Почему необходимая стране Крестьянская реформа была неоднозначно воспринята разными слоями общества? Вспомните значение понятий: крепостной, удельный, государственный крестьянин, барщина, оброк. Какие формы землевладения и землепользования существовали в европейских странах и США в XIX в.? 1. Дайте объяснение понятиям и терминам: рескрипт, временнообязанный крестьянин, норма надела, отрезок, капитализация оброка из 6% годовых, выкупные платежи, сельский и волостной сходы, староста, волостной старшина. 2. Приведите аргументы о необходимости отмены крепостного права с экономической, социальной, политической, духовной (культурной) точек зрения, которые высказывались накануне проведения Крестьянской реформы. 3. Что заставляло государственную власть медлить с отменой крепостного права? Какую роль в проведении реформы сыграла Крымская война? Объясните слова В. О. Ключевского: «Севастополь ударил по застоявшимся умам». 4. Объясните, как согласно «Положению о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»: а) решался вопрос о личной свободе крестьян; б) решался вопрос о крестьянском земельном наделе; в) организовывалась выкупная сделка. Что в этих решениях не соответствовало интересам крестьян? 5. Как было организовано крестьянское самоуправление? Объясните, почему государство опиралось на общинные традиции. 6. Проанализируйте роль реформы в развитии России. Что означает характеристика «двойственность и непоследовательность реформы»? Заполните таблицу «Реформа 1861 г. и пережитки крепостничества в России». 7*. Александр II вошёл в историю как царь-освободитель. Вам предоставляется право подтвердить его заслуги перед Россией или опровергнуть их. Подготовьте краткую речь на эту тему. 8*. Используя дополнительную литературу, подберите информацию и подготовьте сообщение на тему «Отношение крестьян к отмене крепостного права (1861—1862)».