Проблема. Какие противоречия и почему проявились в общественном движении в 30—50-х гг. XIX в.? Вспомните значение понятий: консерватизм, либерализм, социализм, утопический социализм. Ответьте на вопросы. Что такое, на ваш взгляд, общественное движение? Существовало ли в России общественное движение в XVIII — начале XIX в.? 1. Каково значение толстых журналов, салонов, дружеских кружков в развитии общественного движения? 2*. Во второй половине 1850-х гг. А. И. Герцен писал: «Тридцать лет тому назад Россия будущего существовала исключительно между несколькими мальчиками, только что вышедшими из детства, а в них было наследие общечеловеческой науки и чисто народной Руси». Прокомментируйте высказывание мыслителя. Какое научное наследие он имеет в виду? К чему приводило его освоение? 3. Какие идеи «Философического письма» П. Я. Чаадаева являлись вызовом теории «официальной народности»? 4. Проанализируйте взгляды западников и славянофилов. Заполните таблицу. К какому направлению общественной мысли вы отнесёте эти идеи? Озаглавьте таблицу. 5. Сравните взгляды славянофилов и сторонников теории «официальной народности» на православие, самодержавие, народность. Сделайте выводы. 6. Какие идеи обсуждали члены кружка Петрашевского? Почему расправа с ними была столь жестокой? 7*. Напишите мини-эссе на тему «Судьба России» от лица сторонника теории «официальной народности», западника или славянофила.