Существуют различные мнения о соотношении самобытности и заимствованиях в послепетровской русской культуре XVIII в. До какой степени была самобытной русская культура этого периода? Вспомните значение понятий: классицизм, сентиментализм, барокко. Какие важнейшие изменения произошли в области культуры при Петре I? Почему связь российской и западноевропейской культуры до преобразований Петра I была слабой? 1. Определите, какие новые понятия в сфере культуры появились в России в середине — второй половине XVIII в. 2. Какие изменения произошли в сфере образования при преемниках Петра? Докажите, что в середине XVIII в. образование, по сути, превратилось в привилегию дворянства. Что изменилось в правление Екатерины II? 3. Каково значение открытия Московского университета? 4. Дайте оценку роли М. В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры XVIII в. 5. Какие изменения произошли в российской культуре к концу XVIII в.? Как соотносятся в развитии русской культуры традиционализм и модернизация? 6. Дайте краткую характеристику литературных направлений второй половины XVIII в. Назовите самых известных авторов и их произведения. Какие из них прочитаны вами? Поделитесь своими впечатлениями 7*. Подготовьте сообщение о выдающемся художнике или скульпторе второй половины XVIII в. Покажите его творчество на фоне европейских достижений. 8. Опишите одно из архитектурных сооружений второй половины XVIII в. (см. вклейку). 9*. На основании результатов работы (задания 6 и 7) подготовьте коллективный проект-презентацию «Искусство второй половины XVIII в. глазами моих друзей» I. Охарактеризуйте эпоху дворцовых переворотов, указав их причины, социальную базу, особенности. 2. Какие попытки ограничения самодержавия были предприняты в XVIII в.? Каковы их причины, результаты, значение? 3. Сравните социальные выступления «бунташного» XVII в., Петровской эпохи и второй половины XVIII в. Критерии сравнения определите самостоятельно. 4. В эпоху Петра I активно шёл процесс модернизации России. Дайте оценку развитию модернизационных процессов в середине и к концу XVII в. 5. Какие изменения произошли в российской культуре к концу XVIII в.? Как соотносятся в развитии русской культуры традиционализм и модернизация? 6. Какими достижениями образования и культуры середины — второй половины XVIII в. может гордиться наш современник?