Как менялась духовная сфера жизни общества после утверждения у власти большевиков? 1. Каковы были взгляды В. Ленина в 1917 г. на государственное устройство России? 2. Как В. Ленин понимал диктатуру пролетариата? 1. Как решалась проблема ликвидации неграмотности? 2. Как вы считаете, какие перемены того времени в сфере образования и науки были позитивными, а какие имели негативные последствия? Почему? К чему призывает и что пропагандирует этот плакат? Почему в эпоху революции и Гражданской войны придавалось большое значение наглядной агитации? Почему было так важно уничтожить старые памятники и заменить их на новые? 1. Как создавалось искусство революционной эпохи? Какую роль в популяризации идей революции сыграли представители советского авангарда? 2. Как творческая интеллигенция реагировала на происходившие в стране перемены? Почему многие деятели науки и культуры оказались в эмиграции? Каковы были мотивы тех из них, кто признал советскую власть и пошёл на сотрудничество с ней? Почему большевики приняли данный декрет? Можно ли сказать, что он позволял реализовать свободу вероисповедания? Свой ответ аргументируйте. 1. Охарактеризуйте взаимоотношения Русской православной церкви и большевиков. Опишите особенности повседневной жизни населения в городах и сельской местности в годы Гражданской войны. Как менялись отношения к большевикам у разных слоёв населения в 1917 — начале 1920-х гг.? 1. Объясните название и смысл картины, приведённой в начале параграфа. 2. Какие мероприятия большевиков в области культуры можно назвать революционными? Назовите не менее трёх таких мероприятий. 3. Что такое пролетарская культура? Решением каких задач занимался Пролеткульт? 4. В чём, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период? Сформулируйте не менее трёх противоречий. 5. Используя дополнительные источники информации, изучите деятельность Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. Какие цели преследовали большевики, борясь с неграмотностью? 6. Подготовьте небольшое сообщение о судьбе и творчестве одного из деятелей культуры в период революции и Гражданской войны (по своему выбору). 7. В чём проявлялось влияние идеологии на искусство в годы Гражданской войны? В каких областях искусства оно было наиболее сильным? Приведите примеры такого влияния. 8. Сделайте группой (распределите роли самостоятельно) презентацию о развитии науки в России в 1917 — начале 1920-х гг. 9. Как развитие культуры России в период революции и Гражданской войны было связано с развитием европейской культуры в то же время? Приведите 2—3 факта. 10. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о повседневной жизни в условиях революции и Гражданской войны на территории вашего региона. Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1) издание декрета СНК «О ликвидации безграмотности»; 2) создание А. Эйнштейном общей теории относительности; 3) издание декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»; 4) опубликование модернистского романа Д. Джойса «Улисс»; 5) первая конференция Пролеткульта. Раскройте смысл понятия «ликбез». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия. Итоги главы 1. Рассмотрите иллюстрации в начале главы. Какие исторические события символизируют эти картины? По каким признакам вы это определили? 2. Составьте синхронистическую таблицу основных событий на разных фронтах Первой мировой войны. В работе используйте также материал из курса всеобщей истории. 3. Сформулируйте не менее трёх причин, приведших к росту влияния партии большевиков осенью 1917 г. 4. Составьте таблицу, в которой отразите хронику основных событий в России и мире в 1917—1921 гг. Используйте материал из курса всеобщей истории. 5. Какие действия большевиков в 1917—1921 гт. вы считаете оправданными, а какие нет? Аргументируйте свою точку зрения. 6. Расшифруйте аббревиатуры: РКП(б), ЦК, ВРК, ВЦИК, СНК, ВСНХ, ВЧК, РСФСР, РККА, Комуч, ГОЭЛРО. 7. Охарактеризуйте отношение крестьянства к большевикам. Как оно изменялось на протяжении Гражданской войны? С чем это могло быть связано? 8 . Сравните революционный процесс в России в 1917 г. и Ноябрьскую революцию 1918 г. в Германии. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий). 9 . Привлекая дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о книге «Россия во мгле» Г. Уэллса, посетившего Советскую Россию в 1920 г. 1 0. Существует точка зрения, что Брестский мир был необходим большевикам. Опираясь на исторические факты, приведите 2—3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же против неё. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. 1 1. Ознакомьтесь с перечнем государственных и общественных деятелей, назовите, чем они прославились и с какими историческими событиями периода 1914—1922 гг. связаны: Николай II, Г. Львов, А. Керенский, В. Ленин, Н. Бухарин, А. Гучков, Ф. Дзержинский, Г. Зиновьев, М. Родзянко, Л. Каменев, Л. Корнилов, Н. Махно, П. Милюков, Л. Троцкий, В. Чернов. 1 2. Сравните социально-экономическую политику белых и красных в период Гражданской войны. Укажите, что было общим (не менее трёх положений), а что — различным (не менее трёх различий). 13. Напишите эссе по цитате историка А. Сенявского: «Революция 1917 г. не была исторической случайностью, а реализовала наиболее вероятный потенциал развития российского общества со всеми его противоречиями, которые накопила Россия к началу XX века». 14. Проведите дискуссию в классе по теме «Можно ли было избежать Гражданской войны в России?». 15. Используя дополнительные источники информации (дневники, воспоминания), подготовьте сообщение (презентацию) о повседневной жизни в 1914 — начале 1920-х гг. на примере вашего региона. На чьей стороне было численное превосходство? Какая доля населения была мобилизована (сравните по странам)? Как это могло повлиять на общественные умонастроения? Соотнесите численность населения отдельных стран и их потери. Как эти потери влияли на отношение людей к войне? Прочитайте отрывок из воспоминаний П. Милюкова. Выберите верные суждения из приведённого списка. Объясните свой выбор. Назовите два основных органа революционной власти, образовавшиеся в феврале—марте 1917 г. Приведите не менее трёх причин начала революционных событий в феврале 1917 г. 1. Какие два этапа революции выделяет В. Ленин в указанном документе? В чём он видел своеобразие текущего момента? 2. Как Ленин характеризует Временное правительство? Какие основные последствия его деятельности он называет? Какая форма организации власти («тип государства»), по его мнению, должна была быть установлена в России в результате перехода власти к пролетариату и крестьянству? 3. Какие политические задачи ставил Ленин перед партией большевиков? Выскажите предположение, в чём заключалась привлекательность политических и социально-экономических пунктов для рабочих, крестьян, солдат. Какому событию посвящена картина? Почему вы так решили? Объясните, какие детали изображения позволили вам сделать именно такой вывод. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и приведёнными ниже краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие ему характеристики, обозначенные цифрами. Каким событиям посвящён каждый из плакатов? Укажите детали, по которым вам удалось это установить. Какой из плакатов создан противниками большевиков, какой — их сторонниками? Рассмотрите герб РСФСР и объясните его символику. 1. В рамках какой социально-экономической политики России был принят данный декрет? 2. Каков итог реализации этой политики? Выберите один из фильмов о Гражданской войне и подготовьте его характеристику по приведённым ниже параметрам.