menu


ГДЗ по истории России 10 класс Левандовский §26. Культура России второй половины XIX в.




Почему во второй половине XIX в. происходила демократизация культуры? В чём это выражалось?

Расширение доступности образования, распространение книг и газет, появление народных театров и музеев способствовали тому, что культура стала доступной не только дворянам, но и представителям других сословий. Появились библиотеки, народные чтения, развивались реалистические направления в искусстве, направленные на отображение реальной жизни.

Вспомните значение понятий: демократизация, интеллигенция, передвижники.

Демократизация – процесс расширения доступа к культуре, образованию и политике для широких слоев населения.
Интеллигенция – образованный слой общества, занимающийся научной, художественной или просветительской деятельностью.
Передвижники – художники второй половины XIX века, создававшие произведения, отображающие реальную жизнь и социальные проблемы, и организовывавшие передвижные выставки.

Каковы главные достижения культуры России первой половины XIX в.? В чём состояли причины расцвета русской культуры в XIX в.?

Развитие литературы (Пушкин, Лермонтов, Гоголь), живописи (Брюллов, Иванов), музыки (Глинка), философии (Чаадаев, славянофилы и западники), архитектуры (ампир). Причинами расцвета были расширение просвещения, рост интереса к национальной культуре, поддержка искусства со стороны государства и меценатов.

1. В чём заключались успехи системы образования во второй половине XIX в.? Каковы были результаты образовательной политики?

Открывались новые учебные заведения, расширялась сеть гимназий, появлялись женские курсы. Реформы 1860–1870-х годов сделали образование более доступным, повысили уровень грамотности, что привело к увеличению числа специалистов в различных областях.

2. Какую роль в развитии культуры сыграли российские меценаты? Почему благотворительность в России активно проявлялась и развивалась в конце XIX в.?

Меценаты, такие как Третьяков, Морозовы, Мамонтов, финансировали музеи, театры, издание книг. Развитие капитализма позволило богатым промышленникам и купцам поддерживать искусство, что стало проявлением их социальной ответственности и стремления к признанию.

3. Какие выводы можно сделать на основании статистических данных о росте тиражей книг, издательств, библиотек?

Рост числа книг и библиотек говорит о повышении уровня грамотности и интереса к знаниям, распространении идей и более широком участии народа в культурной жизни.

4. Проанализируйте развитие отечественной науки во второй половине XIX в. *Используя знания по всеобщей истории, определите вклад российской науки в развитие мирового научного знания. Какие изменения происходят в российской науке по сравнению с первой половиной XIX в.?

Развитие естественных наук (Менделеев, Павлов), математики (Чебышёв), медицины (Пирогов), техники (Яблочков). Наука становится более прикладной, появляются научные общества и журналы, возрастает международное сотрудничество.

5. Какая точка зрения на роль литературы и искусства в жизни общества и почему утверждается во второй половине XIX в.? Дайте оценку этой теории с позиций нашего современника.

Литература и искусство рассматриваются как способ отражения и преобразования общества. Реализм становится ведущим направлением, так как помогает анализировать социальные проблемы. С современной точки зрения, искусство остаётся важным инструментом формирования мировоззрения, но расширяется за счёт цифровых технологий и массовой культуры.

6. Какие общественные явления и процессы получили отражение в литературе второй половины XIX в.? Какую роль играла литература в жизни общества? Почему художники стремились решать социальные проблемы?

Отражение нашли социальные конфликты, рост капитализма, судьбы «маленького человека», кризис дворянства и рост демократических идей. Литература не только описывала действительность, но и формировала общественное сознание, способствовала обсуждению важнейших вопросов времени. Писатели стремились влиять на общество, поднимать проблемы бедности, несправедливости, социальных различий, что особенно ярко выражено в произведениях Достоевского, Толстого, Островского и Чехова.

7. О чём свидетельствует тот факт, что композиторы Могучей кучки черпали сюжеты для своих произведений в истории России? Какие события и почему оказались в центре внимания музыкантов?

Это говорит о стремлении к национальному самосознанию и поиску уникального музыкального языка. Композиторы использовали исторические темы, чтобы подчеркнуть величие России, её героическое прошлое. В центре внимания были события, связанные с борьбой за независимость, государственными реформами и образами народных героев, что можно увидеть в операх Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского.

8. Какие новые явления возникли в изобразительном, театральном искусстве и архитектуре во второй половине XIX в.?

В изобразительном искусстве усилился реализм, передвижники стремились к правдивому изображению жизни народа. В театре развивался психологический реализм, на сцене появились сложные, глубокие персонажи, что особенно заметно в пьесах Островского и Чехова. В архитектуре распространился эклектизм, сочетавший элементы разных стилей, а также неорусский стиль, вдохновлённый народными традициями.

9*. Подберите дополнительную информацию и подготовьте сообщение о «бунте 14» в Академии художеств.

«Бунт 14» произошёл в 1863 году, когда 14 выпускников Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на историческую картину и потребовали свободы творчества. Они не согласились с жёсткими академическими канонами и решили организовать независимую художественную деятельность. Это событие стало началом движения передвижников, повлиявшего на развитие русского искусства.

10*. Выберите литературное или иное художественное произведение, которое представляет для вас символ эпохи (второй половины XIX в.). Защитите свой выбор в дискуссии с одноклассниками.

Например, роман «Преступление и наказание» Достоевского можно назвать символом эпохи, так как он отражает философские и социальные проблемы времени, показывает кризис личности, социальное неравенство и поиск нравственных ориентиров. Достоевский мастерски передал атмосферу Петербурга того времени, внутренние терзания героев, что делает роман важнейшим произведением русской литературы XIX века.

1. Определите значение реформ 60 — 70-х гг. XIX в. в реформаторском процессе XIX в.

Эти реформы стали важнейшим шагом в модернизации страны. Они способствовали переходу от феодально-крепостнической системы к более современным общественным отношениям. Отмена крепостного права ускорила развитие капитализма, судебная реформа привела к созданию независимого и более справедливого суда, земская реформа способствовала развитию местного самоуправления, а военная реформа усилила армию.

2. Заполните таблицу «Двойственность реформ 60—70-х гг. XIX в.», самостоятельно определив названия её граф.

Направление реформ (земская, судебная, военная и т. д.).
Позитивные изменения (улучшение местного самоуправления, справедливость суда, модернизация армии и т. д.).
Ограничения и противоречия (ограниченность земского самоуправления, сословность суда, военная служба всё ещё была тяжелым бременем для солдат и т. д.).

3. Покажите влияние отмены крепостничества на экономическую, социальную и политическую сферы жизни общества.

В экономике выросла мобильность рабочей силы, что способствовало развитию промышленности и капиталистических отношений. В социальной сфере появилось множество обедневших крестьян, не получивших достаточно земли, но также и новые предприниматели, использовавшие возможности рынка. В политике началось усиление общественного движения, требовавшего дальнейших реформ и расширения прав.

4. Определите соотношение реформаторских и консервативных тенденций в царствование Александра II и Александра III. Насколько соответствовали деятельности императоров их прозвища — Освободитель и Миротворец?

Александр II провёл масштабные реформы, но при этом ограничивал демократические свободы, усиливал контроль за обществом. Его прозвище «Освободитель» связано с отменой крепостного права, но реформы не сделали народ полностью свободным. Александр III проводил жёсткую политику, свернув либеральные начинания, укрепляя самодержавие. Его называли «Миротворцем», поскольку он избегал войн, но внутри страны его правление сопровождалось репрессиями и усилением цензуры.

5. Дайте оценку геополитического положения России к концу XIX в. В чём заключались его преимущества? В чём вы видите его недостатки?

Преимущества: огромная территория с богатыми ресурсами, влияние на Балканах, расширение в Средней Азии, сильная армия. Недостатки: международная изоляция, отставание в экономическом развитии, нарастание революционных настроений, сложные отношения с Великобританией и Германией.

6. Приведите доводы в подтверждение или опровержение высказывания: «Социальное значение произведений литературы и искусства во второй половине XIX в. ставится выше их эстетических достоинств».

Многие произведения стремились показать социальные проблемы, как, например, романы Достоевского и Толстого, картины передвижников. Однако их художественная ценность была также очень высока: сложные образы, философские идеи, новаторские приёмы. Поэтому нельзя утверждать, что социальное значение ставилось выше эстетического, они были тесно связаны.

7. Какие люди (политические деятели, деятели литературы и искусства) могут олицетворять изученную вами эпоху? Аргументируйте свою точку зрения.

Среди политиков — Александр II, освободивший крестьян, и Александр III, укрепивший самодержавие. В литературе эпоху олицетворяют Достоевский и Толстой, чьи произведения раскрывают глубину человеческой души и социальных проблем. В искусстве — передвижники, создававшие картины с изображением жизни простого народа.






ГДЗ по истории России 10 класс учебник Левандовский параграф 26

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):