Почему во второй половине XIX в. были неизбежны социально-политические реформы? Как изменилась благодаря этим преобразованиям жизнь людей? Вспомните значение понятий: земство, самоуправление, имущественный ценз, всеобщая воинская повинность, состязательный судебный процесс. Какие проблемы решала областная реформа Екатерины II (1775)? Что привнесла в жизнь городов Жалованная грамота городам (1785)? Какие реформы разрабатывал в начале XIX в. М.М. Сперанский? 1. Дайте объяснение понятиям и терминам: земское собрание, земская управа, курия, гласные, мировой суд, коронный суд, судебная палата, кассация, присяжный поверенный, присяжный заседатель, классические гимназии, реальные гимназии. 2. О чём свидетельствует многообразие и комплексность проводимых реформ? Какие стороны общественной жизни и почему не были затронуты преобразованиями? 3. Объясните, как были организованы выборы гласных в земские уездные и губернские собрания. 4. Составьте схему местного управления после проведения земской и городской реформ. 5. Дайте оценку роли земства в обществе. Свою точку зрения аргументируйте. Почему губернская администрация всячески препятствовала земской активности? 6. Какие нововведения появились в российском суде? Дайте оценку этим нововведениям с точки зрения возможности защиты прав и свобод личности. 7. Покажите различия мирового и коронного судов. 8. Составьте схему государственных судебных органов после проведения судебной реформы 1864 г. 9. Назовите мероприятия военной реформы и дайте им оценку. 10. Какие изменения произошли в системе просвещения? 11*. Используя «Судебные уставы» 1864 г., проведите судебный процесс, в ходе которого подвергните разбирательству реформы 60—70-х гг. XIX в. — земскую, городскую, военную, финансовую, в области просвещения и цензуры. Предоставьте возможность присяжным заседателям оценить соответствие реформ принципам гражданского общества и правового государства.