Какие изменения и почему происходят в Российском государстве и российском обществе в XVI в.?
В XVI веке произошли существенные изменения в Российском государстве и обществе, которые в значительной мере сформировали будущую историческую траекторию России. Ниже представлены некоторые из наиболее важных изменений и их причины:
Централизация власти: Важнейшим событием этого времени было укрепление центральной власти, что в конечном итоге привело к формированию абсолютной монархии. Иван IV (Иван Грозный) сосредоточил власть в своих руках, ввел термин "царь," и начал утверждать свою абсолютную власть.
Освобождение от татарского ига: В XVI веке Россия окончательно освободилась от Монгольского ига, и Московское государство стало центром сосредоточенной власти, осуществляющей контроль над всей территорией.
Территориальное расширение: Великие княжества и земли были включены в состав Московского государства. Значительное расширение произошло за счет колонизации Сибири, Урала и Дальнего Востока.
Сословная система: Введение четкой сословной системы обусловило социальное стратификация населения. Сословия включали крестьян, дворянство и духовенство, и каждое сословие имело свои правовые обязанности и привилегии.
Реформы в армии и администрации: С целью укрепления власти и управления страной были внесены реформы в армии и созданы специальные приказы (административные учреждения), чтобы обеспечить более эффективное управление государством.
Церковная реформа: Произошли изменения в религиозной сфере, включая реформы Русской православной церкви. Были проведены церковные соборы и введены изменения в богослужебной практике.
Идея "Третьего Рима": В Московском государстве начала формироваться идея, что Москва является православной столицей после падения Римской и Византийской империй. Эта идея укрепила позицию Московского государства как центра православия.
Вспомните значения понятий: казачество, сословно-представительная монархия, Земский собор, Освящённый собор, приказ, кормление, иосифляне, нестяжатели, Избранная рада, царь, большая соха, опричнина.
Казачество: Это социальная группа в России, представляющая собой свободных военных колонистов, занимавшихся охраной границ и участвовавших в военных походах.
Сословно-представительная монархия: Форма правления, в которой власть монарха ограничена системой сословий, и существует представительное орган, участвующий в принятии решений.
Земский собор: Собрание в средневековой и ранней новой истории в России, в котором представители различных сословий обсуждали вопросы государственной важности.
Освящённый собор: Высший духовный собор в Российской православной церкви, который принимал решения по церковным и каноническим вопросам.
Приказ: Специализированное управленческое учреждение в Российском государстве, занимающееся определенными сферами управления, такими как военные, финансовые, или торговые вопросы.
Кормление: Система обеспечения военной элиты, предоставляющая земли военным служителям.
Иосифляне: Религиозное движение, возникшее в России в XVI веке, критиковавшее реформы церкви, проведенные Иосифом Волоцким.
Нестяжатели: Община, отказывающаяся от личной собственности и стремящаяся к простоте и духовной чистоте.
Избранная рада: Орган, созданный Иваном Грозным, представлявший собой своеобразное консультативное учреждение.
Царь: Монарх, правитель Российского государства.
Большая соха: Система землевладения, распространенная в России, предполагающая большие участки земли, владельцем которых становится крупный помещик.
Опричнина: Период в истории России при Иване Грозном, когда были введены политические репрессии в отношении политических оппонентов.
Что такое колонизация? Когда и почему Москву назвали «Третьим Римом»?
Колонизация - Это процесс завоевания и освоения новых территорий. В XVI веке Россия активно колонизировала Сибирь и Урал, расширяя свои границы на восток.
Третий Рим: Москву называли "Третьим Римом" из-за того, что она стала преемницей Римской империи и Византийской империи в православном христианстве. Такая идея возвеличивала роль Москвы как наследницы христианской цивилизации и давала моральное право на власть и лидерство.
1. Объясните выражения: «крестьянские деревни разделены на сохи» (документ 1), «они [крестьяне] принадлежат тому, кому захотят» (документ 1), «царь Фёодор Иоанович... выход крестьянам заказал» (документ 2).
"Крестьянские деревни разделены на сохи" (документ 1): Это выражение указывает на то, что крестьянские поселения были организованы на основе системы сох, то есть земельных участков. Каждая соха представляла собой определенное количество земли, которое крестьянин мог обрабатывать.
"Они [крестьяне] принадлежат тому, кому захотят" (документ 1): Это указывает на свободу передвижения крестьян между различными владельцами земли. Крестьяне имели возможность выбирать, за кем работать, и переходить от одного владельца к другому.
"Царь Фёодор Иоанович... выход крестьянам заказал" (документ 2): Это отсылает к мере, введенной царем Фёдором Иоановичем, которая ограничивала свободу передвижения крестьян. Теперь они были призваны служить определенным владельцам земли, что ограничивало их свободу выбора.
2. Проанализируйте характеристику поведения простого народа (документ 3). Согласны ли вы с мнением автора о последствиях притеснения крестьян?
Автор указывает на страх и притеснения, которым подвержены бедные люди. Он описывает, как этот страх приводит к лени и пьянству, так как люди теряют мотивацию к труду из-за опасности потерять свои собственные накопления. Автор считает, что это влияет на производство и экономику.
3. Проанализируйте извлечения из послания А. Курбского (дополнительная информация содержится в § 18). Прокомментируйте слова Н. М. Карамзина: «Бегство не всегда измена... но горе гражданину, который за тирана мстит отечеству».
В послании Курбского можно увидеть обвинения в адрес царя Ивана Грозного. Курбский выражает недовольство притеснениями, производимыми царем и его окружением, и обвиняет его в нарушении христианских принципов. Автор выражает горе по поводу положения страны под правлением тирании и страху перед тем, что он считает несправедливостью.