Проблема. Какие противоречия и почему существуют в развитии культуры России первой половины XIX в.? Вспомните значение понятий: ампир, романтизм, реализм, эклектика. Как происходило становление национального самосознания жителей России в XVII - XVIII вв.? 1. Сравните развитие системы просвещения в царствование Александра I и Николая I: а) какие принципы остались неизменными; б) что изменилось к лучшему; в) какие негативные явления в сфере просвещения появились во второй четверти XIX в. 2. Объясните, почему во второй четверти XIX в. восторжествовала идея, «что вооружать нацию знаниями надо лишь в той мере, в какой это необходимо для технических нужд государства, притом строго охраняя публику от проникновения в умы зловредных политических идей» (А. А. Корнилов). 3. Какие новые явления возникли в отечественной науке и культуре в первой половине XIX в.? 4. Проанализируйте развитие отечественной науки в первой половине XIX в. Используя знания по всеобщей истории, определите вклад российской науки в развитие мирового научного знания. 5*. Подберите литературные примеры, которые позволят показать особенности романтизма и реализма. Какие факторы влияли на утверждение реалистического направления в русской литературе? 6*. Прослушайте отрывки из музыкальных произведений М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Поделитесь своими впечатлениями. Как были связаны между собой музыка, литература и история? 7*. Подготовьте рассказ об одном из живописных, скульптурных или архитектурных произведений эпохи. 8*. Выберите литературное или иное художественное произведение, которое представляет для вас символ эпохи (первая половина XIX в.). Защитите свой выбор в дискуссии с одноклассниками. 1. Подтвердите фактами или опровергните мнение: «Модернизационные процессы в России первой половины XIX в. развиваются недостаточно быстро». 2. Покажите влияние крепостной системы на экономическую, социальную и политическую сферы жизни общества в первой половине XIX в. 3. Определите соотношение реформаторских и консервативных тенденций в царствование Александра I и Николая I. Сформулируйте проблему и выскажите свою точку зрения по этой проблеме. 4. Какие экономические и социальные явления появились в России в первой половине XIX в., во второй четверти XIX в.? 5. Определите болевые точки внешней политики России в первой четверти XIX в., во второй четверти XIX в. Какие изменения происходили во внешнеполитическом курсе государства? Что оставалось неизменным? 6. Как отражалось в культуре первой половины XIX в. становление национального самосознания? 7. Какие люди (политические и общественные деятели, предприниматели, деятели литературы и искусства и др.) могут олицетворять изученную вами эпоху? Аргументируйте свою точку зрения.