Как связаны культура Древнерусского государства и культура русских земель и княжеств периода феодальной раздробленности? Есть ли связь культуры домонгольской Руси и современной культуры? Вспомните значения понятий: лицевой свод, «слово», килевидные закомары, башнеобразный храм. Какие явления культуры объединяли земли и княжества в период феодальной раздробленности? 1. Как сказался на развитии культуры распад Киевской Руси? Дополните свою характеристику феодальной раздробленности как прогрессивного явления в истории общества (см. задание 2 к § 6—7). 2. Сравните культуру Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской земли по плану: а) особенности летописания; б) особенности архитектуры; в) особенности живописи. Объясните, с чем связаны эти особенности. 3. Продолжите перечень «первых» явлений культуры в нашей истории (см. задание 4 к § 4). 4*. Подготовьте выступление на одну из тем: «Загадки и уроки «Слова о полку Игореве», «Загадки и уроки «Слова Даниила Заточника», «Загадки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском» (используйте знания, полученные на уроках литературы и мировой художественной культуры). Как вы думаете, почему культура Древней Руси полна загадок для наших современников? 5*. Прочитайте отрывки из древнерусских изборников и летописей. Укажите современные изречения, имеющие тот же смысл. Какие человеческие качества ценили на Руси? Копая яму под ближним своим, въпадеться в ню. Луче малое имание с правдою, нежели многое богатство без правды. Достойна верна друга язва, нежели лобзание врага. Коньная хытрость на рати знается, а друг верен у беды. Всем угодити люто есть. Иже хощет над инем княжити, да учится первие сам собою владети. Люто есть и горко, аще злии над добрыми владеють и несмыслении над умными. Луче есть на своей земле костью лечи, нежле на чюже славну быти.