menu
person


ГДЗ по истории 10 класс 1914-1945 годы учебник Мединский, Торкунов § 11—12. Идеология и ку


Как менялась духовная сфера жизни общества после утверждения у власти большевиков?

1. Каковы были взгляды В. Ленина в 1917 г. на государственное устройство России?

В 1917 году, непосредственно перед приходом к власти, Владимир Ленин и его сторонники представляли себе будущее государственное устройство России идеалистично. Они верили, что смена буржуазного государства произойдет в форме Советской республики, в которой будет уничтожен чиновничье-бюрократический аппарат, а функции управления будут осуществлять выборные руководители. Они также ожидали, что регулярная армия будет заменена всеобщим вооружением народа, и в конечном итоге произойдет полное "отмирание государства". В это время Ленин и его союзники придерживались идеи идеального коммунистического общества без сильной централизованной власти.

2. Как В. Ленин понимал диктатуру пролетариата?

После прихода к власти В. Ленин осознал, что мгновенный переход к новому обществу невозможен из-за враждебного окружения и сложных обстоятельств. В этой новой реальности Ленин пришел к пониманию, что для построения социализма необходима диктатура пролетариата. Диктатура пролетариата, по его словам, представляла собой упорную борьбу, которая включала в себя различные методы и средства, как насильственные, так и мирные, военные и хозяйственные, педагогические и административные, чтобы противостоять силам и традициям старого общества и содействовать переходу к социализму. Важным элементом этой диктатуры пролетариата была роль коммунистической партии, которой принадлежала полнота политической власти и которая должна была руководить борьбой и строительством социализма.

1. Как решалась проблема ликвидации неграмотности?

Проблема ликвидации неграмотности была одной из важных задач новой власти в Советской России. Для ее решения были предприняты следующие шаги:

Создание Государственной комиссии по просвещению под председательством А. Луначарского, которая занималась разработкой и внедрением мероприятий по ликвидации неграмотности.

Декрет Совнаркома от 26 декабря 1919 года, который обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Неграмотных также могли привлекать к обучению в порядке трудовой повинности.

Установление бесплатного обучения и создание различных образовательных учреждений, включая избы-читальни для сельского населения.

Сокращение рабочего дня на два часа для обучающихся грамоте, работающих по найму, с сохранением заработной платы.

2. Как вы считаете, какие перемены того времени в сфере образования и науки были позитивными, а какие имели негативные последствия? Почему?

К чему призывает и что пропагандирует этот плакат? Почему в эпоху революции и Гражданской войны придавалось большое значение наглядной агитации?

Почему было так важно уничтожить старые памятники и заменить их на новые?

1.  Как создавалось искусство революционной эпохи? Какую роль в популяризации идей революции сыграли представители советского авангарда?

Искусство в революционной эпохе Советской России играло важную роль в популяризации идеологии революции и мобилизации масс. Представители советского авангарда стали активными участниками этого процесса. Искусство этого периода отличалось от традиционных форм и выражалось в различных сферах:

Плакатное искусство: Плакаты стали мощным средством агитации и пропаганды. Художники, такие как В. Дени и Д. Моор, создавали яркие и выразительные плакаты, призывающие к борьбе за революционные идеи.

Монументальное искусство: Большевики активно применяли монументальное искусство для создания памятников революционным деятелям и символам. Эти памятники служили символами новой власти и идеологии.

Литература и поэзия: Поэзия стала средством выражения революционных идей. Стихи В. Маяковского и А. Блока, такие как "Ода революции" и "Двенадцать", отражали энтузиазм и надежду на изменения.

Живопись и скульптура: Художники, такие как К. Петров-Водкин и Б. Кустодиев, создавали произведения, отражающие новую реальность и идеи революции.

2.  Как творческая интеллигенция реагировала на происходившие в стране перемены? Почему многие деятели науки и культуры оказались в эмиграции? Каковы были мотивы тех из них, кто признал советскую власть и пошёл на сотрудничество с ней?

Творческая интеллигенция реагировала на происходившие в стране перемены разнообразно:

Эмиграция: Многие деятели культуры и науки, несмотря на свой выдающийся статус, оказались в оппозиции к большевистской власти и эмигрировали за границу. Их мотивами были разочарование в революции, опасение перед репрессиями, или нежелание сотрудничать с новой властью.

Оставшаяся интеллигенция: Некоторые деятели культуры и науки остались в Советской России, несмотря на непростые условия. Они часто попадали под влияние идеологии и советской политики, но продолжали свою деятельность, пытаясь адаптироваться к новой реальности.

Сотрудничество с властью: Некоторые интеллигенты признали советскую власть и пошли на сотрудничество с ней, внедряя свои исследования и творческие проекты в рамки социалистической идеологии. Их мотивами могли быть убеждения в необходимости участвовать в построении нового общества или желание сохранить свои культурные и научные интересы.

Почему большевики приняли данный декрет? Можно ли сказать, что он позволял реализовать свободу вероисповедания? Свой ответ аргументируйте.

1. Охарактеризуйте взаимоотношения Русской православной церкви и большевиков.

Опишите особенности повседневной жизни населения в городах и сельской местности в годы Гражданской войны.

Недостаток продовольствия: Катастрофический голод охватил всю страну. Недостаток продуктов питания привел к массовому голоданию, и люди вынуждены были искать еду где угодно, включая кустарные промыслы и черный рынок. Пища была часто плохого качества, а некоторые продукты были даже испорчены.

Принудительные работы: Многие люди были вынуждены выполнять тяжелые физические работы, такие как колка льда и очистка железнодорожных путей, чтобы получить продовольствие. Эти работы проводились в суровых погодных условиях и на грани выживания.

Холод и неотапливаемые дома: В городах дома не отапливались из-за отсутствия топлива, и жители использовали небольшие железные печки, называемые "буржуйками", для обогрева. Недостаток дров привел к тому, что часто использовались мебель и даже книги для топки.

Распределение продуктов: Большевики ввели карточную систему распределения продуктов, при этом население было разделено на трудовое и нетрудовое. Трудящиеся получали продукты в больших количествах, в то время как "нетрудовые элементы" получали продовольствие только после удовлетворения нужд трудящихся. Распределение было крайне неравномерным.

Как менялись отношения к большевикам у разных слоёв населения в 1917 — начале 1920-х гг.?

1.     Объясните название и смысл картины, приведённой в начале параграфа.

2.     Какие мероприятия большевиков в области культуры можно назвать революционными? Назовите не менее трёх таких мероприятий.

3.     Что такое пролетарская культура? Решением каких задач занимался Пролеткульт?

Пролетарская культура — это культурное движение, которое стремилось создать новую культуру, отличную от буржуазной культуры, исходя из интересов рабочего класса. Пролеткульт ставил перед собой задачи:

a) Привлечь рабочий класс к культурным и образовательным мероприятиям.

b) Поддержать развитие нового пролетарского искусства и литературы.

c) Бороться с "буржуазными" элементами в культуре и искусстве, считая их враждебными интересам рабочего класса.

4.     В чём, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период? Сформулируйте не менее трёх противоречий.

Противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период включают:

a) Конфликт между стремлением создать новую, пролетарскую культуру и искусство, и уважением к традиционным культурным ценностям.

b) Противоречие между желанием привлечь интеллигенцию и художников к сотрудничеству с режимом и сопротивлением некоторых из них идеологическим ограничениям.

c) Напряженные отношения между разными течениями в искусстве, такими как формалисты, пролетарские писатели и художники, что приводило к конфликтам о том, какое искусство считать "пролетарским."

5. Используя дополнительные источники информации, изучите деятельность Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. Какие цели преследовали большевики, борясь с неграмотностью?

6. Подготовьте небольшое сообщение о судьбе и творчестве одного из деятелей культуры в период революции и Гражданской войны (по своему выбору).

7. В чём проявлялось влияние идеологии на искусство в годы Гражданской войны? В каких областях искусства оно было наиболее сильным? Приведите примеры такого влияния.

Влияние идеологии на искусство в годы Гражданской войны проявлялось в усилении пропагандистских и агитационных элементов в искусстве. Это было особенно заметно в живописи, где создавались картины с политическими и революционными мотивами, а также в театре, где проводились массовые спектакли и мистерии с революционной тематикой. Примером такого влияния может служить картина "Большевик" Б. Кустодиева или постановка спектакля "Мистерия-буфф" по пьесе В. Маяковского.

8. Сделайте группой (распределите роли самостоятельно) презентацию о развитии науки в России в 1917 — начале 1920-х гг.

 9. Как развитие культуры России в период революции и Гражданской войны было связано с развитием европейской культуры в то же время? Приведите 2—3 факта.

Развитие культуры России в период революции и Гражданской войны было связано с развитием европейской культуры в то же время через следующие факты:

a) Многие российские художники и литераторы были под влиянием европейских идей и течений, таких как модернизм и авангард.

b) Российская интеллигенция и художники поддерживали связи с зарубежными коллегами, что позволяло им следить за европейской культурной сценой и вносить свой вклад в нее.

c) Эмиграция российских художников и литераторов в Европу после Гражданской войны способствовала обмену идеями и культурными влияниями между Россией и Европой.

10. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о повседневной жизни в условиях революции и Гражданской войны на территории вашего региона.

Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1)  издание декрета СНК «О ликвидации безграмотности»;

2)  создание А. Эйнштейном общей теории относительности;

3)  издание декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»;

4)  опубликование модернистского романа Д. Джойса «Улисс»;

5)  первая конференция Пролеткульта.

издание декрета СНК «О ликвидации безграмотности» - 26 декабря 1919 года.
создание А. Эйнштейном общей теории относительности - 1915 год.
издание декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» - 23 января 1918 года.
опубликование модернистского романа Д. Джойса «Улисс» - 2 февраля 1922 года.
первая конференция Пролеткульта - 1920 год.

Раскройте смысл понятия «ликбез». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

"Ликбез" (сокращение от "ликвидация безграмотности") был масштабным образовательным проектом, целью которого было искоренение неграмотности в России. Эта кампания включала в себя организацию школ и курсов для взрослых, которые учили граждан чтению и письму. Ликбез был одной из попыток повысить уровень образования в стране и сделать население более грамотным.

Итоги главы

1.   Рассмотрите иллюстрации в начале главы. Какие исторические события символизируют эти картины? По каким признакам вы это определили?

2.   Составьте синхронистическую таблицу основных событий на разных фронтах Первой мировой войны. В работе используйте также материал из курса всеобщей истории.

3.   Сформулируйте не менее трёх причин, приведших к росту влияния партии большевиков осенью 1917 г.

Процесс роста влияния партии большевиков осенью 1917 года можно объяснить следующими причинами:

Взятие власти большевиками после Октябрьской революции в Петрограде и свержение временного правительства создало факт фактической власти у большевиков.

Обещания о прекращении войны и земельной реформе, что позволило большевикам получить поддержку широких слоев населения, включая крестьян.

Активные агитационные кампании и работа большевиков в рабочих и солдатских советах, что позволило им мобилизовать массы в свою поддержку.

4.   Составьте таблицу, в которой отразите хронику основных событий в России и мире в 1917—1921 гг. Используйте материал из курса всеобщей истории.

5.   Какие действия большевиков в 1917—1921 гт. вы считаете оправданными, а какие нет? Аргументируйте свою точку зрения.

6.   Расшифруйте аббревиатуры: РКП(б), ЦК, ВРК, ВЦИК, СНК, ВСНХ, ВЧК, РСФСР, РККА, Комуч, ГОЭЛРО.

РКП(б) - Российская Коммунистическая Партия (большевиков)
ЦК - Центральный Комитет
ВРК - Всероссийская Революционная Комиссия (орган, контролировавший выборы и референдумы)
ВЦИК - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (высший законодательный орган в России)
СНК - Совет Народных Комиссаров (правительство)
ВСНХ - Всероссийский Съезд Советов народного хозяйства (орган, занимавшийся экономическими вопросами)
ВЧК - Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем
РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
РККА - Рабоче-крестьянская Красная Армия
Комуч - Комитет членов Учредительного собрания (противоборствовал большевикам в Гражданской войне)
ГОЭЛРО - Государственная комиссия по электрификации России (проводила индустриализацию страны).

7.   Охарактеризуйте отношение крестьянства к большевикам. Как оно изменялось на протяжении Гражданской войны? С чем это могло быть связано?

8.   Сравните революционный процесс в России в 1917 г. и Ноябрьскую революцию 1918 г. в Германии. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).

9. Привлекая дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о книге «Россия во мгле» Г. Уэллса, посетившего Советскую Россию в 1920 г.

10. Существует точка зрения, что Брестский мир был необходим большевикам. Опираясь на исторические факты, приведите 2—3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же против неё. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

11. Ознакомьтесь с перечнем государственных и общественных деятелей, назовите, чем они прославились и с какими историческими событиями периода 1914—1922 гг. связаны: Николай II, Г. Львов, А. Керенский, В. Ленин, Н. Бухарин, А. Гучков, Ф. Дзержинский, Г. Зиновьев, М. Родзянко, Л. Каменев, Л. Корнилов, Н. Махно, П. Милюков, Л. Троцкий, В. Чернов.

12. Сравните социально-экономическую политику белых и красных в период Гражданской войны. Укажите, что было общим (не менее трёх положений), а что — различным (не менее трёх различий).

13. Напишите эссе по цитате историка А. Сенявского: «Революция 1917 г. не была исторической случайностью, а реализовала наиболее вероятный потенциал развития российского общества со всеми его противоречиями, которые накопила Россия к началу XX века».

14. Проведите дискуссию в классе по теме «Можно ли было избежать Гражданской войны в России?».

15. Используя дополнительные источники информации (дневники, воспоминания), подготовьте сообщение (презентацию) о повседневной жизни в 1914 — начале 1920-х гг. на примере вашего региона.

На чьей стороне было численное превосходство? Какая доля населения была мобилизована (сравните по странам)? Как это могло повлиять на общественные умонастроения? Соотнесите численность населения отдельных стран и их потери. Как эти потери влияли на отношение людей к войне?

Прочитайте отрывок из воспоминаний П. Милюкова. Выберите верные суждения из приведённого списка. Объясните свой выбор.

Из данного отрывка верны следующие утверждения:

Упоминаемые в отрывке события относятся к январю 1917 г. - Верно, отрывок описывает события начала 1917 года.

Описанные в отрывке события происходили в Петрограде. - Верно, речь идет о Таврическом дворце в Петрограде.

Итогом описанных событий явился переход всей власти в руки Совета рабочих и солдатских депутатов. - Верно, отрывок описывает укрепление позиций Совета рабочих и солдатских депутатов.

Назовите два основных органа революционной власти, образовавшиеся в феврале—марте 1917 г. Приведите не менее трёх причин начала революционных событий в феврале 1917 г.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.
Временное правительство России.

Основные причины начала революционных событий в феврале 1917 года:

Неспособность царского режима решать экономические и социальные проблемы страны. Первая мировая война привела к серьезным экономическим трудностям, а на фронте Российская империя терпела поражения и большие потери. Недостаток продовольствия, высокие цены и голод вызвали недовольство среди населения.

Военные поражения и дезертирство. Российская армия столкнулась с серьезными неудачами на фронте, что вызвало массовое дезертирство и недовольство солдат. Солдаты присоединились к протестам и стали одной из ключевых сил революции.

1. Какие два этапа революции выделяет В. Ленин в указанном документе? В чём он видел своеобразие текущего момента?

В. Ленин выделяет два этапа революции в указанном документе:

Первый этап, который дал власть буржуазии из-за недостаточной сознательности и организованности пролетариата.
Второй этап, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства.
Он видел своеобразие текущего момента в переходе от первого этапа к второму, где пролетариат и беднейшие слои крестьянства должны взять власть.

2. Как Ленин характеризует Временное правительство? Какие основные последствия его деятельности он называет? Какая форма организации власти («тип государства»), по его мнению, должна была быть установлена в России в результате перехода власти к пролетариату и крестьянству?

Ленин характеризует Временное правительство как правительство капиталистов, и он разъясняет полную лживость всех его обещаний, особенно относительно отказа от аннексий. Он называет основные последствия деятельности Временного правительства разочарованием иллюзиями и считает, что оно должно перестать быть империалистским правительством.

Ленин также призывает не поддерживать Временное правительство и признает, что большинство Советов рабочих депутатов нашей партии в меньшинстве перед блоком мелкобуржуазных оппортунистических элементов, поддавшихся влиянию буржуазии.

Формой организации власти, которую Ленин предлагает, является "республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху," при устранении полиции, армии и чиновничества.

3. Какие политические задачи ставил Ленин перед партией большевиков? Выскажите предположение, в чём заключалась привлекательность политических и социально-экономических пунктов для рабочих, крестьян, солдат.

Ленин ставил перед партией большевиков следующие политические задачи:

Отказ от поддержки Временного правительства и разъяснение его лживости, особенно в отношении аннексий.

Переход всей государственной власти к Советам рабочих депутатов.

Установление республики Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране.

Устранение полиции, армии и чиновничества.

Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего.

Аграрная программа, включающая конфискацию всех помещичьих земель и национализацию всех земель в стране, с распоряжением землей местными Советами батрацких и крестьянских депутатов.

Слияние всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С.Р.Д.

Переход к контролю со стороны С.Р.Д. за общественным производством и распределением продуктов, не как непосредственная цель, но как шаг к социализму.

Привлекательность этих политических и социально-экономических пунктов заключалась в том, что они предоставляли рабочим, крестьянам и солдатам перспективу участия в управлении страной через Советы, устранение полиции и чиновничества, а также перераспределение земли и контроль над банками, что обещало улучшение их положения и увеличение их власти в обществе.

Какому событию посвящена картина? Почему вы так решили? Объясните, какие детали изображения позволили вам сделать именно такой вывод.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и приведёнными ниже краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие ему характеристики, обозначенные цифрами.

А) - 3) В источнике описано событие, в ходе которого шла речь о роспуске Учредительного собрания.
Б) - 5) Описанное событие вызвало активную поддержку почти всех политических сил России.

Каким событиям посвящён каждый из плакатов? Укажите детали, по которым вам удалось это установить. Какой из плакатов создан противниками большевиков, какой — их сторонниками?

Рассмотрите герб РСФСР и объясните его символику.

Герб РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) был принят в 1918 году и имел следующую символику:

Серп и молот: Эти символы, скрещенные на гербе, представляли собой знак коммунизма и индустриализации. Серп символизировал сельское население и сельское хозяйство, а молот - рабочий класс и индустриальное производство. Вместе они символизировали единство крестьян и рабочих.

Пятиконечная красная звезда: Звезда над серпом и молотом была символом интернационального коммунизма и победы социализма. Пятиконечная звезда также ассоциировалась с международным характером коммунизма.

Пшеничные колосья: Эти элементы, находящиеся под серпом и молотом, символизировали сочетание сельского и промышленного производства, что было важным аспектом экономики РСФСР.

Красный фон: Красный цвет фона был символом социалистической революции и крови, пролитой в борьбе за социализм.

Герб РСФСР отражал идеологию и ценности революции, а также стремление к созданию коммунистического общества в России.

1. В рамках какой социально-экономической политики России был принят данный декрет?

2. Каков итог реализации этой политики?

Выберите один из фильмов о Гражданской войне и подготовьте его характеристику по приведённым ниже параметрам.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 10 класс 1914-1945 годы учебник Мединский, Торкунов Параграф 11-12

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: