Как взаимодействовали «старое» и «новое» в культуре XVII в.? Вспомните значения понятий: автобиография, сатирическая повесть, «дивное узорочье», архитектурная школа, нарышкинское барокко. Где могли выучиться грамоте дети в России в XVII в.? Где можно было получить высшее образование? 2. Как связаны литература, архитектура, живопись и политическая история XVII в.? 3. Продолжите перечень «первых» явлений культуры в нашей истории (см. задание 4 к § 18). 4. Почему в XVI в. местные школы архитектуры исчезают, а в XVII в. появляются вновь? 5*. Какие процессы в культуре России XVII в. подготавливали почву для преобразований Петра I? 6*. Подготовьте выступление на одну из тем: «Развитие образования в Российском государстве XVII в.», «Отражение Смутного времени в литературе и искусстве XVII в.», «Выдающиеся иконописцы XVII в.», «Памятник архитектуры XVII в.». Вопросы и задания к разделу 3 1. Какие элементы модернизации появились и начали своё развитие в экономике России XVI—XVII вв.? 2. Какие формы взаимодействия власти и общества победили в России в XVI в.? 3. В чём проявлялись особенности российской сословно-представительной монархии по сравнению с западноевропейскими? 4. Чем различались органы государственной власти в России второй половины XV в. и второй половины XVI в.? второй половины XVI в. и второй половины XVII в.? 5. Выделите и сравните этапы развития монархии в XVI—XVII вв. 6. Дайте историческую оценку опричнине. 7. Проследите эволюцию формирования крепостного права в России. 8. Почему именно XVII век вошёл в историю России как «бунташный»? 9. Как складывались отношения России и соседних государств в XVI в.? Какие изменения произошли в этих отношениях в XVII в.? Какие факторы (события, явления, процессы) лежали в основе этих изменений? 10. В чём заключались положительные и отрицательные последствия церковных реформ середины XVII в.? 11. Охарактеризуйте особенности государственной идеологии России в XVI и XVII вв. 12. Как развивалась культура России в XVI и XVII вв.? Какие события и процессы оказали на неё особое влияние? 13. Сравните произведения литературы или искусства (архитектура, живопись и т.д.), созданные в XVI и XVII вв.