menu
person


ГДЗ по истории 10 класс 1914-1945 годы учебник Мединский, Торкунов § 15. Образование СССР.



Какое значение имело образование СССР?

Образование СССР имело огромное значение как историческое событие и геополитический феномен. Вот ключевые аспекты его значения:

Создание мощной супердержавы: Образование СССР объединило огромные территории и народы, сделав из него одну из двух ведущих супердержав мира вместе с Соединенными Штатами. Эта супердержава играла ключевую роль во второй половине 20 века и влияла на мировые события, начиная с периода Второй мировой войны.

Индустриализация и модернизация: Образование СССР способствовало индустриализации и модернизации большей части территории, ранее отстающей в экономическом развитии. Это позволило стране стать мировой державой в области промышленности, науки и технологии.

Соперничество с Западом: Образование СССР привело к долголетнему холодному военному конфликту между восточным и западным мирами, известному как Холодная война. Это соперничество сформировало геополитическую карту мира и повлияло на внешнюю политику многих стран.

1. Выделите предпосылки образования СССР.

Предпосылки образования СССР включали в себя изменения в политической карте бывшей Российской империи к 1921 году. Большая часть территории состояла из советских республик, таких как РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, а также Хорезмская и Бухарская народные республики в Средней Азии. Некоторые регионы, такие как Латвия, Литва, Эстония, Финляндия и Польша, стали независимыми государствами. Эти изменения в политической обстановке после Первой мировой войны и Гражданской войны способствовали объединению.

2. Какие точки зрения по вопросу о принципах построения единого многонационального государства существовали у большевиков?

Среди большевиков существовали разные точки зрения по вопросу о принципах построения единого многонационального государства. Одна из точек зрения, представленная, например, Иосифом Сталиным, была основана на принципе автономизации, который предусматривал включение советских республик в состав РСФСР.

Другая точка зрения, выдвинутая Владимиром Лениным, настаивала на создании единого государственного союза с равноправием и сохранением суверенных прав каждой республики. Ленин придавал важность расширению прав национальных республик и праву свободного выхода из союза. Это подразумевало возможность дальнейшего расширения Советского государства и присоединения новых республик.

Охарактеризуйте основные положения Конституции СССР 1924 г.

Конституция СССР 1924 года устанавливала основы организации и функционирования Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Вот основные положения этой конституции:

Структура СССР: Конституция определяла, что СССР состоит из союзных республик, включая РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР как первоначальные члены.

Принципы объединения: Конституция подчеркивала принцип добровольности объединения республик в СССР, равноправия республик и их право свободного выхода из Союза. Таким образом, создание и участие в СССР оставалось добровольным для республик.

Структура власти: Конституция устанавливала структуру высших органов власти в СССР, включая Всесоюзный съезд Советов, Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и Всесоюзный Совет Народных Комиссаров (СНК).

Разделение власти: Власть была разделена между центральными органами СССР и союзными республиками. Центральные органы СССР занимались вопросами международного представительства, обороны, пересмотра границ, государственной безопасности, внешней торговли, транспортом, бюджетом, связью и денежным обращением. Союзные республики оставались ответственными за внутренние дела, земледелие, просвещение, юстицию, социальное обеспечение и здравоохранение.

Избирательная система: В конституции была установлена многоступенчатая система выборов делегатов съезда Советов СССР. Избирательные права были ограничены для некоторых категорий граждан, таких как наёмные работники и бывшие полицейские.

Конституции союзных республик: В 1924-1925 годах были приняты конституции союзных республик, которые в основном повторяли положения общесоюзной Конституции, но также могли содержать дополнительные детали и уточнения, специфичные для каждой республики.

Как вы думаете, почему вопросами внешней политики, военных и морских дел, путей сообщения, внешней торговли занимались общесоюзные наркоматы?

Какие изменения происходили в административно-территориальном устройстве СССР в 1920-е гг.?

В 1920-е годы в СССР произошли значительные изменения в административно-территориальном устройстве, которые включали:

Создание областей: На месте бывших губерний были созданы области, которые более точно соответствовали экономическим районам, определенным Госпланом. Это было сделано с целью более эффективного управления и развития регионов.

Образование новых союзных республик: В 1924 году были выделены новые союзные республики из состава Туркестанской АССР, включая Узбекскую ССР и Туркменскую ССР. Также была образована Киргизская автономная область в составе РСФСР.

Реорганизация национальных республик: В сентябре 1924 года часть территорий Хорезмской и Бухарской народных социалистических республик была включена в состав Кара-Киргизской автономной области РСФСР, а другая часть в состав Узбекской и Туркменской ССР.

Создание Молдавской АССР: В составе Украинской ССР была образована Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (Молдавская АССР) на левобережье реки Днестр.

Передача территорий БССР: В 1924-1926 годах РСФСР передала часть своей территории, включая Витебскую, Гомельскую и часть Смоленской губерний, Белорусской Советской Социалистической Республике (БССР).

Образование союзных республик: В 1929 году Таджикистан, ранее входивший в состав Узбекской ССР, получил статус союзной республики.

Роспуск Закавказской Федерации: В 1936 году Закавказская Федерация была распущена, и Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР непосредственно вошли в состав СССР.

Охарактеризуйте основные направления политики коренизации.

Политика коренизации в СССР включала следующие основные направления:

Выращивание местных кадров: Коренизация предполагала продвижение представителей коренных национальностей на руководящие должности в различных областях управления, образования и культуры. Это считалось способом обеспечения республик местными кадрами.

Национально-территориальное устройство: Создание автономий и республик с учетом национально-территориальных признаков, что означало формирование государственных структур национальных республик и обеспечение ими определенной степени автономии.

Языковая политика: Поддержка и развитие местных языков. Это включало в себя искусственное оформление местных языков, внедрение их в систему образования и делопроизводства, а также обязательное изучение этих языков.

Культурное разнообразие: Поддержка и развитие культурных особенностей национальных республик, включая литературу, искусство и национальные обычаи. Это способствовало расширению сферы применения местных культурных ценностей.

Учет национальных интересов: Учитывалась национальная принадлежность при замещении государственных должностей. Например, для занимания определенных должностей было обязательным владение языком местного населения.

1.   Рассмотрите приведённую в начале параграфа картину. Представители каких республик изображены на ней?

2.   Что способствовало объединению советских республик? Что препятствовало этому процессу?

Объединение советских республик в СССР способствовало нескольким факторам. Во-первых, экономическая взаимозависимость различных регионов Российской империи и потребность в координации хозяйственной деятельности. Центр России снабжал другие регионы сырьем, топливом и продукцией, в то время как южные регионы были основными поставщиками ресурсов. Во-вторых, внешнеполитические угрозы и враждебное окружение советских республик способствовали объединению для обеспечения безопасности и коллективной обороны. В-третьих, историческая память народов о существовании Российской империи и желание возродить единое государство также играли роль.

Препятствиями для объединения советских республик были различия в политических и культурных традициях, а также национальные и региональные интересы. Некоторые республики боялись потерять свою автономию и независимость в новом объединении. Существовали также разногласия по вопросам организации власти и распределения полномочий между республиками и центром.

3.   Чем различались позиции Ленина и Сталина по вопросу образования СССР? Почему победила точка зрения Ленина?

Позиции Ленина и Сталина по вопросу образования СССР различались в следующем: Ленин поддерживал принцип равноправия советских республик и признавал право свободного выхода из союза. Он выступал за максимальное уважение национальных интересов. Сталин, с другой стороны, предлагал принцип автономизации, который предусматривал включение республик в состав РСФСР и сокращение их независимости. Победила позиция Ленина, так как ее приняли на Всероссийском съезде Советов в декабре 1922 года, что стало основой для создания СССР.

4.   Какие союзные республики образовали СССР в 1924 г.? Какие принципы взаимоотношений между ними были установлены при создании СССР?

В 1924 году СССР был образован из четырех союзных республик: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. При создании СССР установлены принципы равноправия советских республик, права свободного выхода из Союза, а также принцип открытости для вступления новых советских республик в состав СССР.

5. Докажите, что политика коренизации носила противоречивый характер.

Политика коренизации носила противоречивый характер. С одной стороны, она способствовала национальному строительству и развитию местных культур и языков. С другой стороны, она вызывала конфликты и напряженность между различными национальными группами, особенно там, где национальные интересы сталкивались с интересами русскоязычного населения. Например, в Киргизии произошли столкновения между местным и русским населением в результате земельной реформы.

6. Какое влияние оказало образование СССР на иностранные государства?

Образование СССР оказало значительное влияние на иностранные государства. Оно стало частью мирового политического порядка и вызвало интерес со стороны других стран. Оно также повлияло на международные отношения и геополитическую ситуацию, создав нового супердержавного игрока, Советский Союз, на мировой арене.

Раскройте смысл понятия «коренизация». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Понятие "коренизация" в контексте истории России означает политику, направленную на укрепление и развитие национальных культур и идентичностей народов, проживающих на территории России, а также на усиление влияния местных кадров и языков в различных сферах общественной жизни. Основной целью коренизации было внедрение и распространение национальных культур, языков и образа жизни на местном уровне.

1. Какова форма территориального устройства СССР? На основании чего вы это определили?

Форма территориального устройства СССР определяется как федерация. Это видно из упоминаний о "союзных республиках" и "суверенных правах союзных республик". Также указано, что СССР - это объединение равноправных народов.

2. Какое значение имела статья 4 Конституции СССР 1924 г. для устойчивости вновь созданного государства? Выделите плюсы и минусы этой статьи.

Статья 4 Конституции СССР 1924 года имела важное значение для устойчивости государства, так как она утверждала принцип добровольного объединения и право свободного выхода из Союза для союзных республик. Плюсы этой статьи включают в себя уважение к праву народов на самоопределение и свободу выбора своего политического статуса. Она могла способствовать мирному и согласительному сосуществованию различных национальных групп в составе СССР. Однако минусы включают потенциальную нестабильность и разрывы в союзе, если какая-либо союзная республика решала выйти из СССР, что, как мы знаем из истории, произошло в будущем.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 10 класс 1914-1945 годы учебник Мединский, Торкунов Параграф 15

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: