С какой целью Екатерина II использовала идеи Просвещения?
Екатерина II использовала идеи Просвещения с целью усиления государственной власти и модернизации России. Она старалась провести реформы в области образования, права и управления, основываясь на принципах разума, рациональности и свободы личности.
Вспомните значение понятий: эпоха Просвещения, «просвещённый абсолютизм», Соборное уложение, «крещёная собственность», губерния, уезд.
Эпоха Просвещения - период в истории Европы, когда в центре внимания находились принципы разума, науки и образования. "Просвещенный абсолютизм" - политический режим, основанный на идеях Просвещения, когда монархи стремились к усилению государственной власти, улучшению условий жизни населения и проведению реформ. Соборное уложение - кодекс законов, изданный в 1649 году, устанавливавший правовые нормы для всей России. "Крещеная собственность" - система землевладения, введенная Петром I, когда земля стала собственностью государства, а крестьяне - ее арендаторами. Губерния и уезд - административно-территориальные единицы России, введенные в 1708 году.
В каких западноевропейских странах и кем проводилась политика «просвещённого абсолютизма»? В чём состояли причины проведения политики «просвещённого абсолютизма»?
Политика "просвещенного абсолютизма" проводилась во многих западноевропейских странах, включая Францию, Пруссию, Австрию, Данию и другие. Эта политика была проведена монархами для усиления государственной власти и модернизации страны, основываясь на принципах разума и науки.
1. Определите, какие новые понятия в сфере государственного управления появились в России при Екатерине И.
При Екатерине II появились новые понятия в сфере государственного управления, такие как "генерал-губернатор", "губернский маршал", "наместник", "сенат", "правительствующий совет". Введены реформы в административно-территориальном делении России.
2. Сравните Екатерину II с одной из предшествующих ей императриц по отношению к государственным делам. Какие качества личности Екатерины II проявились в этом?
По сравнению с предшествующими императрицами, Екатерина II проявила себя как решительный и энергичный правитель, ориентированный на современные идеи Просвещения. Она стремилась к модернизации России, развитию образования и науки, а также к укреплению государства внутри и на международной арене.
3*. На какие источники опиралась Екатерина II в идеологии «просвещённого абсолютизма»? Как взгляды «просвещённой монархини» выразились в «Правилах управления» (см. документ 2)?
Екатерина II опиралась на идеи Просвещения, а также на личный опыт правления и знания западноевропейской культуры. Она выражала свои взгляды в "Правилах управления", где подчеркивала необходимость рационального и эффективного управления государством, а также в своей корреспонденции с деятелями Просвещения, в том числе с Вольтером.
4. Сравните Земские соборы XVI—XVII вв. и Уложенную комиссию. Критерии сравнения определите самостоятельно.
Земские соборы XVI—XVII вв. и Уложенная комиссия были созданы в разные исторические периоды и имели различные цели. Земские соборы были созываны для обсуждения вопросов общенародного значения и имели сугубо консультативный характер. Уложенная комиссия была создана с целью пересмотра государственного устройства России и подготовки нового законодательства. В отличие от Земских соборов, Уложенная комиссия имела более конкретные задачи и более серьезный статус.
5. Почему «Наказ» Уложенной комиссии оказался противоречивым документом?
"Наказ" Уложенной комиссии был противоречивым документом, потому что в нем были закреплены как либеральные, так и консервативные положения. С одной стороны, в "Наказе" отражены идеи Просвещения и стремление к рационализации государственного устройства. С другой стороны, в документе сохранены многие традиционные патриархальные принципы и установления, характерные для феодальной России.
6. Объясните, почему деятельность Уложенной комиссии оказалась безрезультатной.
7. Составьте схему центрального и местного государственного управления, сложившихся в результате губернской реформы. Какие цели преследовала Екатерина II, проводя эти преобразования? Оцените результаты реформы.