привлечения инвестиций. Первый заём в 1927 году составил почти половину капиталовложений в промышленность.

Что такое «великий перелом»?

"Великий перелом" означал переход от политики Нового экономического положения (НЭП) к мобилизационной экономике, предполагающей максимальную концентрацию ресурсов в руках государства. Этот период пришел к концу 1920-х годов, когда стало ясно, что потенциал развития по принципам НЭП исчерпан. Целью было ускоренное развитие промышленности и сельского хозяйства для обеспечения страны экономической независимостью и готовности к возможному военному столкновению.

Чем вы можете объяснить широкое распространение стахановского движения?

Какие отрасли промышленности в ходе индустриализации получили приоритетное развитие? Почему именно они?

В ходе советской индустриализации, осуществляемой в период I и II пятилеток, приоритетное развитие получили несколько ключевых отраслей промышленности. Это было обусловлено стратегическими целями страны, включая экономическую независимость, подготовку к возможной войне и общее ускоренное развитие.

Тяжелая промышленность: 
Причина: Основной упор делался на развитие тяжёлой промышленности, включая металлургию, машиностроение и энергетику. Эти отрасли считались основой экономики и обороноспособности.
Последствия: Производство стали и металлургии выросло в несколько раз, обеспечивая строительство новых заводов и фабрик. Энергетические проекты, такие как Днепрогэс, играли ключевую роль в обеспечении энергией для индустриализации.
Машиностроение:
 
Причина: Развитие машиностроения было необходимо для создания новых промышленных предприятий и повышения производительности труда. Это также включало в себя производство сельскохозяйственной техники.
Последствия: Введение новых заводов, таких как Саратовский завод сельскохозяйственного машиностроения (Ростсельмаш), способствовало модернизации сельского хозяйства и увеличению производства сельскохозяйственных машин.
Энергетика: 

Причина: Строительство гидроэлектростанций, в том числе Днепрогэс, было важным компонентом индустриализации. Обеспечение страны энергией было критически важным для развития промышленности.
Последствия: Увеличение производства электроэнергии способствовало дальнейшему росту производства и поддерживало технически сложные проекты.
Сельское хозяйство: 

Причина: Развитие сельского хозяйства было направлено на увеличение производства продуктов и сырья для обеспечения растущей населенности страны и промышленных предприятий.
Последствия: Заводы, такие как Ростсельмаш, способствовали современному сельскому хозяйству и повышению производительности труда.

Подготовьте сообщение о том, каким образом происходило строительство канала Москва — Волга.

Какую роль в индустриализации играл труд заключённых системы ГУЛАГ?

Труд заключённых системы ГУЛАГ играл значительную роль в индустриализации СССР в период первых пятилеток. Вот несколько ключевых аспектов этой роли:

Строительство крупных объектов: 
Примеры: Каналы Беломоро-Балтийский и Москва — Волга, а также другие объекты инфраструктуры.
Роль: Заключённые были задействованы в тяжёлых работах, таких как копка каналов и строительство дорог, что способствовало быстрому развитию транспортной и энергетической инфраструктуры.

 

Использование в промышленности: 
Примеры: Освоение природных богатств, работа в тяжёлых промышленностях.
Роль: Труд заключённых использовался при добыче полезных ископаемых и строительстве новых промышленных предприятий, что способствовало созданию мощной индустриальной базы.

 

Компенсация кадрового дефицита: 
Примеры: Труд заключённых использовался для устранения текучести кадров и смягчения проблем с недостатком рабочей силы.
Роль: В условиях низкой зарплаты и тяжёлых условий труда труд заключённых помогал поддерживать интенсивность строительства и производства.

Проанализируйте данные, представленные в таблице. Какие выводы вы можете сделать?

1.  Каковы были итоги промышленного развития СССР к концу 1930-х гг.?

Создание новых промышленных центров: Развитие промышленности на Востоке страны, появление крупных производств на Урале и в Сибири, включая Магнитогорский и Кузнецкий комбинаты.
Развитие отраслей промышленности: Появление новых отраслей, таких как тракторостроение, авиастроение, автомобилестроение, моторостроение. Развитие химической промышленности, энергетики, станкостроения и других областей.
Инфраструктурные достижения: Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб), открытие первой линии метро в Москве, смена транспортных средств в городах.
Участие иностранных специалистов: Привлечение иностранных специалистов, включая американских инженеров и экспертов от фирмы "Сименс".

2.  Какие изменения в ходе индустриализации произошли в численности и составе рабочего класса?

Социальный состав населения: Значительные изменения в социальном составе населения, более 30% городского населения к концу 1930-х гг.
Подготовка специалистов: Подготовка более 2 миллионов специалистов в вузах и техникумах для различных отраслей хозяйства, формирование советской научно-технической интеллигенции.
Рост численности рабочего класса: К 1940 году численность рабочего класса достигла 29 миллионов человек.
Прорыв в индустриальное общество: Быстрый переход от крестьянской страны к современному индустриальному обществу, изменение профессионального статуса людей за короткий период.

1.   Рассмотрите плакаты в начале параграфа и объясните, с какой целью они выпускались.

2.   Какие задачи была призвана решить форсированная индустриализация? Сформулируйте не менее трёх задач.

Укрепление обороноспособности: Развитие тяжёлой промышленности и производства военной техники для обеспечения страны в условиях предстоящей угрозы войны.
Экономическая независимость: Создание самодостаточной экономики, снижение зависимости от внешних поставок и ресурсов.
Решение социальных проблем: Повышение уровня занятости и жизненного уровня населения через расширение промышленного производства.

3.   Почему кризис 1929—1933 гг. и Великая депрессия практически не затронули советскую экономику?

Плановая экономика: СССР использовал плановую экономику, что позволяло гибко регулировать производство и избегать массовой безработицы.
Автаркия: Сосредоточение на внутреннем рынке и минимизация зависимости от внешних экономических факторов.
Особенности структуры экономики: Высокий уровень государственного контроля позволял реагировать на изменения в экономике и предотвращать кризисные явления.

4.   В параграфе отмечаются возросшие темпы роста городского населения страны в 1930-е гг. Укажите не менее трёх причин, заставлявших жителей деревень переселяться в города.

Индустриализация: Создание новых рабочих мест в городах привлекало крестьян в поисках работы.
Образовательные и технические возможности: Города предоставляли больше образовательных и технических возможностей, что привлекало молодежь.
Сокращение численности крестьянства: Сельское население сокращалось из-за коллективизации и технологических изменений в сельском хозяйстве.

5.   Первая пятилетка прошла под лозунгом «Техника решает всё!». Лозунг II пятилетки — «Кадры решают всё!». О чём они свидетельствуют?

"Техника решает всё!": Подчёркивал акцент на развитии техники и тяжёлой промышленности как основы экономического роста.
"Кадры решают всё!": Свидетельствует о значительном внимании к подготовке квалифицированных кадров, необходимых для управления и развития промышленности и экономики.

6. Сравните развитие промышленности СССР и стран Запада в 1930-е гг. Какие сходства и различия можно найти в этих процессах?

Сходства: Интенсивное развитие тяжёлой промышленности, акцент на автаркии и обороноспособности.
Различия: Западные страны переживали Великую депрессию, что сильно сказывалось на экономике, в то время как СССР продолжал индустриализацию и смог избежать подобных кризисов.

7. Сравните модернизационную политику С. Витте и индустриализацию 1930-х гг. Выделите и назовите общие и отличительные черты.

Общее: Обе направлены на модернизацию экономики через индустриализацию.
Отличия: Подход Витте ориентирован на интеграцию с мировой экономикой, в то время как индустриализация 1930-х в СССР была более автаркической и ориентированной на обеспечение обороноспособности.

Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1)  статья Сталина «Год великого перелома»;

2)  начало «нового курса» Ф. Рузвельта;

3)  отмена карточной системы;

4)  «Шахтинское дело»;

5)  закрытие бирж труда в СССР.

1929 год: Статья Сталина «Год великого перелома».

1933 год: Начало «нового курса» Ф. Рузвельта.

1935 год: Отмена карточной системы.

1937 год: «Шахтинское дело».

1940 год: Закрытие бирж труда в СССР.

Раскройте смысл понятия «пятилетка». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Пятилетка представляет собой плановый период в пять лет, в течение которого государство устанавливает цели и задачи для экономического развития. В истории России примерами пятилеток являются:

1928-1932 годы: Первая пятилетка, призванная провести индустриализацию страны, особенно в сферах тяжёлой промышленности.

1933-1937 годы: Вторая пятилетка, сосредоточившая внимание на дальнейшем развитии промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

1.  Какие задачи стояли перед страной при проведении индустриализации?

Страна ставила перед собой ряд задач при проведении индустриализации, включая создание собственной передовой технической базы для социалистической реконструкции всего народного хозяйства. Это включало в себя развитие промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

2.   Какие значимые результаты I пятилетки отражены в тексте документа?

Из текста можно выделить следующие значимые результаты первой пятилетки:

Успешное выполнение основной задачи пятилетки - создание собственной передовой технической базы.
Быстрое развитие индустрии, транспорта и сельского хозяйства.
Страна выдвинулась в первые ряды наиболее развитых в технико-экономическом отношении.

3.   В чём вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны?

Плюсы:

Быстрое создание промышленной базы для страны.
Повышение технического уровня и экономической мощи.
Минусы:

Жёсткий характер индустриализации привёл к трудностям для населения, включая тяжёлые условия труда и низкие зарплаты.
Использование заключённых и спецпереселенцев вызывает этические и социальные вопросы.
Репрессии в отношении оппозиции и некоторых интеллектуалов вызывают заботы о политических свободах.

Согласны ли вы с приведённой позицией? Свой ответ аргументируйте.

Да, согласен с приведённой позицией.

В период индустриализации в СССР были ускоренные темпы экономического роста, что отражено в тексте. Высокая норма накопления в национальном доходе свидетельствует о направлении значительной части ресурсов на инвестиции и развитие промышленности. Темпы экономического роста в 12—15% в год являются впечатляющими и превосходят показатели других стран того времени.

Сравнение ситуации в СССР с кризисами в США и стагнацией в странах Западной Европы подчёркивает успешность экономической модели Советского Союза в условиях того периода. Использование в основном собственных ресурсов для индустриализации дало стране преимущество и сделало её одной из наиболее быстро развивающихся держав.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 10 класс 1914-1945 годы учебник Мединский, Торкунов Параграф 19

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: