menu


ГДЗ по истории России 10 класс Левандовский §10. Культура России XVIII в.




Существуют различные мнения о соотношении самобытности и заимствованиях в послепетровской русской культуре XVIII в. До какой степени была самобытной русская культура этого периода?

Самобытность и заимствования в послепетровской русской культуре XVIII века вызывают дискуссии среди историков и культурологов. Самобытность культуры можно рассматривать в контексте сохранения традиций и уникальных черт русской культуры, таких как православное христианство, фольклор, иконопись и другие национальные элементы. В то же время, XVIII век был периодом активных контактов России с Западной Европой, и это привело к значительным заимствованиям и влиянию западных культурных течений.

Вспомните значение понятий: классицизм, сентиментализм, барокко.

Классицизм - это художественное направление, которое стремится к идеалам античности и ренессанса, подчеркивая симметрию, ясность, умеренность и гармонию. В русской культуре XVIII века классицизм проявлялся в литературе, искусстве и архитектуре.

Сентиментализм - это литературное направление, характеризующееся акцентом на эмоциях, чувствах и личной интроспекции. Оно было ближе к романтизму и выделялось своей эмоциональностью и меланхолией.

Барокко - это художественное направление, которое характеризуется изобилием декоративных элементов, сложными формами и экстравагантностью. В русской культуре, барокко в первую очередь оказало влияние на архитектуру.

Какие важнейшие изменения произошли в области культуры при Петре I? Почему связь российской и западноевропейской культуры до преобразований Петра I была слабой?

Важнейшие изменения в российской культуре при Петре I включали модернизацию и западную ориентацию. Петр проводил политику западного влияния и реформирования русской культуры. Это включало в себя внедрение новых технологий, создание академий и образовательных учреждений, а также перенос столицы в Санкт-Петербург. Связь российской и западноевропейской культуры до Петра I была слабой из-за географической изоляции и традиций православной культуры, но при Петре I и его преемниках Россия стала более активно взаимодействовать с Западом, что сказалось на культурных изменениях.

1. Определите, какие новые понятия в сфере культуры появились в России в середине — второй половине XVIII в.

В середине и второй половине XVIII века в России появились новые понятия и термины в сфере культуры, такие как "Просвещение" (или "Освоение"), "народность", "энциклопедизм", "разумное общество", "культурный прогресс". Эти понятия связаны с изменениями в образовании, литературе и общественном мышлении того времени.

2. Какие изменения произошли в сфере образования при преемниках Петра? Докажите, что в середине XVIII в. образование, по сути, превратилось в привилегию дворянства. Что изменилось в правление Екатерины II?

При преемниках Петра Великого, особенно во времена Елизаветы и Павла I, образование в России стало более доступным для дворянства. Однако при Екатерине II она действительно стала привилегией дворянства благодаря созданию "Гражданского устава", который ограничивал доступ к высшему образованию для других социальных групп.

3. Каково значение открытия Московского университета?

Московский университет, основанный в 1755 году Михаилом Ломоносовым, имел огромное значение. Этот университет стал центром образования и науки, где изучались различные дисциплины, включая философию, историю, математику и литературу. Открытие университета способствовало развитию российской научной и культурной сферы.

4. Дайте оценку роли М. В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры XVIII в.

Михаил Васильевич Ломоносов сыграл ключевую роль в развитии российской науки и культуры XVIII века. Он был ученым, поэтом, физиком и химиком, создал основы русской химии и физики, основал Московский университет, и его труды в области литературы и грамматики также оказали большое влияние.

5. Какие изменения произошли в российской культуре к концу XVIII в.? Как соотносятся в развитии русской культуры традиционализм и модернизация?

К концу XVIII века в российской культуре произошли изменения в сторону модернизации. Это проявилось в литературе, философии и образовании. Однако традиционализм все еще сильно влиял на русскую культуру, особенно в сельской местности.

6. Дайте краткую характеристику литературных направлений второй половины XVIII в. Назовите самых известных авторов и их произведения. Какие из них прочитаны вами? Поделитесь своими впечатлениями

Во второй половине XVIII века в русской литературе выделяются два основных направления: классицизм и сентиментализм. Среди известных авторов можно назвать Дениса Фонвизина ("Недоросль"), Гавриила Державина ("Смерть комильфо"), Николая Карамзина ("Бедная Лиза"), и Ивана Крылова ("Басни"). Некоторые из этих произведений я прочитал, и они имеют большое значение в русской литературной и культурной истории.

 

7*. Подготовьте сообщение о выдающемся художнике или скульпторе второй половины XVIII в. Покажите его творчество на фоне европейских достижений.

8. Опишите одно из архитектурных сооружений второй половины XVIII в. (см. вклейку).

9*. На основании результатов работы (задания 6 и 7) подготовьте коллективный проект-презентацию «Искусство второй половины XVIII в. глазами моих друзей»

I. Охарактеризуйте эпоху дворцовых переворотов, указав их причины, социальную базу, особенности.

Эпоха дворцовых переворотов в России (XVII-XVIII века) характеризовалась частыми изменениями власти, причинами которых были борьба за власть между различными дворянскими и царскими фракциями, а также несогласие с политикой правящей династии. Социальной базой переворотов была дворянская знать, а особенностью были дворцовые интриги и изменения на вершине власти.

2. Какие попытки ограничения самодержавия были предприняты в XVIII в.? Каковы их причины, результаты, значение?

В XVIII веке были предприняты попытки ограничения самодержавия. Одной из таких попыток было создание "Дворянского собрания" в 1767 году, которое обсуждало реформы, но они не были внедрены. Эти попытки были мотивированы желанием ограничить авторитаризм монархии, но они не привели к существенным изменениям.

3. Сравните социальные выступления «бунташного» XVII в., Петровской эпохи и второй половины XVIII в. Критерии сравнения определите самостоятельно.

Сравнение социальных выступлений в указанные периоды можно провести по следующим критериям: цели выступлений, социальная база (классы, поддержавшие выступления), методы борьбы, результаты. Например, бунты XVII века (например, Крестьянская война) были связаны с экономическими и социальными противоречиями, поддерживались крестьянами и имели ограниченные результаты. Петровская эпоха характеризовалась централизацией власти и реформами, проведенными сверху, а выступления второй половины XVIII века (например, Пугачевщина) были связаны с социальными и национальными противоречиями, поддерживались разными социальными группами и имели большие последствия для страны.

4. В эпоху Петра I активно шёл процесс модернизации России. Дайте оценку развитию модернизационных процессов в середине и к концу XVII в.

В эпоху Петра I произошел активный процесс модернизации России, который включал в себя реформы в армии, администрации, образовании и культуре. Петр осуществил секуляризацию церковных земель, создал новую административную систему, реформировал армию и флот, открыл окно в Европу. Эти изменения существенно изменили Россию, сделав ее более современной и централизованной.

5. Какие изменения произошли в российской культуре к концу XVIII в.? Как соотносятся в развитии русской культуры традиционализм и модернизация?

К концу XVIII века в российской культуре произошли изменения в сторону модернизации, с развитием литературы, искусства и образования. Однако традиционализм по-прежнему оставался сильным фактором, особенно в сельской местности. Модернизация включала в себя западные литературные и философские течения, создание новых литературных школ и активное обсуждение общественных вопросов.

6. Какими достижениями образования и культуры середины — второй половины XVIII в. может гордиться наш современник?

Современники могут гордиться достижениями образования и культуры середины и второй половины XVIII века, такими как создание Московского университета, развитие русской литературы с выдающимися авторами, такими как Карамзин и Ломоносов, и обогащение русской культуры западными влияниями, что способствовало формированию современной русской культурной и интеллектуальной идентичности.






ГДЗ по истории России 10 класс учебник Левандовский параграф 10

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):